Игры на закрепление понятий право лево. Ориентируемся в пространстве

Начальное общее образование

Дошкольное образование

Психология и педагогика

Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения

Требования ФГОС для дошкольного и начального образования включают формирование познавательных действий, навыков сравнения, анализа, синтеза. Подобные действия непосредственно связаны с умением ориентироваться в пространстве. В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. О том, в каких учебных действиях первоклассникам требуется работа с пространством и чему следует научить ребенка перед переходом в начальную школу, рассказала старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Елена Кочурова.

Задания в первом классе: почему детям нужно знать, где право, лево, верх и низ

Ориентируясь на УМК «Математика» для начальной школы В.Н. Рудницкой, разберем виды работ, в которых первоклассникам необходимы представления о пространстве.

1. Установление закономерностей, работа с фигурами

В первом классе дети много работают с фигурами: классифицируют их, группируют и располагают определенным образом.

Пример задания:

Как изменяет фигуру «машина»? Выложи слева фигуры, которые были введены в «машину». Назови фигуры парами.


Подобные задания предполагают, что ребенок уже знает, где лево и право, может определять отношение фигур в пространстве («Большой желтый пятиугольник был введен в машину слева, а справа из машины вышел маленький желтый пятиугольник»).


2. Работа с линейкой, вычисления

Движение по шкале линейки является в первом классе опорой сложения и вычитания. Важно, чтобы ребенок понимал структуру числового ряда: если мы идем в порядке увеличения, то каждое следующее число на единицу больше, чем число предыдущее. Кроме того, дети учатся рисовать по линейке отрезки: левой рукой держать линейку, правой делать чертеж.

Пример задания:

Сколько надо прибавить к каждому из чисел 9, 8, 7, 6, чтобы получить число 10?

3. Работа с таблицами

Решая задачи с таблицами ребенку нужно понимать расположение предмета одновременно и в столбце, и в строке – это тоже пространство.

Пример задания:

Маша разложила свои игрушки так, что они образовали 3 строки и 3 столбца.

Ответь на вопросы:

    Какие игрушки расположены в средней строке? в среднем столбце? в верхней строке? в правом столбце? в левом столбце?

    В какой строке мячик? В каком столбце ведерко?

    Опиши расположение (назови строку и столбец) куклы, шишки, флажка.

    Какая игрушка расположена в верхней строке и правом столбце? В нижней строке и среднем столбце?

4. Конструирование

Работа с разными деталями требует понимания, как они выложены на столе относительно друг друга, как их нужно передвинуть, чтобы сделать заданную фигуру. Неумение ребенка работать с танграмами – явный признак низкого уровня развития пространственного мышления.

5. Написание цифр

Знакомя учеников с написанием цифр, учитель показывает и рассказывает, откуда начинается движение, куда вести руку – что, разумеется, включает пространственные понятия. Например, цифра «2»: «От черной точки проводим линию вверх до верхней стороны клетки и поворачиваем вправо. Опираемся на правую сторону клетки, ведем линию, закругляем ее, и ведем линию на середину нижней стороны клетки. От этой точки рисуем хвост до правой стороны клетки».

6. Счет в столбик

Не секрет, что даже во втором классе, при работе с двузначными числами дети иногда путают алгоритмы сложения, вычитания: вычисляют слева направо. Именно пространственные представления позволяют запомнить и довести до автоматизма алгоритм вычисления в столбик.

7. Олимпиадные задания

Сложнейшие олимпиадные задания также требуют понимания алгоритмов вычисления.

Пример задания:

Поставь знак «+» между цифрами 2 9 3 7 4 6 0 8 1 5 так, чтобы получилась сумма, равная 432.

Как диагностировать понимание пространства у ребенка

Корпорация «Российский учебник» предлагает пособие «Педагогическая диагностика» для первого класса. Работа № 1, которую следует проводить в первые дни учебного года, включает задания на диагностику пространственного мышления. Рассмотрим одно из них.

Диктант: отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки, пятую закрасьте красным карандашом.

Цель: выявить умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий; умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); умение пересчитывать клеточки.

Готовим к школе играя

Пособие «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей 5-7 лет (автор Елена Кочурова) содержит игровые задания и рекомендации, призванные помочь родителям и педагогам развить у ребенка пространственное мышление. Приведем некоторые задания из пособия.

Игра «Влево, вправо»

Предложите ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Теперь, не поворачиваясь, сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад».

Справа – слева, правее – левее, между


Расскажите ребенку о том, как важно знать пространственные направления и уметь отвечать на вопросы: что расположено левее (правее), слева (справа). Затем рассмотрите рисунки вместе с ребенком и предложите ему выполнить задания.

    Ответь на вопросы: кто сидит справа от мальчика, слева от мальчика, между мамой и дочкой?

    Ответь на вопросы: кто сидит правее медвежонка, левее лисенка, левее всех, правее всех, между зайчонком и лисенком?

    Раскрась красным карандашом яблоко, расположенное слева от цветка, и зеленым карандашом – яблоко справа от цветка.

Толще – тоньше, шире – уже

Взрослый рассматривает пирамидки вместе с ребенком и просит его выполнить задания.

    Скажи, какой из стержней пирамидок толще, а какой – длиннее. Ответь на вопрос: какие кольца можно надеть на толстый стержень пирамидки, а какие – на тонкий? Проведи линии к стрежням от колец, которые на них можно надеть.

    Покажи, какая из дощечек короче, какая – тоньше и какая – шире.

Рисуем по клеткам

Предложите ребенку задание: нарисуй по клеточкам паровозик так, чтобы он двигался слева направо.

Смотрим на предметы спереди, сзади, справа, слева

Расскажите ребенку о том, что на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения. Если папа, мама, сын и дочка сядут с разных сторон квадратного стола и посмотрят на чайник, который стоит в центре, то каждый увидит чайник по-своему, со своей точки зрения. Каждый член семьи может рассказать, о том, какие детали чайника ему видны: виден ли носик или только ручка, видная ли ручка или виден только носик, вправо или влево смотрит носик чайника. Расскажите сами и попросите ребенка рассказать о том, как выглядят некоторые предметы с разных точек зрения: спереди, сзади, справа, слева. Предложите ребенку выполнить задание:

Художник нарисовал матрешку с четырех разных направлений: спереди, сзади, слева и справа. Эти направления на рисунке показаны стрелками. Назови направление, с которого выполнен каждый маленький рисунок.

Так, в процессе игровой деятельности ребенок осваивает важные навыки, которые пригодятся ему в первом классе.

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая –

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Сделай узор на платочке

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

Знакомимся с мозаикой

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

Игры для детей 3-5 лет: учимся различать «право» и «лево» и не только

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины).

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки (другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».
  • «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
  • >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
  • «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно сделал – остается на месте. Задача – дойти до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
  2. С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно — то шаг вперед. Задача – быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым – будет водящим в следующей игре.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

Выложи узор

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

А можно сделать другой вариант этой игры – более сложный, когда мы прямо не говорим, что за фигуру надо положить. А малыш сам выбирает ее из набора фигур: «Догадайся, что же вышила Красная Шапочка вверху – это не квадрат, не круг. Что это? Точно, треугольник. Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал – зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Да, зеленый треугольник!»

Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Нарисуйте на его игровом поле – белом квадрате — сверху красную линию, а снизу синюю. Справа нарисуйте ложку (правая рука держит ложку), а слева нарисуйте кусочек хлеба (левая рука держит хлеб). И когда диктуете – рассказываете, то помогайте подсказкой: «Вышила Красная Шапочка красный квадрат вверху. Где это? Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник. Покажи, где зеленый треугольник? Вот он! А где это справа – где ложка нарисована. Вот она! А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Молодец! Красивый платочек получится!»

В такой игре нужно постоянно менять сюжет – то украшать флажками разной формы и разного цвета силуэт — кораблик (вместо квадрата), то расставлять разноцветные чашки разного размера на стол (право – лево, выше – ниже), то помогать герою написать зашифрованное письмо (прямоугольник — фон будет обозначать конверт, на котором в определенном порядке выкладываются фигуры), то делать ковер-самолет для Старика Хоттабыча (выкладывать рисунки на прямоугольнике). Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша!

Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому – научить правильно называть углы: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Тогда узор может получиться, например, таким: «В правом верхнем углу – красный треугольник. И в левом нижнем углу – красный треугольник. В правом нижнем углу – желтый круг. И в левом верхнем углу – желтый круг. А в центре голубой ромб».

Игра в магазин

Еще один вариант предыдущей игры – игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры (как показано на предыдущей картинке) с разным расположением фигур на квадрате — основе. Это наши «ковры» или «платочки» или «салфеточки», которые будут продаваться в магазине. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя.

Ребенок-покупатель выбирает из своего набора одну карточку – это «коврик» (полотенце, шарфик, салфеточка и т.д.), который он хочет купить в магазине. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить. Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для этого ему нужно очень точно описать свой «коврик»: что нарисовано в середине, что вверху, что внизу, что справа, что слева.

Малыш может сам выбрать «коврик» для покупки. А может быть, в другом варианте этой игры, его попросит помочь сказочный персонаж и даст ему картинку с изображением нужного ему «коврика».

Найди такую же картинку.

Для изготовления игры потребуются наклейки (наборы одинаковых наклеек) и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: например, чайник – платье – мячик – девочка. На другой карточке: платье – уточка – мячик – девочка. На третьей: платье – чайник – мячик – девочка. На четвертой: мячик — платье — девочка — чайник. И так далее. Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача – найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара (ребенок может объяснить так: «Здесь слева приклеено платье, справа от него чайник, еще правее мячик. А потом девочка. И на этой картинке точно так же»). Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры, ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки – расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия.

Новоселье

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть в эту игру с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Есть три варианта игры:

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем новоселье 🙂 — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою..

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь – разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

Как провести такое новоселье и научить составлять план комнаты детей 3-4 лет, мы уже знаем из статьи

Внимание: чтобы понять план, ребенку сначала нужно определить, а где он сам находится в комнате, где окно, где дверь. И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Вскоре он сам быстро поймет, как «читать» план, и сразу будет отыскивать на плане нужное место.

Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание – пусть в нашей комнате будет до 10-11 предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Игры для детей 6-7 лет

Детей 6-7 лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути (как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк).

Что такое карта и масштаб, Ваш малыш узнает из телепередачи «Шишкин лес» телеканала «Радость моя». Приятного просмотра!

Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу.

А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников.

Капитан и корабль

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача – переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше «море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад. Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее.

Ура! Задача выполнена. Теперь можно поменяться ролями:). Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто! А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти? На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

Читаем план комнаты с помощью веселого человечка

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может усвоить, что пространственные взаимоотношения «право», «лево», «вперед», «назад» меняются в зависимости от положения человека. Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! И тогда для Вас «вправо» – это будет, например, к окну. А для него «вправо» – это будет, наоборот, к двери.

Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л.А. Венгером. Нарисуйте картинку с веселым человечком (мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху). Там, где у человечка круглый носик – это его лицо, в эту сторону он смотрит. Еще вырежете из цветной бумаги или цветного картона две стрелки – ручки человечка: красную и синюю. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка – левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным. Например, у Вас будет правая ручка человечка – это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка – это всегда зеленая стрелка.

Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм. Пусть малыш посмотрит на носик человечка и решит, куда прикрепить ручки – стрелки. Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади?

Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки – ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное – это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку.

Найди клад

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

Для первой игры нужно простое игровое поле (5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант

Вариант 1. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

Вариант 2. Ребенок видит выложенный узор и должен его «сфотографировать» — то есть запомнить. Обычно мы с детьми играем в фотографов — изображаем руками, как «берем фотоаппарат», «нажимаем» на кнопочку и «получаем фото». И его запоминаем. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более 4-5 разных фигур.

Если узор выложен неправильно, то можно предложить ребенку «починить фотоаппарат» и сделать следующее фото без ошибок. Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают:).

Это задание можно проводить в игровой форме – попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое.

Еще игры с предлогами для детей дошкольного возраста по теме «Ориентация в пространстве» Вы найдете в статьях:

А какие игры, стихи, потешки, идеи Вы использовали или используете чтобы помочь малышам научиться различать, где «право», а где «лево»?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Как научить ребенка различать лево и право Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется изучить немало законов и правил. А также развить важные умения, одно из которых – умение различать право и лево, то есть ориентироваться в пространстве. Как показывает практика воспитания дошкольников, понятия «верх» и «низ» довольно легко усваиваются детьми. А вот на то, чтобы запомнить, где левая, а где правая стороны – ребенку потребуется не один день. Родители должны уже с трех лет активно учить ребенка таким понятиям, как «право» и «лево», чтобы в будущем у крохи не было проблем с письмом, счетом, спортом и другими видами умственной и физической деятельности. Как научить ребенка различать лево и право 1. Первым шагом на пути к успеху может стать умение ребенка различать, где находятся левая и правая рука. Поскольку мышление у малышей конкретное, рекомендуется создать у дошкольника ассоциации с другими предметами. К примеру, объяснить, что правая рука – та, в которую он берет карандаш или ложку. 2. Если путаницы с руками уже не будет, откройте ребенку еще один «секрет»: все, что находится со стороны правой руки – тоже правое. Например, ножка, глазик, ушко, щечка и т.д. 3. Важно также натренировать умение определять расположение предметов в пространстве, а не только частей тела. Для этого попросите ребенка, чтобы он положил игрушку справа от себя или спросите, какие предметы находятся по левую руку от него и т.д. 4. Такой же прием используйте, когда вы с ребенком гуляете на улице – обращайте внимание на предметы и объекты вокруг. Не забывайте комментировать увиденное. Например: «Смотри, какая красивая собачка бежит слева от нас. Видишь?» или «Какие яркие розы на клумбе справа от тебя цветут, вот это да!» 5. Во время прогулки не забывайте делать акцент на предстоящем маршруте – это тоже поможет ребенку научиться отличать право и лево. Если дорога сворачивает, опишите это словесно: «Осталось только повернуть налево – и мы уже почти дома». Через некоторое время можно усложнить задание – и поиграть в игру «Проводи меня домой», когда ребенок сам комментирует пройденный путь. 6. Изучать где правая и левая стороны – можно, делая практически что угодно. В повседневной жизни, например, открывая шкаф с вещами ребенка, вы можете поинтересоваться: «А где это твоя красная футболка? Вот же она, лежит слева от синих штанишек». Или попросите малыша вам помочь – дайте задание достать книжку с полки, которая находится с левой стороны. Точно также, собираясь в садик, говорите, что один ботинок нужно надеть на левую ножку, а второй – на правую. Благодаря этим упоминаниям ребенок сможет быстрее запомнить слова и их значения, которые помогут ему ориентироваться в пространстве. 7. Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга. К четырехлетнему возрасту родители должны научить ребенка понимать значение слов «правый» и «левый». Для того, чтобы малышу было легко отличать, где право и лево, используйте специальные игры и упражнения. Кроме того, существует множество детских стишков, которые помогут научить ребенка ориентироваться в пространстве.

Для малыша фраза «иди налево» не говорит ни о чем. Для начала ему необходимо запомнить, где правая и левая стороны на примере собственного тела. Чтобы облегчить своему ребенку это запоминание, вы можете, например, завязать на запястье правой руки ниточку. Теперь у малыша будет ориентир: где ниточка - там и правая рука. Старайтесь как можно чаще давать ребенку инструкции в игре и в жизни, используя понятие правый, подсказывая при этом, что это там, где ниточка. К примеру, обувая ребенка, просите его подать правую ногу.

Самые первые игры на запоминание сторон тела очень простые: подними правую руку, закрой левый глаз, покажи левое ухо и т.п. Сначала все это малыш должен показывать на своем теле. Ведь на теле другого человека, стоящего напротив, право и лево меняются местами; чтобы понять это, малышу потребуется много времени. Поэтому и играть в такие игры лучше, стоя рядом с ребенком или спиной к нему.

«Направо» и «налево» как движение в нужную сторону

Для чуть подросшего ребенка можно придумывать более сложные игры. В таких играх ему потребуется не только вспоминать, где право и лево, но и двигаться в этом направлении. Можно сопрягать обучение направлениям движения и счету. Например, вы можете просить ребенка с закрытыми глазами поворачиваться и/или делать определенное количество шагов в нужную сторону. Потом малыш должен все также с закрытыми глазами отгадать, где он оказался. В такую игру прекрасно играть с ребенком примерно трех лет. Если он совсем не знает счет, вы просто можете его просить: «повернись налево, шагни, шагни, повернись направо»» и т.д. В такой игре ребенок не только запоминает, где право и лево, но и учится ориентироваться в пространстве.

Ориентация на листе

Только после того, как ребенок выучил на собственном теле, где правая и левая стороны, можно учить его ориентироваться на листе бумаги. Не обязательно придумывать сложные и замысловатые игры. Просто когда ребенок садится рисовать, просите его изобразить что-то справа или слева на листе. Сначала лучше использовать только одно понятие в инструкции: «нарисуй солнышко на правой стороне». Уже потом можно присоединять понятия верх/низ и давать более сложные инструкции: «изобрази травку слева внизу листа», например. Можно покупать специальные тетради для занятий с ребенком. Выбирайте такие, которые подходят ему по возрасту. В них вы не только можете выполнять имеющиеся задания, но и придумывать свои. Например, попросите закрасить самый правый предмет на листе.

Чтобы ребенку было проще ориентироваться на листе, перед началом рисования попросите его поставить руки на края листа и напомните ему, где правая и левая рука. Пусть ребенок при этом догадается, что правая сторона листа там, где правая рука.

Графический диктант

Еще один способ выучить право и лево - это графический диктант. Проводить его лучше с ребенком 5-7 лет. Ребенку младше будет выполнять диктант слишком сложно.

Суть диктанта заключается в том, что ребенку необходимо вести ручкой или фломастером линию по клеточкам согласно инструкции. В результате получается какой-либо узор или рисунок. Сначала давайте ребенку совсем простые узоры. Например, 1 клеточка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо и т.д. Когда ребенок поймет суть, что ему нужно делать, вы можете усложнять инструкцию.

С помощью графического диктанта можно рисовать различных животных, крепости и все, что угодно. Рисунки для графического диктанта вы можете найти в специальных тетрадях подготовки к школе или придумывать самостоятельно. Важно всегда использовать бумагу в клеточку. Размер клеточки при этом зависит от возраста ребенка: чем старше он, тем мельче клеточки. Еще один принципиальный момент: перед проведением графического диктанта не показывайте ребенку рисунок, который у него должен получиться в итоге.

В царской армии самая большая проблема возникала из-за того, что солдаты - выходцы из крестьян - не различали правую и левую стороны. Проблему решили, привязывая к ногам солдат пучки сена и соломы. Командиры так и командовали: Сено - Солома. Тут уж ошибок в поворотах в нужную сторону не было.

Времена дремучего невежества миновали и современные солдаты браво выполняют приказы своих командиров, безошибочно поворачиваясь налево и направо. Но в начальной школе, проблема определения где лево, где право стоит очень остро. Большинство детей путают левую и правую сторону. Особенно заметно это на уроках физкультуры.

Как научить малыша различать где право, где лево?

Я сторонник незаметного обучения детей. Пока ребенок еще маленький, одеваем его и комментируем. Одеваем штанину на левую ножку, одеваем штанину на правую ножку.

Кормим ребеночка, тоже комментируем: берем ложку в правую ручку, хлебушек держим в левой ручке.

В год наша дочка легко ориентировалась где право, где лево.

Где право где лево

Зеркальное отражение в определении сторон

Когда нашей дочке было два года, мы ходили с ней на развивашки в детский центр. Педагог берет в левую руку козленка и говорит детям: » Берем козлят в правую руку». Я после занятия подошла к педагогу и спрашиваю: «Почему Вы держали козленка в левой руке, а детям говорили брать козленка в правую руку?»

Педагог мне ответила: «Потому что я сидела лицом к детям и у нас получалось зеркальное отражение. Чтобы они все повторяли за мной, я им называла неправильно».

Такое объяснение выглядело правдоподобно, но мне оно как-то не по душе. Я привыкла называть вещи своими именами, даже если говорю с малышами.

В тот период времени, когда дочке было 2 года, она легко различала правую и левую сторону. Педагога она слушала и брала козленка в ту руку, в которую нужно.

В 3 года мы стали ходить с дочкой на занятия танцами. Педагог по танцам сказала, что дети путаются где лево, где право и попросила пришить к платочкам петельки, чтобы платочки вешать на правую ручку. Прямо, как у солдат солому вешали на ноги

После занятий Олеся мне стала рассказывать: «Мама, а наша учительница по танцам на правую руку говорит: это левая рука. А на левую руку говорит, что это правая рука».

Когда я присутствовала на занятиях по танцам, то выяснилось, что педагог тоже озвучивает правую и левую сторону неправильно - в зеркальном отражении.

Когда Олесе было 2 года, она еще не обращала внимания на то, что педагог держал козленка в левой руке, а называл руку правой. А вот в три года дочка заметила, что педагог держит платок в левой руке, а говорит «Держите платочек, как у меня - в правой руке».

Похоже, что большинство педагогов, которые занимаются, называют левую и правую сторону в зеркальном отражении. Тем самым, на мой взгляд, они только путают детей. Ведь дети очень умные и большинство детей к 3 годам прекрасно различают правую и левую сторону. А вот название сторон в зеркальном отражении приводит к тому, что к школе дети начинают путаться со сторонами.

Как же быть? Нужно ввести в совместные игры с детьми, игры, помогающие ориентироваться где право, где лево.

Игры с детьми по ориентации в пространстве

К четырем годам ребенок должен уметь:

  • различать правую и левую руку;
  • определять направление от себя: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз
  • понимать и использовать слова и предлоги: вверху, внизу, посередине; внутри, снаружи, около; над, на под; слева, справа, посередине.

Игра 1: Право-лево

Просим ребенка поднять правую руку. Если он поднимает нужную руку, то даем ему игрушку в эту руку. И спрашиваем в какой руке у него игрушка и как называется вторая ручка.

Потом просим свободной левой ручкой дотронуться до щеки, до ноги, до колена. Просим ребенка называть, какую часть тела ребенок трогает левую или правую.

Затем просим малыша переложить игрушку в левую руку и повторить все действия правой рукой: дотронуться до щеки, ноги, коленки и назвать их.

Переходим к лицу и трогаем левой ручкой левый глаз, бровь, ноздрю, ухо, плечо. А правой ручкой трогаем правые парные части тела.

Обычно детки с удовольствием показывают свои части тела и легко определяют, что находится слева, а что справа.

Игра 2: Бравый солдатик

Даем ребенку в руки две небольшие игрушки разного цвета (флажки, шарики, карандаши).

Мама - командир, а ребенок - бравый солдатик. «Командир» дает различные команды, а «бравый солдатик» их выполняет.

Команды могут быть такими:

  • руки вверх
  • руки вниз
  • правую руку поднять
  • левую руку поднять
  • правую руку опустить и т.д.

Затем, мама и ребенок меняются ролями. Теперь мама - «бравый солдатик», а ребенок - «командир». Маме желательно тоже ошибаться в выполнении команд, чтобы ребенок мог исправить маму. Детям доставляет истинное наслаждение поправлять взрослых.

Игра 3: Куда бросили мяч

Ребенок по команде бросает мяч в заданном направлении: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем малыш командует, а мама (папа, старшие братья и сестры) выполняют команды.

Эти простые игры достаточно интересны для трехлетних малышей. Играясь, ребенок учится ориентироваться в пространстве и леко определяет где право, где лево .

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Лево – право!» (игра для детей 6–7 лет)

Дети сидят на стульях кружком.

В центре – водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Две подружки» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Три медведя» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Передай мяч» (игра для детей 4–7 лет) Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося: Ты беги, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам. У

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Кружочек» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят: Кру-кру-кружочек, Сыграй во рожочек, Раз, два, три - Таня, перевернись ты! Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра

Из книги автора

«Кто ушел?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или полукругом.Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5–6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза.Один ребенок прячется.Воспитатель говорит: «Отгадай,

Из книги автора

«Кто приехал?» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики

Из книги автора

«Лавата» (игра для детей 5–7 лет) Дети образуют круг.Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем - Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый - Это лавата. Ведущий говорит: «Мои

Из книги автора

«Ладошки» (игра для детей 5–7 лет) Двое играющих становятся друг против друга.Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

Формирование знаний и умений различать лево и право;

Развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

Формирование положительного отношения к совместной деятельности (умения работать в коллективе).

Воспитатель и дети заходят в группу строем. Воспитатель зачитывает стих А. Барто «Барабанщик», и ходит с детьми по группе:

("Весёлые картинки", 1981, №11)

Воспитатель и дети останавливаются.

Воспитатель: Дети, мне кажется, чтобы нам маршировать было веселее нам нужен барабан. Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А где же нам взять барабан?

На полу лежит бумажка, воспитатель обращает внимание детей на это. Затем поднимает эту бумажку.

Воспитатель: Дети, это записка. «Если вам нужен барабан, вам нужно пройти извилистую дорогу по инструкции: идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо». Это как раз то, что нам надо. Только нужно знать, где лево, а где право. Дети, вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: А вот я вас сейчас проверю. Поиграем в такую игру: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять и поправляет ребят, которые показывают руки неправильно.

Воспитатель: Нет, так нам не найти барабан. Надо чтобы мы все знали, где лево, а где право. Давайте будем учиться различать лево и право. Подойдите ко мне, я каждому навяжу на правую руку ленточку.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Теперь поднимите правую руку.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Запомните, сторона, с которой у вас находится ленточка, правая. На этой стороне у вас – правая рука и нога, а где нет ленточки – это левая сторона, левая рука и левая нога.

Воспитатель: Давайте споем песню про левую и правую ногу. Смотрите на меня, повторяйте движения и следите, за тем, какой рукой вы делаете движения.

Левая и правая (песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит (то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

Дети сначала показывают, где у них левая и правая руки, потом помогают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте снимем ленточки с рук и снова поиграем в игру, в которую мы играли сначала: если я говорю «правая рука» вы поднимаете правую руку вверх, если – «левая рука», то поднимите левую.

Воспитатель говорит, какую руку поднять, затем усложняет задание, просьбой показать еще и правую и левую ноги. Когда все ребята перестанут путаться, воспитатель останавливает игру.

Воспитатель: Теперь можно отправляться в путь. Давайте встанем на начало дорожки и будем зачитывать, куда нам повернуть. Я буду читать, а вы показывать. «Идти сначала прямо, потом налево, еще раз налево, затем направо и прямо»

Дети показывают путь.

Пройдя путь по инструкции, дети с воспитателем находят коробку с барабаном.

Воспитатель: Молодцы! Давайте каждый попробует поиграть на барабане, а потом я возьму барабан, и мы с вами под его звук снова будем маршировать.

Воспитатель и дети пробуют играть на барабане. Затем воспитатель сам бьет в барабан и зачитывает стихА. Барто « Барабанщик» , и ходит с детьми по группе.

Литература:

1. Весёлые картинки, 1981, №11.

2. Серия "Музыка с мамой" Сергей и Екатерина Железновы Пять поросят.