Новый вид допинга в велоспорте — скрытый мотор. Механический допинг

Невероятный Канчеллара

Олимпийский чемпион по велоспорту Фабиан Канчеллара мог побеждать своих соперников с помощью секретного приспособления...

В шоссейных велогонках разразился скандал, который, о чудо, никак не связан с запрещенной фармакологией. Олимпийского чемпиона и одного из лучших раздельщиков мира Фабиана Канчеллару обвиняют в использовании допинга, но не медицинского, а технического. В интернете появилось видео, которое уличает знаменитого велосипедиста в махинациях с механизмом велосипеда, которые дают ему значительное преимущество над соперниками. Впрочем, не исключено, что это всего лишь домыслы конкурентов. По крайней мере главный механик сборной России по велоспорту Анатолий Синцов попытался убедить GZT.RU в том, что технические ухищрения в современном велоспорте почти невозможны.

А вы это видели?

На скандальном видеоролике два ведущих на итальянском языке рассказывают о секретном велосипеде Фабиана Канчеллары. Видно, что сюжет подготовлен профессионалами: в семиминутном ролике используются элементы графики и хорошо подобранные видеофрагменты. Суть видеорепортажа в том, что знаменитый швейцарец, своими победами ставший поперек горла многим, возможно, жульничает со своей техникой. Авторы ролика показывают, что технически вполне возможно вмонтировать в подседельную трубку устройство, которое поможет велосипедисту крутить педали- иными словами, практически моторчик.

Устройство крепится таким образом, что внешне заметить его совершенно невозможно. Управлять им можно с помощью кнопки на руле. Авторы видеоролика, смонтировавшие «мотор» на велосипеде, приводят кадры, на которых отчетливо видно, как Канчеллара во время двух недавних гонок «Париж- Рубэ» и «Тур Фландрии» делает характерные движения рукой.

Невероятный Канчеллара

В обеих гонках Канчеллара стал победителем. «То, что вытворял швейцарец Фабиан Канчеллара, можно попытаться описать словами... Фантастически, блестяще, бесподобно, гениально... Не знаю, какие слова можно подобрать к тому выносу огромного количества топ-тел, который мы сегодня увидели. Никто не смог ничего противопоставить Фабиану Канчелларе, и можно лишь надеяться на то, что в этом выступлении швейцарца все чисто»,- пишет в одном из велоблогов очевидец гонки «Париж- Рубэ».

Канчеллара уехал от соперников на 48-м километре из 259 километров гонки, и уехал навсегда. Для современных шоссейных гонок это выдающееся достижение. Вторым в гонке, которую называют «Северным адом», был норвежец Тор Хушовд. Именно к «обиженному» норвежцу в первую очередь обратились журналисты с просьбой прокомментировать действия победителя. «Я не подозреваю Канчеллару и не воспринимаю это видео всерьез. Потому что все это легко проверить сразу после гонки»,- был краток Тор Хушовд.

Практически невозможно

Солидарен с норвежцем и главный механик национальной сборной России по велоспорту Анатолий Синцов. «Теоретически механический „допинг“ может использоваться в виде смазок или технических приспособлений,- пояснил специалист.- Но практически применить их невозможно. Процент технической лазейки я бы определил как ничтожно малый. Ведь в отличие от фармакологических средств, которые можно скушать втихую, здесь все на виду- перед каждой гонкой велосипед проходит проверку на соответствие многим параметрам».

Международная федерация велоспорта уже прошла тот период, когда правила позволяли найти техническую лазейку, уверяет Анатолий Синцов. В конце 1980-х в командой гонке на шоссе немецкая команда использовала специальные приспособления, которые позволяли им увеличить КПД движений: стартовав в обычном режиме, велосипедисты пристегивали себя за пояс к выносу руля и таким образом получали более жесткую сцепку с машиной. Однако это длилось недолго. Контроль на соревнованиях всех уровней строг.

Основные параметры проверки велосипедов: вес и геометрические параметры. «Оба показателя имеют допустимую „вилку“, но бывает так, что из-за антропометрических данных гонщика требуется их превысить,- пояснил специалист.- Если это этап Кубка мира не судьбоносный, то судьи могут закрыть глаза на незначительные (подчеркиваю: незначительные) отклонения от нормы. Но если это чемпионат мира или Олимпийские игры, то контроль настолько строг, то даже на допустимые отклонения требуется заявка менеджера команды. Затем гонщика вызывает судейская комиссия, замеряет его вес, размер конечностей, туловища и только тогда позволяет какие-то подвижки».

А вообще неважно, применял Канчеллара «техдопинг» или нет. «Не стоит обращать внимания на такие вещи. Я предпочитаю не думать о соперниках, а работать над собой, как это делает знаменитый биатлонист Уле Эйнар Бьорндален»,- подвел итог всех рассуждений норвежский велосипедист Тор Хушовд.

Механический допинг

Накануне вечером Международный Союз велосипедистов сообщил через свою пресс-службу, что он намерен всесторонне обсудить возможное наличие "механического допинга", для чего запланировал провести на следующей неделе специальную встречу с представителями промышленности

механический допинг

Президент UCI Пэт Маккуэйд заявил в интервью AP, что сейчас он не представляет себе, как гонщики могли бы использовать всевозможные вспомогательные устройства, наподобие тех, что продемонстрировал итальянский журналист Давиде Кассани на велосипеде во время прохождения Giro d"Italia. По заявленным характеристикам механические устройства, вмонтированные в вертикальную трубу рамы велосипеда, вырабатывают приблизительно 50-100 ватт энергии и позволяют гонщику на достаточно конкурентной скорости работать в льготном режиме около часа.

"Мы хотим удостовериться, дейстительно ли батареи для вырабатывания такого количества энергии могут быть незаметно скрыты внутри рамы велосипеда. Сегодня UCI имеет возможность полностью контролировать любое изменение конструкций велосипедов, на которых спортсмены выходят на старты гонок. Но если такое приспособление действительно существует, то он безусловно используется незаконно," сказал Маккуэйд. Напомним, что видео работы такого устройства было несколько дней назад продемонстрировано на YouTube в интернете и вызвало огромный интерес среди различных групп заинтересованных людей: специалистов, гонщиков и поклонников велоспорта. Но сам Маккуэйд настоял на том, что этот показ "еще ничего не доказывает и ни о чем конкретном не говорит".

Он также не верит, что такое устройство может быть так хорошо скрыто и оставаться незаметным для окружающих, несмотря на то, что журналист на видео демонстрировал некие-то невидимые подушечки- включатели на тормозных ручках. "Они не могут быть невидимыми," сказал Маккуэйд. "С точки зрения здравого смысла и заявленных характеристик.. ,батарея к этому устройству должна быть размером с хорошую пачку сахара."

В свое время такие устройства уже обсуждались в прессе и было представлено несколько технологических новинок на велорынке. Одно из таких изобретений - Gruber Assist

Набор Gruber Assist позволяет оснастить велосипед электрическим мотором, который будет помогать при езде. Мотор длинной всего 22 см и узел лентопротяжного механизма исполнены в виде трубки, которая прячется в раму велосипеда. Устройство требует лишь небольшой модификации педальной каретки. Мотор имеет мощность 200W и весит всего 900 грамм. Под седло в сумочку устанавливается батарея (на выбор либо NiMH либо LiION), которая дает полтора часа вспомогательной силы при езде на велосипеде. Это время может быть и меньше, - в зависимости от интенсивности работы велосипедиста. Установить набор Gruber Assist можно на велосипед, в котором центральная трубка рамы имеет диаметр 31,6, как у большинства горных велосипедов. Что же касается стоимости, то здесь хорошее заканчивается: $2399.

источники:

  • Gruber Assist - невидимый помощник -- creep.ru

Никого наверное не обошла волна допинга, связанная с Олимпийскими играми и сборной России. Я так и не понял, под каким флагом будут выступать спортсмены, которым разрешат участвовать в играх. С самой историей все понятно - допинг это обычно научное, фармацевтическое и административное поле борьбы. Все используют допинг, но у некоторых фармацевты лучше и имеется ресурс влияния в контролирующих и проверяющих организациях. Поэтому этот раунд Россией проигран вчистую. Бывает.

А вот сегодня я узнал об одном из видов "механического допинга". Вот смотрите...

Слухи о том, что велосипедисты используют моторчики, ходят по крайней мере с 2010 года. Именно тогда был опубликован ролик, в котором подробно рассказывается, как можно засунуть мотор в раму, как им управлять с помощью скрытой кнопки на руле и почему его сложно обнаружить (ролик набрал уже 4,6 миллиона просмотров). В 2014 году на гонке Вуэльта Испании один из спортсменов упал, после чего заднее колесо его велосипеда продолжило подозрительно крутиться, но тогда большого скандала не случилось. Косвенных улик постепенно становилось все больше; о моторах внутри велосипедов начали снимать большие передачи.

Впервые наличие мотора в велосипеде профессионального спортсмена доказали в начале 2016 года. Бельгийка Фемке Ван Ден Дрише считалась одной из самых талантливых молодых европейских велосипедисток — она выиграла и титул чемпионки Бельгии среди спортсменок моложе 23 лет, и титул чемпионки Европы с тем же возрастным ограничением. Фемке Ван Ден Дрише была в списке фаворитов чемпионата мира (также U-23), но именно в ходе этого соревнования в ее велосипеде обнаружили мотор.

Фото с сайта компании, занимающейся созданием «механического допинга» для велосипедистов

Обнаружили «технодопинг» совершенно случайно, когда бельгийка сошла с дистанции по техническим причинам. До начала соревнований Фемке считалась фаворитом.

Анализ показал, что в раме велосипеда есть скрытый моторчик. По словам специалистов, он использовался для улучшения результатов велосипедистки. Отец велосипедистки при этом утверждает, что велосипед не ее, а ее друга. У них вроде как одинаковые транспортные средства, и молодой человек оставил свой велосипед рядом с грузовиком спортсменки. Техник же решил, что это ее велосипед, и подготовил его к соревнованиям.

Спортсменка пыталась доказать, что это не ее велосипед, но тщетно: ее лишили всех титулов и призовых денег, приговорили к штрафу и шестилетней дисквалификации.

Слухи о технологическом допинге стали циркулировать в среде велосипедистов с 2010 года, когда в «технологическом мошенничестве» обвинили спортсмена Фабиана Канселлара (Fabian Cancellara). Тогда один из технических экспертов утверждал, что в велосипеде спортсмена работает небольшой электромотор мощностью от 60 до 100 ватт. Несмотря на то, что мотор маломощный, это помогало велосипедисту улучшить эффективность работы.

Впоследствии устроители велочемпионатов мирового уровня стали подвергать велосипеды досмотру в случайном порядке, с использованием сканера и небольшой камеры.

Термальные камеры показывают, что под подозрением находятся еще несколько спортсменов. Расследования по «механическому допингу» в 2016 году стали проводить не только профильные организации, но и журналисты. Так, телеканал France 2 и итальянская газета Corriere della Sera выяснили, что на двух гонках 2016-го в Италии по крайней мере семь спортсменов подозревались в использования мотора. Для обнаружения подозрительных велосипедов журналисты применяли термальные камеры: место, где расположен мотор, нагревается во время работы— и остывает, когда гонщику не нужна «помощь».

Международный союз велосипедистов (UCI) метод с термальными камерами долгое время не применял. В UCI считали, что по соотношению цена/качество лучше пользоваться магнитным резонансом на старте и на финише — по словам экспертов UCI, этот метод тоже позволяет находить внутри велосипедов скрытые устройства. Даже после расследования итальянских и французских журналистов чиновники продолжали считать, что магнитный резонанс работает неплохо.

На «Тур де Франс» все-таки будут использовать термальные камеры, причем сделанные специально для гонки. Их разработала комиссия по атомной энергетике Франции по заказу правительства. Камеры можно будет устанавливать на мотоциклы, которые сопровождают гонщиков. Они способны обнаруживать моторы даже в нерабочем состоянии.

После этого происшествия итальянская газета Gazzetta dello Sport опубликовала сенсационное интервью с неким анонимом, заявляющим, что большинство признанных велогонщиков используют механический допинг.

По его словам, электрический мотор под сидением или в раме велосипеда является прошлым веком. Последними разработками в сфере неправомерной модернизации спортивных велосипедов выступают электромагнитные колеса, которые способны:

Генерировать до 60 Вт;
- приводиться в действие как пультом ДУ, так и автоматически, при достижении частотой пульса спортсмена определенного значения.

Пожелавший остаться неизвестным изобретатель заявляет, что, несмотря на огромную стоимость таких колес – до 200 тысяч евро, желающие их приобрести становятся в очередь за 6 месяцев.

Примечательно, что респондент утверждает, что немало велогонщиков используют данное изобретение, даже не подозревая об этом. Дело в том, что обычно заказы на электромагнитные колеса поступают через третьих лиц, вероятно, имеющих свой финансовый интерес от победы спортсмена.

источники

Некоторые полагают, что кое-кто из гонщиков-профессионалов прячет маленькие двигатели в своих велосипедах.

Если вы следите за гонкой , вы, наверное, слышали термин «механический допинг», который относится к возможности скрытия небольших двигателей внутри своих велосипедов с целью повышения мощности. Допинг есть допинг, и, как вы догадываетесь, повышение мощности за счет двигателя в гонке всегда было запрещено. Пытается ли кто-нибудь это реально внедрить в гонке?

Как это работает?

Двигатели для байков, безусловно, существуют, но в первую очередь для велосипедов, на которых люди ездят из пригородов в город, когда мощность электромотора может значительно облегчить ежедневные поездки или снизить суммарную нагрузку нескольких дней. Большинство из этих систем крепятся в районе системы или задней втулки, корпус двигателя, как и емкость для аккумуляторных батарей большие — ни один из которых нельзя абсолютно скрыть.

Тем не менее, есть одна конструкция, которая называется Vivax Assist (ранее известный как Gruber Assist), которая почти полностью скрывается внутри рамы. Именно это (или нечто подобное) подразумевается под понятием «механический допинг», и некоторые утверждают, что, возможно, данные конструкции используются на самых высоких уровнях спорта.

https://youtu.be/hIlmtQKLMUg
Опровержение этой ситуации от Алекса Рассмусена
https://youtu.be/PJUt_XPKiDk

В своем нынешнем виде, Vivax Assist включает небольшой цилиндрический блок привода двигателя, который погружается вниз подсидельной трубы рамы, скрываять от посторонних глаз, плюс небольшая внешняя батарея. В нижней части корпуса двигателя устанавливается маленькое коническое зубчатое колесо, что является модернизированным коленчвалом. С помощью простого нажатия кнопки на руле, гонщик может вызвать до 200 Вт дополнительной мощности педалирования, что выглядит примерно как мощность Криса Фрума в сравнении со средним гонщиком.

Заявленный вес всей системы 1,8 кг, но даже если это уже облегченная система, она не будет использоваться в стандартной форме.

Профессиональные шоссейные гонки сегодня – это гонки мизерных преимуществ и небольшая конструкция даже с небольшим ускорением будет достаточно эффективной в высоких горах. Система поменьше будет гораздо более легкой и компактной, как раз, чтобы вписаться в более широкий диапазон типов рам велосипедов, чем диапазон рам в настоящее время.

По крайней мере, в теории, вполне возможно, чтобы кнопка, предназначенная для переключения скоростей, была перепрограммирована для управления скрытым движком. Может стандартное переключение скоростей модифицировано в управление скрытой системой двигателя? Конечно, это возможно, но случилось ли это уже – другой вопрос.

Не требуется особого инженерного ума, чтобы крошечный беспроводной контроллер спрятать хоть куда (или даже хранить в командной техничке). Кнопку Vivax Assist можно вмонтировать в рычаг переключения передач Shimano Di2 совершенно свободно, без привлечения внимания. Некоторые даже предположили, что точно так же батареи, использующиеся в электронных переключателях передач, могут быть использованы для питания двигателя, устраняя необходимость в отдельном блоке питания.

По крайней мере, в теории, механический допинг вполне возможен. И, как мы все удостоверяемся вновь и вновь, профессиональному велоспорту не привыкать к обману.

Существует ли на самом деле «механический допинг»?

Кажется, что все возможно и не является фантастикой. Но есть причины, говорящие, что это маловероятно.

С одной стороны, есть много технических «но», препятствующих реализации такой системы. В то время как сомнений ни у кого нет, что система обеспечит ощутимое преимущество, электрические двигатели имеют одну важную странность: они обеспечивают помощь, когда электричество применяется, но при работе в обратном направлении этот генератор забирает драгоценную мощность у ног гонщика; таким образом, гонщик получает прямо противоположный эффект, чем ожидалось.

В результате, любой тип Vivax Assist-подобной системе, скорее всего, должны включать выдвижной механизм привода, чтобы устранить сопротивление, когда система не используется (или команда должна стратегически разработать план замены велосипеда).

Несмотря на уверенность некоторых теоретиков, закрепить двигатель во втулку не совсем легко. Современные втулки уже занимают мало места, а нынешние двигатели электрических велосипедов ужасно большие (и тяжелые).

Кроме того, любой тип системы на шестеренках будет также производить определенный уровень шума, хотя, учитывая, что, скорее всего, использоваться система будет в решающий момент, шум окружающей толпы почти наверняка заглушит жужжание.

Примечательно, ни один из этих доводов не отрицает саму систему. Преднамеренный обман уже случался раньше (хотя и в химическом плане, а не в механическом), а технические вопросы могут быть решены без излишней работы.

Что предпринимает UCI по этому поводу?

Никто не был фактически пойман во время гонки на велосипеде с двигателем, но это насторожило руководящий орган этого вида спорта, прореагировавшего на вопросы, поднятые несколькими ключевыми фигурами и несколько довольно сенсационными видео на портале YouTube.

Уже сейчас Международный союз велосипедистов (UCI) использует рентгеновский аппарат на главнейших гонках с целью найти что-нибудь скрытое внутри велосипедов. Каждое сканирование дает отрицательный результат (но, как мы знаем, отсутствие улик вряд ли является убедительным доказательством невиновности).

Немецкая велосипедная компания Canyon уже использует сканирующее устройство для проверки рам и вилок на предмет производственных дефектов. UCI использует нечто подобное для поиска скрытых двигателей

Механический допинг на самом деле реальность, или это отголоски прошлого? Это кажется маловероятным, но, к сожалению, не из области фантастики. В конце концов, победы – это большой бизнес.

По материалам: astanafans

Кристоф Бассон в молодости был профессиональным велосипедистом. В 1990 г. он был единственным членом скандальной команды Фестина, кто не принимал допинг и всегда выступал против его использования. За это, в свое время, он получил прозвище "Мистер Клин". В 2001 году он ушёл из велоспорта и занял должность консультанта по анти-допингу во французском министерстве. Недавно, в региональной гонке во Франции, Бассону удалось обнаружить мотор у гонщика 3-й категории.

43-летнего велосипедиста Сирила Фонтэйна поймали на использовании мотора на небольшой региональной гонке. Бассон изучил информацию по последним нескольким гонкам, в которых принимал участие Сирил, и на фотографиях ему удалось разглядеть некоторые детали. Во первых, велосипед, почему-то был слишком маленького размера для Сирила. На руле было 5 кабелей. Пятый кабель не шёл к велокомпьютеру, а переключатели были стандартными, так что должно быть 4 кабеля. Бутылкодержатель не был прикреплён болтами к раме. Бассон знал, что если в раме спрятан мотор, то болты будут мешать. Вызвало подозрение, также, то, что бутылка всегда выглядела одинаковой, в одинаковом положении. То-есть для питья она явно не использовалась. В ней была спрятана батарея для мотора.

Слишком маленькая рама, по словам Сирила, объясняется очень просто. Ему нужна была рама с достаточно большой нижней трубой, чтоб поместился мотор. Он заказывал её из Китая, и на тот момент не было нужного ему размера.

Мотор Сирил заказал у французского производителя Vivax. Такой сейчас можно купить за 2700 евро. Модель, кстати, не самая продвинутая. Vivax продаёт около 40 таких моторов в месяц.

Сирил Фонтейн заявил французской прессе, что он использовал мотор, не для того чтобы победить, а для того чтобы не чувствовать сильной боли от травмы полученной ранее. Но результаты на последних нескольких гонках вызвали подозрения у организаторов. Ведь он ехал в горку лучше чем велосипедисты первой категории, будучи спортсменом третьей категории. Сирил действительно имел травму, но он также был убеждён, что другие спортсмены используют допинг. Он посчитал, что механический допинг это лучшее средство борьбы против допинга фармацевтического.

Сирил проехал 6 гонок на велосипеде со скрытым мотором. Его манера езды не выдавала скрытый мотор, поэтому сколько ещё человек пользуются мотором на разных уровнях соревнований, пока остаётся загадкой. Всего 3 велосипедиста было обнаружено в любительских соревнованиях. Понятно, что если спортсмен третьей категории смог скрыть мотор, то для профессиональных спортсменов с кучей спонсоров, это сделать куда проще.

По заверениям Кристофа Бассона обнаружить мотор совсем не сложно. Сканеры которые UCI использует сегодня не дадут 100% результата, но достаточно снять подседельный штырь и посветить фонариком в раму и мотор будет видно. С мотором в колесе, немного сложнее, но тоже всё возможно. Остаётся надеяться, что хотя бы в профессиональных гонках механический допинг смогут исключить.