Традиционная олимпиада по лингвистике задания прошлых лет. Традиционная олимпиада по лингвистике

Московская традиционная олимпиада по лингвистике - ежегодная олимпиада для школьников, проводимая в Москве двумя университетами - МГУ и РГГУ . В 2008 году прошли два тура - 16-го и 30-го ноября. Награждение победителей состоялось 21 декабря в МГУ.

В 2006 году олимпиада стала региональной - в ней могут принимать участие не только жители Москвы, но также жители других городов и населённых пунктов.

История олимпиады

Своим существованем Олимпиада обязана А. Н. Журинскому . Ещё будучи студентом 3-го курса Отделения структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ, А. Н. Журинский предложил провести олимпиаду по лингвистике для школьников старших классов. Сложившаяся к тому времени традиция проведения математических олимпиад МГУ стала для лингвистической Олимпиады чем-то вроде отправной точки; но у лингвистов, в отличие от математиков, ещё не было опыта в составлении задач для школьников. Корпус задач для первой Традиционной Олимпиады по лингвистике и математике (назвав самую первую олимпиаду традиционной, её организаторы выразили свою уверенность в дальнейшем успехе) А. Н. Журинский подготовил вместе с В. В. Раскиным и Б. Ю. Городецким.

История Олимпиады начинается с 1965 года, когда по приказу ректора МГУ И. Г. Петровского и при активном участии В. А. Успенского филологическим факультетом МГУ была проведена Первая Олимпиада. Время проведения несколько раз менялось - Олимпиаду проводили то поздней осенью, то весной. Но в 1993 году Оргкомитет XXIV Олимпиады окончательно решил перенести срок на конец ноября: во-первых, весной обычно проходят олимпиады по школьным предметам, а во-вторых, ученики выпускных классов заняты подготовкой к поступлению и зачастую просто не имеют времени прийти.

Шесть лет - с 1982 по 1988 гг. - Олимпиады не проводились в связи с ликвидацией в 1982 г. кафедры структурной и прикладной лингвистики. Весной 1988 года состоялась так называемая нулевая Олимпиада, на которой школьникам предлагались старые задачи. А начиная с 1989 года Олимпиада снова проводится регулярно, каждый год. В 1989-1991 гг. её организуют совместно МГУ, МГИАИ - Московский государственный историко-архивный институт - и Институт иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне МГЛУ). В 1991 году на базе МГИАИ создается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ); возникает Факультет теоретической и прикладной лингвистики (ФТиПЛ). Московский государственный лингвистический университет отходит от участия в организации Олимпиады в 1991 году, и с этого времени её проводят совместно филологический факультет МГУ и ФТиПЛ РГГУ.

Участники олимпиады

Участвовать в олимпиаде может любой школьник, но как правило это - школьники с 6 по 11 класс, ученики технических или гуманитарных специальностей. Все участники делятся на четыре категории - участники 8 класса и ниже, участники 9, 10 и 11 классов.

Участие в олимпиаде не требует предварительной заявки. Необходимо лишь узнать дату проведения первого тура в этом году (она появляется на сайте олимпиады ближе к ноябрю, а также сообщается на Турнире Ломоносова) и место проведения (обычно - МГУ).

Проведение олимпиады

Олимпиада проводится в два тура с перерывом в 14 дней (2 недели). Сначала в воскресенье с 10 часов до 15 часов дети пишут олимпиаду в первом гуманитарном корпусе МГУ. Им раздаются брошюры с задачами. Как правило, для участников из одной параллели предназначено 5 задач. Задачи в брошюре различаются по уровню сложности (чем старше школьники, тем более сложные задачи им предлагаются), некоторые из задач предназначены для нескольких классов. На втором туре имеется также задача 0 на знание языков. Через две недели после первого тура, в субботу вечером, проходит разбор задач, а на следующий день - второй тур, уже в РГГУ. Через две-три недели проходит разбор задач второго тура и награждение. Во время олимпиады детям предлагаются бутерброды и чай.

Задачи

Задачи олимпиады относятся к типу «самодостаточной лингвистической задачи», о котором писал А. Н. Журинский . Примеры:

Подобные задачи используются и для конкурса по лингвистике турнира Ломоносова .

В качестве языков, употребляемых участниками для ответа на задачу 0 иногда выступают как языки, придуманные самими участниками (тогда проверить правильность решения становится затруднительно), так и языки программирования (в большинстве случаев при компиляции или интерпретации возникают ошибки).

Критерии оценок

Критерии оценок держатся в секрете. Довольно трудно сказать, что должно быть в «идеальном» решении задачи. Но ясно, что ответы без объяснения оцениваются низко. Оценивается решение задач более старшего класса (однако, неясно, насколько сильно это влияет на результаты общего зачёта; бесспорно, лучшие решения за такое могут выдаваться). За решение задач младшего уровня баллы не начисляются.

Награждение

Традиционным элементом награждения является прочтение протокола заседания жюри. Награждение происходит в два этапа. Сначала вручаются призы за отличные или хорошие решения отдельных задач (обычно призы вручают авторы задач, если они присутствуют в зале). Затем награждаются участники за сумму достигнутых результатов. Существует четыре категории суммарных наград - похвальный отзыв и дипломы трёх степеней. В качестве призов выступают словари, учебники языков, книги по лингвистике (иногда довольно редкие и потому ценные). Также вручается приз решательских симпатий автору лучшей по мнению школьников задачи.

Элементы математики в задачах

Задачи на математику как таковую даются неявно, в совокупности с лингвистикой. К примеру, даются числительные какого-либо языка и требуется определить закономерности в данном языке, для установления которых требуется математика. Однако, следует отметить, что решения задач нужно порой обосновывать, делая умозаключения, доказывая правильность решения - примерно так, как это происходит при доказательстве решения математической задачи.

Составление задач

Задачи сочиняются в течение всего года. Обычно путь задачи таков:

1. Автору задачи, который замечает интересный факт (или несколько таких фактов) в каком-либо языке (или языках), приходит идея написать задачу. Он, собирая материал (делая исследования, справляясь в грамматиках и словарях, работая с носителями языка), пишет черновик задачи.

2. Если автор черновика не состоит в задачной комиссии олимпиады (ЗК), то он отсылает черновик кому-либо из её членов (например, И. Б. Иткину). Член ЗК может не принять задачу (если он понимает, что на данном материале задача невозможна в принципе, либо если подобное явление уже было «озадачено»), может отредактировать её или послать автору на доработку, высказав свои замечания и пожелания, или может сразу отправить в «портфель» ЗК, если задача по его мнению хорошая.

3. Если задача оказалось в «портфеле» ЗК, это значит, что задачу рассмотрят на заседании (-ях) ЗК, на которых несколько членов ЗК будут совместно её редактировать (если они решат, что задача «имеет право на жизнь»). В итоге ЗК решает, как будет выглядеть окончательный вариант задачи, на какую олимпиаду задача пойдёт (кроме собственно Московской олимпиады задача может быть отправлена на Международную олимпиаду, на олимпиаду Летней лингвистической школы, на конкурс по лингвистике Турнира Ломоносова или на конкурс «Русский медвежонок») и для каких классов она будет предназначена.

4. За месяц-два до олимпиады председатель ЗК или кто-то из её членов составляет макеты брошюр с задачами данной олимпиады.

Олимпиада ЛЛШ

Подобная олимпиада по лингвистике проводится и на Летней лингвистической школе. Олимпиада получает промежуточный номер (в июле 2008 года на ЛЛШ была 38,5-ная олимпиада, в ноябре-декабре 2008 года московская олимпиада имела 39-й порядковый номер). Состав организаторов обеих олимпиад очень схож. Среди различий необходимо упомянуть отличное деление на классы (10-11 классы решают одинаковые задачи, класс ученика определяется классом, который ученик закончил до школы), распространение задач на листах А4 (в отличие от брошюрок на основной олимпиаде), наличие только одного тура, малый срок проверки задач (олимпиада проводится в середине школы, награждение проводится в конце, а сессия школы длится 9-11 дней).

Олимпиада в Петербурге

В одно время с московской олимпиадой на почти тех же задачах олимпиада проходит и в Санкт-Петербурге.

См. также

Ссылки и примечания

;
– при поддержкеМосковского центра непрерывного математического образования ;
в Санкт-Петербурге Олимпиаду проводитфилологический факультет СПбГУ ;

в Минске Олимпиаду проводитфилологический факультет БГУ .

Проведение очных туров в других городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, организует НИУ ВШЭ, а также местные школы, лицеи и университеты.

Общая информация

1.Олимпиада проводится для обучающихся 8-11 классов независимо от места проживания. Допускается участие школьников 7-х и более младших классов по заданиям для 8-х классов.

2.Учащиеся принимают участие в Олимпиаде добровольно. Взимание оплаты (в какой-либо форме) за участие в Олимпиаде не допускается.

3.Рабочий язык Олимпиады – русский.

4.Официальный сайт Олимпиады по лингвистике размещён в интернете по адресу www.lingling.ru/olymp.php (далее – сайт Олимпиады). Официальный портал Московской олимпиады школьников – www.olimpiada.ru (далее – портал МОШ).

Основные положения

Олимпиада проводится в два этапа:

ØПервый этап – отборочный, проводится в заочной форме в режиме онлайн;

ØВторой этап – заключительный, проводится в очной форме в соответствии с утвержденным графиком проведения Московской олимпиады школьников. Начало и окончание всех мероприятий Олимпиады указываются в графике проведения по московскому времени.

ØДля решения лингвистических задачне требуется специальных знаний по лингвистике или владения тем или иным иностранным языком. На каждом туре участник получает несколько самодостаточных задач, для решения которых достаточно той информации, которая содержится в условии. Требуется лишь умение логически рассуждать и использовать языковую интуицию. Исключением является единственная задача — задача №0 на II туре на знание иностранных языков.

1. ОТБОРОЧНЫЙ ЭТАП

1.1. Регистрация участников проводится на портале Олимпиады с 1 декабря 2014 г. до окончания отборочного этапа (20 января 2015 г.).

1.2. Выполнение работ отборочного этапа в режиме онлайн проводится с 0:01 18 января 2015 г. по 23:59 20 января 2015 г. по московскому времени. На выполнение заданий отводится 4 астрономических часа – 240 минут. Начать выполнять задания можно в любое время в указанном интервале, однако приём работ закрывается в 23:59 20 января 2015 г.

1.3. Проверка работ участников осуществляется в автоматическом режиме.

1.4. Участник Олимпиады должен зарегистрироваться по адресу

http://reg.olimpiada.ru/register/ling-2014-2015/questionnaire. После регистрации участник получает доступ в личный кабинет.

1.5. Функции личного кабинета участника Олимпиады:

− хранение данных об участнике, в том числе его регистрационного номера;

− обеспечение возможности выполнения заданий отборочного этапа;

− предоставление информации о количестве набранных баллах;

− реализация возможности дистанционной подачи апелляции на результаты Олимпиады;

− информирование участника о мероприятиях Олимпиады и об апелляциях, принятых к рассмотрению.

1.6. При регистрации участник должен указать города, в которых ему было бы наиболее удобно выполнять задания очного заключительного этапа. Окончательный список городов, в которых проводятся туры очного заключительного этапа, будет указан на сайте Олимпиады после отборочного этапа.

Учащийся также может выбрать заочное участие в заключительном этапе: в этом случае он будет участвовать онлайн вне конкурса и не сможет претендовать на какие-либо официальные дипломы и призы (оргкомитет Олимпиады оставляет за собой право наградить участников онлайн-зачёта, показавших особо выдающиеся результаты, книжными или аналогичными призами).

Заочное участие в заключительном этапе возможно только для школьников, живущих в городах, где не проходят очные туры. Если же участник живёт в городе, где проводятся очные туры, но по какой-либо причине не может принять в них участие и хочет участвовать онлайн вне конкурса, он должен написать об этом в оргкомитет Олимпиады по адресу [email protected] .

1.7. Задания отборочного этапа участник получает в личном кабинете на портале МОШ.

1.8. Оргкомитет принимает к рассмотрению только работы участников отборочного этапа, поступившие из личного кабинета на портале МОШ.

1.9. Повторная регистрация участника на портале МОШ запрещена.

1.10. Результаты отборочного этапа публикуются в личном кабинете участника и на официальном сайте Олимпиады с 22 января 2015 года .

2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.1. К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются победители и призёры отборочного этапа Олимпиады 2014/2015 (этого) учебного года, а также победители и призёры заключительного этапа Олимпиады 2013/2014 (прошлого) учебного года, продолжающие освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Оргкомитет оставляет за собой право сделать перевод на заключительный этап для учащихся 8-10 классов рекомендательным. Учащиеся 11 класса, не переведённые на заключительный этап, тем не менее могут принять в нём участие, но не могут претендовать на дипломы, предоставляющие право на льготы при поступлении в вузы.

2.2. Заключительный очный этап проводится в два тура:

Победители определяются по совокупности результатов, достигнутых на обоих турах. В это же время проводятся туры внеконкурсного заочного заключительного этапа (онлайн) .

2.3. И I тур, и II тур заключительного этапа начинаются в 10:00 по московскому времени во всех городах-участниках одновременно. Исключением являются города, расположенные в часовых поясах, опережающих московское время более, чем на 5 часов: там заключительный этап начинается в 15:00 по местному времени. На решение задач отводится 5 астрономических часов – 300 минут.

2.4. Учащийся 11 класса перед входом в аудиторию должен предъявить паспорт (участник, не достигший 14-летнего возраста, – свидетельство о рождении).

2.5. Работа выполняется только на листах, выданных участнику в аудитории. В случае необходимости участник может получить дополнительные листы. Для этого участник должен поднять руку и ждать, когда подойдёт ответственный по аудитории.

2.6. Запрещается пользоваться какими-либо материалами, за исключением выданных членами оргкомитета. Не допускается использование мобильных телефонов, других электронных устройств и средств связи.

2.7. Находясь в аудитории, участник должен выполнять все относящиеся к проведению Олимпиады требования организаторов Олимпиады и дежурных по аудитории. Если возникает вопрос, участник должен поднять руку и ждать, когда подойдёт ответственный по аудитории.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ

3.1. Награждение победителей и призёров Олимпиады проводится 15 марта 2015 г. в 14:00. Победители и призёры получают дипломы Олимпиады и книжные призы.

3.2. Информация о дате, месте и времени получения участниками 11 классов дипломов, дающих право на льготы при поступлении, размещается на официальном сайте Олимпиады и на портале МОШ.

Все имеющиеся вопросы можно задать по адресу[email protected] .

Самым массовым конкурсом является конкурс-игра «Русский медвежонок — языкознание для всех », он проводится каждый год в ноябре в один и тот же день по всей России (а теперь также и в 20 других странах) для школьников 2-11 классов. Участникам предлагаются наборы из 30 тестовых задач с пятью вариантами ответов. Задачи совсем небольшие, но не все из них легко решить: 10 первых действительно просты (они на 3 балла), 10 следующих посложнее и оцениваются в 4 балла, ну, а 10 последних пятибалльных задач имеют настоящую олимпиадную сложность, их удаётся решить только самым подготовленным и сообразительным. В основном задачи на русский язык, но в каждом варианте, как правило, есть и одна-две логические задачи на другие языки, не требующие для решения знания этих языков.

Следующим по массовости является лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова , который проводится в Москве, а в последние годы ещё более чем в 30 городах в конце сентября начале октября для школьников 8-11 классов (но часто приходят и семиклассники, и шестиклассники). Задачи для этого конкурса составляются не тестовые, как для «Медвежонка», а совсем другого типа так называемые самодостаточные задачи . На Турнире задачи не очень сложные, поскольку цель конкурса привлечь школьников к лингвистике, показать им, что такое лингвистические задачи. Те школьники, которым понравилось решать такие задачи, потом приходят на лингвистические кружки и на Традиционную олимпиаду по лингвистике, которая проводится через полтора месяца после Турнира. Организаторы рассматривают лингвистический конкурс Турнира им. М. В. Ломоносова как предварительный, нулевой тур Традиционной олимпиады по лингвистике.

#

Университет уже не первый год выступает в качестве площадки проведения очных туров Традиционной олимпиады по лингвистике. Первая подобная олимпиада была проведена в Москве в 1965 году. В Санкт-Петербурге она проходит с 1996 года.

Основными участниками становятся учащиеся 8-11 классов. Для успешного участия не требуется специальных знаний – достаточно владеть русским языком и уметь логически мыслить.

На каждом из двух туров – заочном и очном – школьники получают пять задач, при создании которых задействуются 15–20 различных языков. За годы проведения Олимпиады создана база из более тысячи задач, содержащих материалы нескольких сотен языков. Авторами задач являются как известные лингвисты, так и студенты и школьники.

В 2017/2018 учебном году Олимпиаде по лингвистике присвоен 1-й уровень по русскому языку и иностранным языкам: призовые места дают особые льготы при поступлении в высшие учебные заведения.

Место проведения очных туров 2018 года в Санкт-Петербурге: Университетская наб., д.11, СПбГУ.

График проведения олимпиады

  • Отборочный онлайн-тур – 13-16 января 2018 года
  • Очные туры заключительного этапа:
    • Первый очный тур – 11 февраля 2018 года
    • Второй очный тур – 4 марта 2018 года

Подробную информацию об олимпиаде смотрите по


Институт лингвистики РГГУ проводит различные лингвистические конкурсы и олимпиады. Эти соревнования различаются уровнем сложности задач и количеством участников.

Самое массовое соревнование (в 2012 году в нем приняло участие почти 3 млн школьников) - Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех». Центральный оргкомитет этого конкурса находится в Кирове, а Институт лингвистики осуществляет научно-методическое руководство конкурсом и занимается подготовкой задач конкурса.

Следующим по массовости является Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова, проводимый в Москве и более чем в ста других городах. Ежегодно в нем участвуют около пятидесяти тысяч школьников.

Для школьников, почувствовавших склонность заниматься лингвистикой, проводится Московская традиционная олимпиада по лингвистике (одновременно по той же программе проводится олимпиада в Санкт-Петербурге и некоторых других городах, а также онлайн). В Москве в олимпиаде ежегодно принимают участие около пятисот школьников.

Наконец, . На ней собираются около ста школьников из разных стран. Москва обычно представлена командой из 4-х человек, отобранных по результатам Московской олимпиады.

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»

Конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех» - младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру - математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики РГГУ и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре вырос взрывообразно: если в «Медвежонке–2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, а в 2012 - уже почти 3 млн. школьников из 20 стран!

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие; записывать решения не нужно - достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается верно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой - и чувства юмора. Ведь главная цель игры - показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова

Международная олимпиада по лингвистике

C 2003 года каждое лето проводится Международная олимпиада по лингвистике . Идея подобной международной олимпиады принадлежит преподавателям Института лингвистики РГГУ. В 2014 году прошла двенадцатая Олимпиада - в Пекине, Китай.

В отличие от всех уже упомянутых олимпиад, в МОЛ не может участвовать каждый желающий. Для участия в международной олимпиаде отбирается команда из четырёх человек - победителей Традиционной олимпиады по лингвистике. Из России по уже сложившейся традиции в международной олимпиаде участвуют две команды - победители Олимпиад в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

С каждым годом количество стран-участниц растёт. Если в первой Олимпиаде в болгарском Боровце приняли участие представители только 6 государств, то во время двенадцатой олимпиады в Пекине между собой состязались уже 39 команд из 28 стран!