Физические упражнения - высшее образование. Физические упражнения Эффект физических упражнений определяется прежде всего

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в от­личие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ дей­ствия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой - как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение физических упражнений

Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существен­но изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случа­ях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях умень­шают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совер­шенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль физических упражнений

Через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двига­тельными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосаблива­ется к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает но­вые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углуб­ляются ранее приобретенные.

Влияние физических упражнений на личность

Физические упражнения требуют зачас­тую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек выра­батывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение лич­ности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчи­нить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируют­ся при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессиональ­но весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание использу­емого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образователь­но-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упраж­нения определяются его формой. Форма физического упражне­ния - это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обус­ловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упраж­нения. Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара­метров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимо­связаны между собой. Они образуют органическое единство, при­чем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержа­тельной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержа­ние. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыть­ся содержанию упражнения.

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно - греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания. Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все - и тело, и душа, и помыслы. Именно "тело" стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время - время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет - без физической нагрузки человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды - главные причины появления так называемого "больного поколения".

Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе. В моем реферате я хочу рассмотреть принципы средства физического воспитания и классификацию физических упражнений.

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования.

К настоящему времени в практике физического воспитания сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:

· физические упражнения;

· использование оздоровительных сил природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;

· использование гигиенических факторов – режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

· специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

· идеомоторные, психогенные и аутогенные средства – выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений, приемы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения и т.п.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Следует всегда помнить, что все средства физического воспитания должны использоваться комплексно. Только их комплексное использование может обеспечить разносторонние воздействие на организм и успешное решение всех задач физического воспитания.

Знание полного объема средств физического воспитания позволяет:

· отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных конкретных задач физического воспитания;

· составлять многообразные сочетания из различных видов средств;

· осуществлять целенаправленную разработку новых комплексов и систем физических упражнений.

Каждый из перечисленных видов средств отличается спецификой и многообразием воздействия. В связи с этим необходимо учитывать следующие важные положения:

· многообразие средств создаёт неограниченные возможности для решения любых задач физического воспитания;

· это же многообразие средств создает большие затруднения при выборе наиболее ценных из них для решения той или иной конкретной задачи; выбор средства всегда должен завершаться разработкой комплексов, в наибольшей мере соответствующих каждой конкретной задаче.

Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений. В одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит усвоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие, решительность и др.).

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение её содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся фактором активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятия физическими упражнениями.

Классифицировать физические упражнения - значит логически предста­вить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно конкретным признакам. Значение классифи­кации определяется в первую очередь тем, какой именно признак (или при­знаки) положен в ее основу, насколько он важен в научном и практическом отношении. Если в основе классификации физических упражнений лежит признак, существенный для физического воспитания, классификация помо­гает правильно ориентироваться в огромном многообразии упражнений, ра­ционально выбирать и целесообразно использовать их.

В истории физического воспитания известно множество различных классификаций уп­ражнений. Нередко классификации строились по чисто формальному признаку (например, упражнения со снарядами, на снарядах и без снарядов - от немецкого турнена XVIII в. и со­кольской гимнастики XIX в.) или частным, малосущественным признакам, определяющимся узкой постановкой задач физического воспитания (например, по анатомическому признаку в шведской гимнастике XIX в. с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или по сугубо утилитарному признаку, как классификация Эбера во Франции).

Вполне разработанной всеобщей классификации физических упражнений пока еще не создано. Проблема заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие физических упражнений исходя из объективных возможностей, предоставляемых ими для реализации за­дач всестороннего физического воспитания, и сгруппировать так, чтобы можно было выбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности. Существенно также, чтобы в классифи­кации предусматривалась и возможность появления новых форм упражнений.

При общем обзоре совокупности физических упражнений в специаль­ной литературе часто прибегают к группировке их по принадлежности к ис­торически сложившимся видам гимнастики, спорта, игр и туризма. Внутри же групп вводят более дробные деления (например, гимнастика подразделяется на основную, или общеподготовительную, спортивную, спортивно-вспомогательную, производственную). Однако такая классификация не отлича­ется достаточной четкостью, не отражает в нужной мере все более глубокое взаимопроникновение и изменение сложившихся ранее средств и методов физического воспитания, имеет и другие недостатки.

Одной из широко распространенных и практически оправданных в настоящее время является классификация физических упражнений по тем требова­ниям, которые они преимущественно предъявляют к физическим качествам чело­века, и по некоторым дополнительным признакам. Соответственно выделяют:

1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью, усилий (спринтерский бег, метания, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

2) виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции и т.п.);

3) виды упражнений, требующие проявления главным образом координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т.п.);

4) виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры и т.д.).

Вместе с такой относительно общей классификацией и в дополнение к ней в ряде специ­альных дисциплин пользуются мастными классификациями физических упражнений. Так, в биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение сво­его тела в пространстве), вращательные, перемещающие (связанные с перемещением внешних физических тел) и др., в физиологии - на упражнения, выполняемые в различных зонах физи­ологической интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной).

Довольно широко распространена классификация упражнений по особен­ностям структуры движений, когда выделяют группы циклических, ацикли­ческих и комбинированных (составных) упражнений. Немаловажное мето­дическое значение имеет классификация физических упражнений по их назначению в подготовке и демонстрации достижений, предусматриваемых этапными целями, реализуемыми в процессе физического воспитания. В этом отношении есть смысл различать подготовительные и целевые (или, точнее, этапно-целевые) упраж­нения. Последние (целевые) представляют собой упражнения, при выполне­нии которых в процессе физического воспитания поэтапно выявляют опреде­ленные достижения, соответствующие программным целям, реализуемым в итоге того или иного этапа. Часто такими являются спортивно-соревнователь­ные упражнения. Но не только они и далеко не всегда. Определенные этапные достижения по ходу физического воспитания демонстрируют и в унифициро­ванных программно-нормативных, и в тестирующих, и в контрольных, и в иных упражнениях, становящихся предметом совершенствования и потому приоб­ретающих значение условно целевых. Что же касается подготовительных упраж­нений, то они, как подсказывает уже их название, являются средствами подго­товки к достижениям, демонстрируемым в этапно-целевых упражнениях.

Комплекс подготовительных упражнений подразделяется на группы общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Первые отличаются от целевых структурно, а часто и по проявляемым физическим способностям, но тем не менее могут способствовать продвижению к целе­вым достижениям (в частности, благодаря так называемому косвенному по­ложительному «переносу» двигательных умений, навыков и особенно путем содействия росту общей тренированности). Специально-подготовительные же упражнения в той или иной мере подобны целевым упражнениям, совпа­дают с ними в определенных фрагментах или воспроизводят в целом их ха­рактерные черты. Вместе с тем специально-подготовительные упражнения имеют и определенные отличия от целевых упражнений, вытекающие из необходимости постепенно и эффективно воздействовать на формирование и совершенствование двигательных навыков и на развитие физических качеств, определяющих достижения в целевых упражнениях. Специально подготови­тельные упражнения, которые имеют черты, возможно близко подобные тем, какие будут характерны для целевых упражнений, рассчитанных на новое до­стижение, логично называть «модельно-целевыми» упражнениями, поскольку в изложенном смысле они моделируют целевые упражнения.

Существование ряда классификаций, составленных на основе различ­ных признаков, не лишено смысла, если признаки, хотя бы в какой-то мере, имеют научное и (или) практическое значение. В таком случае классификации дополняют друг друга, в своей совокупности помогают ориентироваться в реальном многообразии явлений, их свойств и отношений, целесообразно упорядочивать деятельность, направленную на их использование.

В любой классификации предполагается, что каждое упражнение обладает относительно постоянными (инвариантными) признаками, в том числе по эффекту воздействия. Однако фактически, как уже говорилось, конкрет­ный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих са­мому упражнению, но и ряда условий его выполнения: от того, кто именно его выполняет, как оно выполняется, под чьим руководством и в какой обста­новке проводятся занятия. Поэтому чтобы правильно судить о возможном эффекте того или иного упражнения, недостаточно представлять лишь его место в классификации - надо рассматривать каждое упражнение в единстве с методикой и другими существенными условиями его применения.

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный» средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей.К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основ­ное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнении на занимающихся, успешной организации и проведения за­нятии. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Классификация физических упражнений - это разделение их на груп­пы (классы) в соответствии с определенным классификационным призна­ком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более це­ленаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в боль­шей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивиду­альным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний; изд.-«Советский Спорт» 2007г.

2. Решетников Н. В. Физическая культура; изд.- «Академия» Москва 2006г.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта; 2005г.

4. Курамшина Ю. Ф. Теория и методика физической культуры; изд.-«Советский спорт» 2007г.

5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры; изд.- «Физкультура и спорт»; Москва 1991г.

4. Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений. 5. Метеорологические факторы. В зависимости от условий ок- ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры ис- пользования нагрузок. 6. Материальные факторы. Использование более качественно- го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений. Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физиче- ского воспитания. 5.3. Содержание и форма физических упражнений Физические упражнения имеют свои содержание и форму. СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокуп- ность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих измене- ния в организме занимающегося. Результатом этих процессов является способность человека к дви- гательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием. ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно- мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании. 42 Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотно- шением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой). Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными бу- дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи- зического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходо- ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств. Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту- пает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не ос- воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка- чества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание все- гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «ста- рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче- ских качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания. 5.4. Классификация физических упражнений КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разде- ление их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком. Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной за- 43 дачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д. При этом необ- ходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не од- ним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, кото- рая была бы пригодна на все случаи использования физических упраж- нений. В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам: 1. По целевой направленности их использования. По этому при- знаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессио- нально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Напри- мер, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные дей- ствия, которые являются предметом спортивной специализации и вы- полняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревнова- тельного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений яв- ляется существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок со- ревновательной комбинации. ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражне- ния, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена. 2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, си- ловых, координационных способностей, выносливости и гибкости. 44 3. По анатомическому признаку. В данной классификации упраж- нения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышеч- ные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др. 4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на: o циклические, для которых характерна закономерная последова- тельность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плава- ние и др.); o ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.); o комбинированные, которые соединяют в себе движения цикличе- ского и ациклического характера (прыжки или метания с разбега); 5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности. 6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т.е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответст- венно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных усло- вия смешанного характера. Помимо указанных классификаций существуют иные классифика- ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции ор- ганизма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающих- ся (в парах, тройках, группах) и др. 5.5. Понятие о технике физических упражнений Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке опреде- ленную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть 45 решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно вы- полнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. ТЕХНИКА – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с отно- сительно большей эффективностью. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники. ОСНОВА ТЕХНИКИ - это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составля- ют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного эле- мента основы техники не дает возможности выполнить двигательную задачу. ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толка- ниях – финальное усилие. ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ - второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реали- зации индивидуальных возможностей при решении двигательной зада- чи. В прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в процессе физического воспитания и спорта. Это обуслов- лено следующим: o возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен- ности; o поиском более совершенных способов выполнения движений; o повышением роли науки в физическом воспитании и спорте; o совершенствованием методик обучения; o появлением нового инвентаря, оборудования. 46 5.6. Характеристики техники физических упражнений Эффект физических упражнений существенно зависит от биоме- ханических характеристик отдельных движений. Различают кинемати- ческие характеристики (пространственные, временные, пространствен- но-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики. (Подробно эти характеристики излагаются в курсе биомеханики физи- ческих упражнений). Пространственные характеристики Включают положение тела, траекторию (путь) движения. Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положе- ния тела. Исходное положение принимают с целью создания наиболее вы- годных условий для начала последующих действий, лучшей ориенти- ровки в окружающей обстановке, сохранение устойчивости, обеспече- ние свободы движения, соответствующего воздействия на определен- ные органы и системы организма. Низкий старт легкоатлета, стойка боксера, вратаря являются внешним выражением готовности к дейст- вию. Все эти позы можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внеш- них движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентриро- ванной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах. Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохра- нения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выпол- нения самого движения. Так, низкая посадка конькобежца уменьшает сопротивление внешней среды, что влечет за собой повышений скоро- сти передвижения. 47 Конечное положение. В отдельных физических упражнениях ко- нечные положения играют большую роль. Например, приземление в прыжках на лыжах с трамплина. Но есть двигательные действия, в ко- торых конечное положение тела не влияет на результат. Например, поза баскетболиста после передачи мяча. Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной ча- стью тела в пространстве. Траектория движения характеризуется фор- мой, направлением, амплитудой. Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко и при- меняются тогда, когда требуется развить наибольшую скорость какой– либо части тела на коротком пути (укол в фехтовании, удар в боксе). Криволинейные движения встречаются горазда чаще и их слож- ность зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще и наоборот. Например, в области тазобедренного сустава мышц больше, расположены они разнообразнее, а все же движения ногой бед- нее, чем рукой. Направление- это изменение положения тела и его частей в про- странстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит- тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (парт- нера, спортивного снаряда). Различают направления основные (вверх- вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные ((вперед-кверху, вперед-книзу и др.) Направление движений играет важную роль для обеспечения вы- сокой точности высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, более или менее благоприятных условий в дея- тельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие откло- нения в направлении движений, например у боксеров, баскетболистов, футболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях. Амплитуда движения – величина пути перемещения частей тела (Л.П.Матвеев определяет амплитуду как «размах движений). Она изме- ряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (полуприсед, шпагат) или внешними ориентирами (на- 48 клониться, достать носки ног). Амплитуда зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц и ее величина оказывает влияние на скорость перемещения тела, полноту растягивания мышц, точность движения и т.д. Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой – мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решае- мой двигательной задаче, то их называют неточными. Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрез- мерно увеличить амплитуду движений может привести к травмам сус- тавно-связочного аппарата и мышц. Временные характеристики К временным характеристикам движений относятся длительность и темп движения. Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование в плавании), фаз (замах, удар в волейболе), циклов (скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой вы- ше перечисленной составляющей упражнения, может изменить и опре- делить результат. Темп движений – это частота относительно равномерного повто- рения каких-либо движений (циклов). При однократных движениях (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимо- сти от их длительности: чем длительность меньше, тем темп выше. На- пример, уменьшение длительности шага в беге на коньках на опреде- ленной дистанции ведет к повышению частоты шагов. Не следует отождествлять понятие «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наобо- рот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но 49 если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов то скорость движений может оставаться неизменной. Темп движения зависит от массы или моментов инерции движу- щего тела. Так, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп, чем при движения туловища. С изменение темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, если темп стано- вится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в бег. Пространственно-временные характеристики Скорость движения – Это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном - в радианах в секунду (угловая скорость). Если скорость движений постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется – неравномерным. Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает) и отрицательным (скорость убывает). Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с поняти- ем «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов (час- тоты шагов в беге, сопротивления воздуха в беге на коньках). При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость. Это позволяет целесообразно распределить свои силы на дистанции и определять мо- мент наступления утомления. Умение управлять скоростью движений называют «чувством скорости». Силовые характеристики В практике для силовой характеристики движений пользуются по- нятием «сила движения». 50 Сила движения – Это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, на- пример, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.). Понятие «сила движения» является обобщенным, Хотя и сила за- висит от прилагаемых мышечных усилий, ее не следует отождествлять с мышечной силой. Сила движения человека представляет собой результат совокупно- го взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действую- щих на человека, облегчает понимание техники физических упражне- ний и поиска ее эффективных вариантов. Внутренними силами являются: o активные силы опорно-двигательного аппарата - силы тяги мышц; o пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластич- ные силы мышц, вязкость мышц и др.; o реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения. Внешними силами являются: o силы тяжести собственного тела; o силы реакции опоры; o силы сопротивления внешней среды. При овладении техникой двигательных действий нужно стремить- ся к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих. Ритмическая характеристика Одной из интегральных характеристик техники движений является ритм. РИТМ – соразмерность элементов движения по усилиям, во вре- мени и в пространстве (Л.П. Матвеев, 1976). 51

Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами - оздо­ровительные

Физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой - как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих

Образовательная роль. Через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углуб­ляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачас­тую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек выра­батывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Техника физических упражнений . Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью.

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, тра­ектория.

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение. многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики . Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и свя­зок, реактивные силы.

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений. Эф­фект от выполнения любого физического упражнения может на­блюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характери­зуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в про­цессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.


В физическом воспитании главный смысл обеспечения дол­говременного кумулятивного эффекта упражнений заключает­ся в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

В теории и методике физического воспитания существует целый ряд классификаций физических упражнений .

1. Классификация физических упражнений по признаку истори­чески сложившихся систем физического воспитания. (гимнастика, игры, спорт, туризм.)

2.Классификация физических упражнений по их анатомическому
признаку.
(воздействие на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д

3. Классификация физических упражнений по признаку их пре­имущественной направленности на воспитание отдельных физичес­ких качеств.

4. Классификация физических упражнений по признаку биомехани­ческой структуры движения. (цикли­ческие, ациклические и смешанные упражнения).

4. Классификация физических упражнений по признаку физиологи­ческих зон мощности. (упражнения макси­мальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности).

5. Классификация физических упражнений по признаку спортив­ной специализации. (соревновательные, специально подготовительные и общеподго­товительные).

К дополнительным средствам физического воспитания относят оздоровительные силы и гигиенические факторы. Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благо­приятные условия, в которых осуществляется процесс физичес­кого воспитания (лес, берег водоема и т.д).;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и вод­ные процедуры).

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чи­стота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение об­щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи­тания и сна.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная система.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.



В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.



Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения - это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.). Эффект физических упражнений существенно зависит от существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений.

Характеристики движений.

Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория. От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет. Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике. Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих случаях она определяет:

1) длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях);

2) полноту растяжения и сокращения мышц;

3) эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп. Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.