Ралли париж дакар результаты общий зачет. Триумф российских гонщиков в ралли «Дакар»: победа квадроциклов и двойной успех экипажей грузовиков

В начале выпуска хорошие новости из Буэнос-Айреса. Там был финиш ралли «Дакар», и у наших спортсменов двойная победа. Во-первых, в зачете грузовиков не было равных экипажам «КамАЗ-Мастер». У россиян и золото, и серебро. А во-вторых, все обсуждают успех Сергея Карякина. Полный тезка нашего шахматиста не оставил соперникам шансов и стал лучшим на квадроцикле.

Сергей Карякин, победивший в ралли «Дакар», был единственным россиянином из 37 участников, заявленных в классе квадроциклов. Карякин на самом деле не новичок. Больше того, он был одним из фаворитов нынешнего сезона, участвуя уже в трех «Дакарах», начиная с 2014 года. Но до этого лучший результат - лишь седьмое место.

К нынешней гонке в песках готовился Сергей Карякин в снегах Екатеринбурга. Там же, в родном городе, собирал и улучшал свою машину, причем подробно рассказывая на своей страничке в Интернете, как все происходило. Пришлось, например, полностью заменить бензобак, чтобы горючего хватало на этапы гонки. Одних только запасных колес взял с собой 56 штук. После каждого этапа приходилось менять все четыре сразу.

А еще были занятия в тренажерном зале. Для езды в песках, по опыту прошлых гонок, пришлось укреплять кисти рук при помощи ударов кувалдами по колесу. Занятия эти потом помогали на этапах неоднократно. "Немножко утомился под конец, не то что устал, а уже надоела такая зуботряска. Перегрелась подвеска потом. Очень большие валуны были на дороге. Последний момент ударялся передним бампером в колею. На улице еще жарко, 48 градусов", - рассказал победитель.

Сергей Карякин – тезка нашего знаменитого гроссмейстера, недавно боровшегося за корону чемпиона мира. Причем оба Сергея родились в январе, правда, с разницей в год. Знаменитый шахматист – в 1990 году, а сегодняшний победитель «Дакара» - в 1991. День рождения у него, кстати, совсем скоро, 25 числа.

В зачете квадроциклов россиянин стал лучшим впервые в истории этой гонки. А проводится она с 1979 года.

А вот качают чемпиона «Дакара-2017» пилота Эдуарда Николаева. Он вместе со своими штурманами Евгением Яковлевым и Владимиром Рыбаковым вернул первое место «КамАЗу», которую команда потеряла в прошлом сезоне.

«На самом деле в этом году «Дакар» изменился. В прошлом году он был более скоростной, в этом году он настоящий. Как его называют ралли Париж-Дакар. Спасибо нашей команде. Огромное спасибо механикам за плодотворный труд. За весь год работы», - сказал Эдуард Николаев.

Несмотря на название «Дакар», ралли вот уже который год не проходит ни по городу Дакару, ни по территории африканского Сенегала вообще. Начиная с 2008 года это соревнование, когда-то неизменно стартовавшее в Париже, из-за угрозы терактов было перенесено в Южную Америку. В этом году, счастливом и для Сергея Карякина, и команды «КамАЗ», еще один экипаж которого занял второе место, маршрут проходил по Парагваю, Аргентине и Боливии.

На этот раз эта сложная многодневная гонка по бездорожью, обошлась без трагических происшествий. Хотя были и падения, и травмы, и перевернутые машины, и даже сбитый грузовиком мотоциклист, которого сами же гонщики доставили в больницу.

Вообще же за всю историю «Дакара» погиб 71 человек. Последняя смерть случилась в 2015 году, когда заблудившийся в песках польский мотогонщик был найден лишь через несколько дней после завершения очередного этапа. Он скончался от обезвоживания.

Самым же трогательным моментом завершившегося ралли организаторы уже признали слезы нашей мотогонщицы Анастасии Нифонтовой. На одном из этапов она упала и не смогла поднять мотоцикл. По правилам, телеоператоры помогать ей не имели права – только участники гонки. Но все они проезжали мимо. Все, кроме француза Грегори Мора. Впрочем, эта помощь на итоговый результат Анастасии не повлияла. До призового места она, в отличие от наших мужчин, так и не добралась.

Результаты крупнейшего ралли-марафона «Дакар-2017» стали известны еще в субботу, по завершении последнего короткого 64-километрового спецучастка. Для российских спортсменов, которые нынче «закрыли» все категории транспортных средств в марафоне, этот год стал особенно удачным: ни один из наших экипажей не сошел по ходу марафона, это же касается и экипажей МАЗ из Белоруссии и двух экипажей команды «Астана Моторспорт» из Казахстана - все благополучно финишировали.

«Дакар-2017» выдался очень трудным. По словам организаторов, это был один из сложнейших «Дакаров» за всю историю. Погодные условия внесли определенные коррективы в планы гонщиков на результат, многие потенциальные лидеры сошли или остались далеко внизу турнирной таблицы.

Многие были недовольны экстремальными условиями, которые предложили нам боливийские участки - дожди, сели, оползни. Но на то «Дакар» и экстремален, чтобы преодолевать эти барьеры. Конечно, для спортивной дирекции ралли сложно было переносить все это и координировать логистику соревнования, но когда все проходит гладко, это, к сожалению, тогда не «Дакар». Я доволен и этой экстремальной составляющей, и гонкой, - сказал спортивный директор ралли-марафона «Дакар» Марк Кома.

Кроме того, наши спортсмены «взяли» сразу три подиума: Равиль Маганов и Кирилл Шубин в новой категории мотовездеходов заняли третье место. Даже несмотря на то, что в этой категории в итоге финишировали всего 4 экипажа, Маганов и Шубин ехали не просто достойно, а красиво! 4 раза они показывали лучшее время на СУ - никто из их соперников не может этим похвастаться. К сожалению, на предпоследнем, 11-м этапе, уже в зоне нейтрализации у них сначала разлетелся вариатор, а следом за ним и передний редуктор. Много времени было потеряно, из-за этого они откатились на одно место ниже. Но в любом случае Равиль Маганов показал, что возможности их экипажа очень высоки.

Равиль Маганов : «Естественно мы хотели занять первое место, а не третье. У нас все для этого было, но возникали некоторые технические сложности. В любом случае мы довольны. Третье место - это лучше, чем оказаться за пределами тройки. Каждый день на «Дакаре» был по-своему труден и по-своему замечателен. Я понимал все сложности выступления в категории UTV, но был готов к ним. У нас все впереди».

Грузовики «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре-2017» вернули себе титул чемпионов и еще раз подтвердили, что они лучшие в мировых ралли-рейдах. Большая, мощная и хорошо подготовленная заводская команда с огромным опытом выступления на марафонах и «Дакаре» иначе и не могла себя показать!

Тем не менее и соперники у «КАМАЗ-мастера» были серьезные. Судьба гонки решилась практически на последних ее этапах, и огромную роль в победе наших экипажей сыграли навыки и знания штурманов-навигаторов.

На финише «Дакара» экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова стал первым в зачете грузовиков, экипаж Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Игоря Леонова занял второе место. Третье место в упорной борьбе завоевал голландец Жерар Де Рой (IVECO). Экипаж Айрата Мардеева стал пятым по итогам гонки. Экипаж быстрой «технички» Антона Шибалова закончил гонку на 19-й позиции.

Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» на нынешнем«Дакаре» показала лучшие результаты за все годы выступления, поднявшись на 6-е место итогового положения среди грузовиков. Экипаж № 522 под управлением Александра Василевского побил предыдущий рекорд команды: в 2015 году его экипаж занял здесь 10-е место. Белорусы по ходу гонки на этапах 12 раз финишировали в Топ-10, и больше всего таких финишей приходится на долю Сергея Вязовича - 7. Его экипаж в общем зачете занял 13-ю позицию. Алексей Вишневской завершил ралли-рейд на 21-м месте.

Грузовой экипаж Артура Ардавичуса (штурман Серж Бринкенс и механик Майкл Хьюсман на автомобиле MAN TGS) завершил «Дакар» на 26-м месте. Первые этапы экипаж был в числе десятки лидеров, но после прохождения каравана через горы Боливии случилась техническая неполадка с турбиной и отключилась система, контролирующая ход на горных высотах, что в итоге привело к 12-ти часам штрафа, после чего экипаж оказался на 39-м месте и все оставшиеся этапы старательно наверстывал потерянное. В итоге сумели отыграть 13 позиций!

Квадроциклы

Есть и еще один повод гордиться и радоваться за русских спортсменов. Совершенно невероятная победа екатеринбуржца Сергея Карякина в зачете квадроциклов, с одной стороны, совершенно закономерная, но с другой - болельщики Сергея боялись верить в это до последнего момента, ведь команда Сергея небольшая и частная. Всего в команде 5 человек, включая Сергея: менеджер и тренер, призер этапов чемпионата мира по ралли Александр Доросинский, механики Сергей Говорухин и Владимир Олейников, директор Алексей Шмотьев.

Для Карякина это уже четвертый «Дакар», дебютировал он в 2014 году, благополучно финишировал, затем сход в 2015-м, бронзовый подиум в 2016-м, и вот сейчас - заслуженная победа!

Долгое время его участие в этом «Дакаре» вообще было под вопросом - из-за финансовых сложностей. Тем не менее поддержка Сергею пришла от компании Fores, и он стартовал в сложнейшем марафоне в мире. Конечно, он столкнулся с тысячами трудностей, но в итоге трижды побеждал на этапе, а начиная с 8-го СУ возглавил итоговую классификацию марафона и больше не выходил из лидеров. Чилиец Игнасио Касале, финишировавший на 2-м месте, отстал от нашего спортсмена на 1 час 14 минут. А представитель Аргентины Пабло Копетти и вовсе проиграл россиянину 4 часа!

Сергей Карякин : «Вот и конец «Дакара», финал, о котором мы все так долго мечтали. Мы победили несмотря ни на что, победили с отрывом в полтора часа. Наша команда работала на 200%. И это того стоило. Это достойная и сложная победа. Компания Fores и лично Алексей Шмотьев сказали, что в зачете квадроциклов должен выступать гонщик от России, и предоставили нам необходимый бюджет. Мы выполнили свою часть сделки и победили. Спасибо им за это, спасибо команде за победу - им было очень тяжело, как и мне».

Мото

В зачете «Мото» на «Дакаре-2017» участвовали два российских спортсмена - Александр Иванютин и Анастасия Нифонтова. Они прошли весь маршрут марафона и благополучно финишировали, при этом Настя заняла второе место в женском зачете вслед за Лайей Санц и 75-е место в общем зачете. Александр Иванютин стал 32-м и одним из лучших дебютантов «Дакара»!

Надо сказать, что всего в «Дакаре-2017» участвовали 9 женщин, в категории «Мото» - три из них, при этом категория среди женщин считалась общей для мотоциклов и квадроциклов.

Очень много людей сошли с дистанции, в том числе из-за того, что они почувствовали себя плохо, - сказала Анастасия Нифонтова. - Поэтому я, конечно, испытываю некоторое чувство гордости, что смогла все это преодолеть и финишировать, да еще и занять второе место среди девушек. Вообще большой процент гонщиков, которые участвуют в «Дакаре» впервые, в принципе не доезжают до финиша. Так что достижение уже то, что мы доехали с первого раза. Что же касается Саши, он показал очень хороший результат, потому что впереди него только заводские гонщики, у которых есть и подготовка, и опыт.

Авто

В автомобильном зачете теперь уже 13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель еще раз доказал, что он лучший, выиграв у Себастьяна Леба 5,13 минуты. Третьим стал Сирил Депре. Российский экипаж Сергея Шихотарова и Олега Уперенко также благополучно финишировали на марафоне и заняли общее 37-е место в итоговом зачете автомобилей и 16-е в своем классе.

Сергей Шихотаров : «Закончился «Дакар», и сейчас, после финиша, я уже строю планы на будущее. На финише спецучастка было радостно, а перед подиумом уже просто наступило какое-то спокойствие. Мне нравится, что наша команда выполняла свое дело слаженно и четко. Спасибо всем, кто болел за нас. Мы сделали то, что должны были. Честно говоря, я не следил за позициями по ходу гонки. Наша задача была иной. Мы просто должны были проехать гонку и достигнуть командного результата».

Легковой экипаж команды Astana Motorsport в составе пилота Дениса Березовского и штурмана Алексея Никижева заняли третье место по итогам гонки в классе стандартных машин T2.

На заключительном спецучастке Рио-Куарто – Буэнос-Айрес протяженностью 64 км российский экипаж «КАМАЗ-Мастер» в составе пилота Эдуарда Николаева, штурмана Евгения Яковлева и механика Владимира Рыбакова показал лучший результат. На 33 секунды они опередили соотечественника Айрата Мардеева на другом «КАМАЗе». Третье время на счету аргентинца Федерико Вилльягры на Iveco, уступившего Николаеву 1 минуту 25 секунд.

На данный момент через спецучасток проехали только пять грузовиков и результаты этого отдельного этапа еще могут измениться.

В общем зачете Эдуард Николаев гарантировал себе вторую в карьере победу на «Дакаре» в качестве пилота. В прошлый раз он выиграл гонку в 2013 году. Кроме того Николаев побеждал на марафоне в роли механика в 2010 году. Второе место в общем зачете на счету еще одного гонщика «КАМАЗа» Дмитрия Сотникова. Третье – у прошлогоднего триумфатора «Дакара» голландца Жерара де Роя на Iveco.

Победа Николаева стала 14-й для «КАМАЗа» за всю историю выступлений команды на «Дакаре» в зачете грузовиков.

Итоговое положение в зачете грузовиков

Место Гонщик Грузовик Время/отставание
1

Эдуард Николаев

27:58.24
2

Дмитрий Сотников

«КАМАЗ» +18.58
3

Жерар де Рой



Результаты «Дакар» 2017

Мотоциклы:

  • #59 - Анастасия Нифонтова (Россия) – 75 место, 2 место в женском мотозачете
  • #60 - Александр Иванютин (Россия) – 32 место

Квадроциклы:

  • #254 - Сергей Карякин (Россия) – 1 место

Автомобили:

  • #380 - Сергей Шихотаров / Олег Уперенко (Россия) – 37 место в Т1, 16 место в Т1.1

SSV:

  • #378 - Равиль Маганов / Кирилл Шубин (Россия) – 3 место

Грузовики:

  • #501 - Мардеев / Беляев / Свистунов (Россия) – 5 место
  • #505 - Николаев / Яковлев / Рыбаков (Россия) – 1 место
  • #513 - Сотников / Ахмадеев / Леонов (Россия) – 2 место
  • #515 - Шибалов / Аматыч / Романов (Россия) – 19 место

Ежегодно в декабре любители авторалли - в предвкушении увлекательного зрелища - гонок «Дакар ». Январь 2017, думаем, не будет исключением. Вновь участники легендарного состязания продемонстрируют свое умение преодолевать большие расстояния и выходить с честью из тяжелых ситуаций.

И хотя название ралли, как заведено, остаётся «Париж - Дакар», соревнования состоятся в Южной Америке, не имеющей к столице Сенегала никакого отношения. Будет ли когда-то Париж точкой старта? И вернется ли ралли на африканские пески Дакара? 7 лет назад причиной переноса маршрута стала террористическая угроза, которую организаторы не исключают и сегодня.

ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-Мастер» с 2005 года.

Маршрут «Дакар» 2017

Протяженность трассы, по которой пройдут гонки в 2017 году, - 9000 километров, причем «Дакар» - это не движение по асфальтированной автостраде, преодоление бездорожья с резкими высотными перепадами, словом, таких условий рейда не было за всю историю ралли на западном полушарии. К примеру, протяженность нескольких отрезков пути превысит 400 километров, а одного - и все 500. Почти неделю гонщикам придется бороться друг с другом на высокогорной трассе.

Старт предстоящего латиноамериканского «Париж - Дакара» состоится в Асунсьоне - главном городе Парагвая. Далее маршрут переместится на земли Аргентины, а затем спортсмены окажутся в Боливии. В последней из названных стран гонщики задержатся дольше всего: представляете, примерно 5 суток на небывалом до сих пор высокогорье. День отдыха также придется на момент пребывания гостей в Боливии, а оттуда гоночная «кавалькада» вернется в Аргентину. Финиширует грядущий авто-мотомарафон «Париж - Дакар» в Буэнос-Айресе.

Даты проведения «Дакар» 2017

Расписание «Париж - Дакара» 2017 таково:

  • старт - 2 января;
  • финиш - 14 января.
  1. Этап 1: Asunion - Resistencia, 454км , ;
  2. Этап 2: Resistencia - San Miguel de Tucuman, 812км , ;
  3. Этап 3: San Miguel de Tucuman - San Salvador de Jujuy, 780км ;
  4. Этап 4: San Salvador de Jujuy - Tupiza, 521км , ;
  5. Этап 5: Tupiza - Oruro, 692км , ;
  6. Этап 6: Oruro - La Paz, 786км , ;
  7. День отдыха;
  8. Этап 7: La Paz - Uyuni, 622км , ;
  9. Этап 8: Uyuni - Salta, 892км , ;
  10. Этап 9: Salta - Chilecito, 977км , ;
  11. Этап 10: Chilecito - San Juan, 751км , ;
  12. Этап 11: San Juan - Rio Cuarto, 759км , ;
  13. Этап 12: Rio Cuarto - Buenis Aires, 786км , .

День отдыха ровно посередине дистанции. Получается 12 «боевых» выездов!

Ралли «Дакар» давно не имеет отношения к Африке и Дакару. И всё дальше нынешний «Дакар» от классических гонок по пустыне. Очередная гонка поставила больше вопросов, чем дала ответов о будущем ралли-рейда.

В 2009 году раллийный мир раскололся. После отмены «Дакара 2008» из-за угрозы терактов, промоутер принял волевое решение провести гонку в Южной Америке. Красиво рассказав болельщикам, что решение это временное, и в Африку гонка вернётся, как только станет безопасней, новая эпоха прославленного марафона стартовала в Буэнос-Айресе.
Параллельно с новым «Дакаром», по старому маршруту стартовало детище Ориоля и Шлессера — марафон «Африка Рейс».
Такое положение сохранилось и в текущем сезоне - гонки прошли параллельно. Африканская гонка вновь оказалась не богата громкими именами, а южноамериканская, как обычно, получила ударную дозу критики.

Почему критикуют Дакар?

Всю новую историю «Дакар» критикуется за несоответствие названия и места проведения. Этот грустный и смешной пункт никуда не денется, пока марафон проводится не на классической трассе, но вернуться к корням уже нельзя - в песках Мавритании и Сенегала проходит «Африка Эко Рейс», и две гонки в одном регионе и в одно время никому не нужны.
Патовая ситуация усугубляется тем, что звёзды автоспорта, уставшие от непродуманных маршрутов, бытовых неудобств и странных решений организаторов, то и дело заявляются на африканскую гонку.
Претензии к маршруту все эти годы звучат одинаково - вместо песчаных дюн марафон проходит по каменистым плато и полупустыням, высокогорью. Это заставило команды менять привычную технику, разрабатывать новые технические решения, подстраивать машины к тем или иным условиям. Ситуация, когда одни марки имеют преимущество в высокогорье, другие на равнине, приводит к тому, что легко можно предсказать группу лидеров на каждом этапе.
Последним штрихом к грустному портрету некогда великого марафона следует считать желание непременно проводить «Дакар» в исторические сроки - первые две недели нового года. И всё бы ничего, но в это время в Южной Америке сезон дождей. И каждый год один или два этапа отменяются, а ещё несколько сокращаются, из-за погодных условий.
Тем не менее, Дакар всё ещё остаётся самым представительным ралли-рейдом. Легендарное имя, стоящее за ним, всё ещё служит и визитной карточкой для зрителей и приманкой для сильнейших раллистов.

Итоговый зачёт.

В этом году марафон не преподнёс напряжённой борьбы до финиша ни в одном из классов. Интригу убивали сходы, технические проблемы, штрафы.
В классе грузовиков на «Дакаре» вопрос, уже много лет, стоит один - кто сможет бороться с КАМАЗами? Ответ, уже много лет, всё тот же - Жерар де Рой. Гонщик Iveco достойно бился с фаворитами и в этом году, но несколько проколов подряд не дали подняться выше, третьего места, с отставание более чем в сорок минут.
КАМАЗ, после прошлогоднего второго места, вновь вернулся на вершину — экипаж Николаев/Яковлев/ Рыбаков привёз второму экипажу КАМАЗа (Сотников/Леонов/Ахмадеев) восемнадцать минут.
Из остальных результатов, нужно отметить уверенное выступление гонщиков МАЗа (шестое место, экипаж Александра Василевского).
Вершину зачёта легковых автомобилей, в отсутствии выбывших ещё в начале гонки лидеров Тойоты, оккупировали французы. Весь пьедестал достался гонщикам Пежо - Стефан Петерансель выиграл свой тринадцатый «Дакар», вторым финишировал девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Лёб, третьим стал Сирил Депре.
Единственный российский экипаж, Сергей Шихотаров и Олег Уперенко, финишировал за пределами первой десятки - тридцать седьмым, с четырнадцатью часами штрафа и общим отставанием в тридцать три часа.
В классе мотоциклов, ожидаемо после штрафов Хонды, весь подиум заняли гонщики КТМ, Сандерленд, Уолкнер, Гуэлл.
Александр Иванютин на Хускварне финишировал тридцать вторым, героическая Анастасия Нифонтова, также на Хускварне, семьдесят пятой.
В классе квадроциклов, в отсутствии братьев Петронелли, борьбы практически не было. Никто не смог составить конкуренцию единственному россиянину, заявившемуся в этот класс. Сергей Карякин (Ямаха) привёз второму месту, Игнасио Касале (также Ямаха) час с небольшим. Финишировавший третьим Пабло Копетти (вновь Ямаха) проиграл лидеру более четырёх часов.
В новом для «Дакара» классе UTV (закрытые квадроциклы с автомобильной посадкой, больше всего напоминающие багги) победу одержал экипаж Торрес/Ролдан (Бразилия, Полярис), вторым финишировал Вудзянь/Вэй(Китай, Полярис), третьим Маганов/Шубин (Россия, Полярис). Все пять экипажей, заявившихся в эту категорию, благополучно доехали до финиша.

Перспективы.

Возможно, эта победа КАМАЗа последняя, и в ближайшие годы синие автомобили на «Дакаре» не появятся. Со следующего года технический регламент для грузовиков изменится, и у челнинцев просто-напросто нет двигателя под новые правила. На данный момент в правилах нет даже пункта о выступлении с «придушенным» старым движком, и остаётся либо искать в срочном порядке новые моторы (в аренду, за большие деньги и с ограничениями на использование), переделывать под них технику, либо пропускать очередной рейд по Южной Америке, сосредоточившись на «Африка Эко Рейс», работая параллельно над новым двигателем.
Нет сомнений и в том, что гонку вновь будут усиленно критиковать, и вновь заслужено. Видимо, организаторы «Дакара» так сильно надеются на магию вывески, что не оказывают должного внимания сопровождению гонки. Непоследовательные судейские решения, частые изменения технического регламента, проблемы с организацией быта гоночных команд. Доходит до того, что в роадмапах штурманов встречаются фразы «на перекрёстке сворачивай, куда посчитаешь правильным».
Поступок Ханса Стейси, снявшегося с гонки после ошибки организаторов со стартовым местом гонщика, показал, что организаторы готовы терпеть такое поведение, и стараться замять скандал. Велика вероятность, что в дальнейшем такие решения будут принимать другие участники, пострадавшие от произвола судей, и для репутации ралли-рейда это совсем не хорошо.
«Дакар» в нынешнем виде, с каждым годом критикуют всё сильнее, не только профессионалы, но и простые болельщики. И если ничего не изменится в отношении устроителей гонки к своему детищу, то через пару-тройку лет внимание всех СМИ будет вновь приковано к пескам Мавритании и Сенегала, но не к вернувшемуся «Дакару», а к проходящей там «Африка Эко Рейс».