Иван Малахов «Mad. Иван Малахов: Был момент, когда я чуть не умер в лавине Иван малахов фрирайд

В моём спорте мне приходится часто падать, но всё что остаётся - это вставать и идти дальше

Профайл:

    1980 год рождения Чемпион России по фрирайду 2006 Чемпион России по маунтинбайку/даунхилл (мастера) 2011 2 место в рейтинге Maxiavalanche Europe Cup маунтинбайк/эндуро (мастера) 2013 5 место в мировом рейтинге Freeride World Qualifier 2014 (11 подиумов 2013-2014) Выиграл номинацию Sick Bird на Subaru Freeride Series в Колорадо, США Чемпион Швейцарии по фрирайду 2014 (Swiss Freeride Series) 1 место Verbier Freeride Week FWQ3* 2015 1 место Engadinsnow FWQ4* 2015 3 место в мировом рейтинге Freeride World Qualifier 2015 (две победы) Участник Freeride World Tour 2015 и 2016

Профессиональный фрирайдер с многолетним стажем. Снимался в фильмах Тезис, Ажиотаж, Атмосфера, Территория снега, Взгляд, Ride the planet, Книга гор 3D. Первый в России райдер фриски, включённый в международную команду знаменитого лыжного бренда Head.

Широкая общественность узнала о существовании Ивана только в этом году, благодаря его съёмкам в ролике Adrenalin Rush, в котором он прыгал на лыжах из вертолёта на склон. Причём право на съёмку ролика он выиграл в конкурсе на самый экстремальный трюк. Adrenalin Rush обратился к лучшим и самым известным российским экстремальным спортсменам, чемпиону по даунхиллу на горном велосипеде, лучшему каякеру и фрирайдеру, которым было предложено реализовать свою самую экстремальную идею. Съёмки проходили не слишком гладко: из-за плохой погоды запланированные в апреле съёмки в Северной Осетии не удались, и в результате участникам съёмочной группы и самому Ивану пришлось лететь на Камчатку, где он и выполнил крайне непростой прыжок. Кстати: отснятый на Камчатке ролик набрал более 4 млн просмотров на YouTube.

Новый уровень успеха

Смоленский самородок

Слово самородок исключительно хорошо подходит к Ивану. Ключевая часть - САМ, потому что всё, чего добился Иван Малахов - исключительно его собственные заслуги. На днях мне повезло пообщаться с ним и узнать несколько больше, чем это возможно, читая о заслугах на лыжных форумах.

Хотите узнать, как простой парень из Смоленска смог добраться до элиты мирового фрирайда? Каких усилий это ему стоило и что он думает о русском фрирайде… Читайте интервью до конца. Для удобства я разделила интервью на несколько блоков:


Иван Малахов про долгую дорогу в горы…

Горные лыжи считаются крайне дорогим видом спорта, недоступным большинству россиян. Иван, расскажи пожалуйста, как удалось тебе, далеко не горному жителю, войти в этот спорт и столько времени проводить в тренировках до того, как ты стал получать спонсорскую помощь?

Широкий вопрос. Из него вытекает много ответов. Забегая вперёд, скажу, что профессиональный лыжник не может заработать много денег. Т.е. нужно быть, наверное, каким-то чемпионом, вроде Саши Хорошилова. Если вдруг выиграю FWT, в работе со спонсорами это, конечно, поможет. На самом деле это пункт выживания такой. Кто-то вынужден работать гидом, кто-то, возможно, сдаёт квартиру… В целом, так чтобы не работать вообще, нас, наверное, всего двое таких - я и Анна Орлова (сноубордистка). Есть ещё Анна Ханкевич, но она тоже иногда работает гидом.

Я начал кататься на горных лыжах в 96-м году, до этого с детства на беговых. Просто катался каждый день, это ничего мне не стоило. Шёл на горки, где не было подъёмников. Ходил пешком. У меня были очень старые бесплатные польские лыжи рыси супер 70 длиной 195см (при росте 183), потом были лыжи 200 и даже 205 см. Крепления Нева, тоже бесплатные какие-то. Первые ботинки кожаные со шнурками купил за 60 рублей, потом были другие. В 1997 году случайно купил пластиковые за 150 рублей, в них катался лет 5. Ещё из того, что мне пришлось тогда покупать - лыжи Младость. Они стоили тогда 100 рублей, или 20 баксов. Но даже для меня это было посильно.

- Кто-то сподвиг тебя на занятия горными лыжами, может быть родители или друзья?

Нет. Это было самостоятельное решение, без чьего либо влияния.

- Т.е. ты ходил в одиночку, без компании?

Не всё так просто. В Смоленске был горнолыжный клуб, который и дал толчок моему увлечению. Горнолыжный клуб - это 50 человек энтузиастов, которые сами сделали бугельный подъёмник на горке без цели зарабатывания денег и просто катались там, проводили соревнования по слалому, устраивали горнолыжный карнавал раз в год. На горке не было коммерческой составляющей, поэтому как подросток катался бесплатно. Потом появились некие взносы, но минимальные и целевые. Этот бугельный подъёмник позволил сделать гигантский накат. Мог 40-50 раз за день скатиться.

- Но ты начинал сам, без тренера, наставника…

Начинал сам. Ездил по прямой, из-за чего поначалу были конфликты с руководством горнолыжного клуба. Прыгать с трамплинов научился ещё на беговых лыжах. По сути, когда приехал в первый день катания в 1996 году на ту горку, уже прыгал лучше всех в Смоленске. Технику осваивал тоже сам. Как-то обратился к человеку, который считался на горе учителем. Он объяснил мне азы, показал пару раз, но потом, когда я что-то не так сделал, сказал, что не будет больше объяснять и махнул рукой.

- Ты читал о технике катания в журналах или книгах?

Да, конечно. У меня была книжка Жоржа Жубера, какого-то 70-го и книга «Уроки горных лыж» 1988 года. На самом деле тогда ведь был недостаток информации, интернета не было и журналов ещё не было, первые выпуски «Ski. Горные лыжи» и «Вертикальный мир» появились у меня в 1997. Я пошёл в Ленинскую библиотеку в Смоленске, нашёл специальную литературу для смоленского физинститута. Там была даже книжка по фристайлу, книги В.С. Преображенского, Л.П. Ремизова, Ю. Ценина и ещё некоторых авторитетов конца 70-80-х. В общем, изучил их все. Но парадокс - не мог ничего повторить из того, что там описывалось. Помню, стойку скоростного спуска учил ещё на беговых лыжах по книге, это смог повторить, а вот всякие повороты… Мне кажется, по книжке невозможно научиться кататься.

Второй сезон осваивал технику принятую в Смоленске. Тогда у нас считалась идеальной техника авальмана с середины 70-х годов… с почти склеенными коленями и голенями. Такая классическая туристическая техника, конечно, существенно отличается от современной. Нужно понимать, всё это происходило ещё до «карвинговой революции» и в Смоленске мы находились в информационном вакууме. Я на своих младостях с радиусом 40м освоил эту технику идеально, делал фантастические повороты на кантах уже на третий сезон. Т.е. первый сезон просто гонял, второй осваивал технику, а с третьего сезона уже есть видео доказательства идеальной техники 70-х. Надо будет найти как-нибудь.


© Александр Могилевец

После трёх сезонов катания понял, когда ты едешь с экстремальных склонов техника склеенных ног совсем не удобна. Тогда стал осваивать другие техники и быстро как-то они все трансформировались в более подходящую мне. Но это было задолго до больших гор. Туда попал реально только через 10 лет после вставания на лыжи.

- Ты так много катался, не надоедало, не хотелось бросить?

Разница между мной и многими другими лыжниками, моими ровесниками, что меня не перетренировали в детстве. Всегда катался в удовольствие, на энтузиазме. Забавно ещё, что я прошёл путь лыж от СССР до современных. В Смоленске всё было законсервировано. Как будто я не 20 лет катаюсь, а все 40.


© Александр Могилевец

- Когда ты поехал кататься на лыжах в горы первый раз?

Это было очень забавно. У меня всегда была проблема безденежья. У родителей не было возможности помогать. Скопил немного денег - 300$, заработал их промышленным альпинизмом.

- Извини, пожалуйста, а как ты в него попал?

В промальп попал не случайно. В 1999 году впервые поехал в горы со смоленскими альпинистами. Ехать первый раз одному в горы было страшно. Хотя до 13 лет активно занимался туризмом в секции, ходил по четыре больших похода в год. Особых тренировок там не было, но получил опыт интересных походов, сплавлялся по речкам до 4-й категории сложности. Помню сплав по Катуни, Бухтарме и Бии на Алтае, в Карелии Илекса, Вама и Водла, по 300 км плавали по Ловати в Псковской области, но это другой спорт…

В общем, решил, будет круто присоединиться к альпинистам, тем более, бюджет поездки был минимальный. Надо было просто купить билет на поезд. Еду брали с собой, жили в палатке. Во время похода скатился на Эльбрусе пару раз с подъёмника. Потом мы поставили палатку в месте, где был приют 11 на тот момент сгоревший. Четыре дня ждали погоды, но нам не повезло. Ничего не получилось, ни покататься, ни залезть, в ужасную погоду поднялся лишь до скал Пастухова на 4800 и скатился оттуда на своих Младостях без кантов…

Получил хороший опыт поездки. Альпинисты, с которыми ездил, пригласили поработать вместе с ними разнорабочим в промальпе. И летом 99-го года я мешал цемент, мне было 19 лет. Такое вот трудное детство у меня . Ребята скидывались со своей зарплаты, чтобы самим не терять время на тяжёлую работу. Насмотрелся на них, а потом подумал, что это самая высокооплачиваемая работа, которой мог бы заняться на тот момент. Нашёл работодателя, собрал по друзьям снаряжение. По сути, лазание тоже осваивал самостоятельно. Никто толком ничего не объяснял. Мой друг на детских качелях показал мне несколько приёмов, повязал пару верёвочек, и с этим багажом полез на панельную пятиэтажку.

В итоге смог заработать на лыжи. Мог позволить только б/у. Однако всё вышло совсем иначе, и я купил сноуборд в Минске. Это была какая-то конфискованная на Белорусской таможне партия, существенно дешевле, чем в магазине. Купил ботинки на размер меньше какие были в наличии и самые дешёвые крепления. Собственно, с этим набором в мае 2001 года снова поехал на Эльбрус. Там сразу со всеми познакомился: с Александром Байдаевым, Геннадием Хрячковым, Славой Руничем… со всеми легендами фрирайда в тот момент. Но сноуборд мне не понравился. Не понимаю для чего нужно идти на все эти жертвы. Это реально не удобно, ты не можешь никуда шагнуть, ноги привязаны, неудобно пользоваться бугелем… Единственный плюс сноуборда - плавание по целине, казался сомнительным, ведь мог плыть и в обычных лыжах. Важно понимать, что в 2001 году сноуборд считался нереально популярным в России, а я думал, что это какая то ерунда, которая долго не продержится - и ошибался.

Покатавшись месяц на сноуборде, вернулся к лыжам. Иногда снова вставал на него, но в 2004 забросил полностью. Сноуборд много чего мне дал: новые знакомства и даже работу - я ставил людей на доску и ещё сдавал сноуборд в аренду. Так получилось, что я был одним из первых сноубордистов в Смоленске и первым кто научился правильно поворачивать. Вообще поставил очень много людей на доски и лыжи, десятки просто, а они своих друзей, получается сильно продвинул экстремальный спорт в Смоленске. Думаю сейчас там уже катаются человек 500-1000, а не 50, как в 1996.

Way to Freeride World Tour

На лыжах в горы съездил первый раз в 2002 году. Опять на Эльбрус, на две недели. Поехали с другом Алексеем Грековым, я уже умел всё дёшево организовать. Ски-пасс нам достался в обмен на его наручные часы, канатчик предложил интересный обмен мы решили, что нам так выгоднее и катались по этим Чегетским запискам. Тогда установил для себя новый рекорд - прыгнул в длину 21 метр и первый раз сделал вращение на 540. Мы снимали всё на камеру, где-то лежит эта видеокассета.

Очень сдерживало отсутствие денег. Показать себя можно было и раньше, на уровне России по крайней мере.

- Что повлияло на твой прогресс в дальнейшем?

Мне повезло, что у меня хотя бы был друг-напарник. В 2003 году начал ездить на соревнования, тогда начался стремительный прогресс.

На соревнованиях увидел, что есть лыжники, которые прыгают с трамплина лучше меня. Решил, что смогу не хуже или даже лучше. Узнал, что надо тренировать трюки на батуте. Все свои первые трюки делал без батута, даже 720, а ведь с него надо начинать. Но до 2003 года ничего о нём не знал. Потом нашёл в физинституте батут, пришёл с улицы к директору спорт школы и рассказал, что мне надо. Он пустил меня то ли бесплатно, то ли условно платно. Важно понимать, что в Смоленске очень легко договариваться. Благодаря таким людям мне было намного легче. И вообще Смоленск классный город: красивый, со старинной крепостью и большим количеством холмов с которых я и катался.

После первых призовых мест во фристайле в 2004, а я уже делал на соревах 900 и свич 540, поехал в летний лагерь на Эльбрусе. Как-то дальше всё быстро произошло, нереальный прогресс и готовность переходить в профессионалы.

- Расскажи про первого спонсора.

Нашёл его на лыжном салоне 2004, ходил с альбомчиком фотографий всяких своих трюков и показывал всем. Никто брать не хотел, но в итоге встретил Алексея Бычкова. Алексей торговал даже у вас на Сайкина, 4 в начале 1990-х, когда там на автозаводской был горнолыжный рынок «под мостом». Это был очень добрый человек, который сейчас, к сожалению, умер. Мы сразу нашли общий язык, так как он увлекался фрирайдом и прообразом фристайла «хот дог». Хотел продвинуть свой интернет магазин hotski.ru, который существует и сейчас. Он дал мне всё необходимое снаряжение и немного денег, и я смог поехать на кубок России по фрирайду. Сразу прошёл в финал соревнований и в 2005 году вторые свои соревнования, этап «Кубка России по фрирайду» в Красной Поляне выиграл.

Вот моя история. Т.е. к тому моменту, когда нашёл спонсора, уже мог выиграть кубок. А до этого катался в Смоленске и несколько раз съездил в горы с минимальными затратами.

Про подготовку

- В своём ЖЖ ты много пишешь о тренировках на горном велосипеде…

Летом мы тренируемся в Червинии (Аоста), в парке. Прыгать с трамплинов - хорошая тренировка, чтобы не забыть лыжи и чувство снега, но ничему новому уже не могу научиться. Для фристайла все трюки давно сделал, я уже старый . Сейчас это просто поддержание формы. Мою горнолыжную технику комментаторы FWT хвалили, и в целом тоже считаю её отличной, так что прибавить в ней трудно. А прибавить в физической силе можно и нужно. Когда человек с детства всё время живёт в горах, он физически сильнее. Применительно к фрирайду это значит, что спортсмен может прыгнуть с 20 метров и не упасть только потому, что выносливее, у него больше сил в данный момент.


- Т.е. по сути ты занимаешься ОФП?

Да, это сильно влияет на результат. Главное, имея преимущество в технике, прибавить в физической силе. Чем меньше будешь уставать, тем больше сил останется на сам заезд, и результат будет лучше. На соревнованиях мы проводим несколько дней подряд на ногах, встаём в 5-6 утра.

- Ты стараешься специально наращивать мышечную массу?

Нет, я конечно не тренируюсь в зале, я развиваю не мышечную массу, а выносливость.


- Расскажи про велоспорт…

Маунтин байк, это вообще отдельная песня. Это мой любимый вид спорта. Занимаюсь им прежде всего потому, что это круто. Классно кататься на велосипеде. В каком-то смысле фрирайд на маунтин байке круче фрирайда на лыжах, можно реально по 50-70 км за день преодолевать и видеть больше. На лыжах даже если это какой-то ски-тур, твоя скорость подъёма совсем не высокая. Ты можешь, конечно, проехать много км за день, если есть уклон вниз, но на велосипеде всё равно быстрее. У велоспорта есть свои нюансы, конечно. На лыжах можно съехать практически в любую пропасть, а на велосипеде это не всегда возможно. Но скорость передвижения в целом на велосипеде больше.


Ты регулярно участвуешь в различных соревнованиях не связанных с лыжами. Увлекаешься в том числе треккингом. Что ещё есть в планах, какие виды спорта думаешь попробовать или освоить?

В своё время катался на скейте и на роликах, у меня и сейчас в машине скейт лежит. В Червинии есть скейт парк. Но это так, баловство. Ещё пробовал сёрфинг четыре раза в разных местах. Но это очень сложный в освоении вид спорта, которому нужно уделить много времени. Давно уже решил для себя не распыляться и сосредоточиться на чем-то одном.

На велосипеде участвовал в соревнованиях очень много раз. У меня было по 10 стартов за лето. Сейчас этого уже не делаю по двум причинам, чтобы не распыляться и из-за отсутствия нормального велосипедного спонсора. В своё время удовлетворил свои амбиции: чемпионат России по даунхиллу в мастерах выиграл, Maxiavalanche второе место в Европе занял в общем зачёте. Этого достаточно.

- Т.е. в этом виде спорта простых амбиций не достаточно для участия в соревнованиях?

Так чтобы тратил на это свои деньги и силы - нет. Это технический вид спорта. Велосипед требует подготовки. Профессиональная команда требует механика, для каждой трассы подбираются свои запчасти, звёзды, покрышки. В общем, всё очень дорого.


Иван Малахов про FWT

- Как ты оцениваешь свой первый сезон, который прошёл на таком уровне?

Результаты говорят, он прошёл не очень удачно для меня. Оказался немного заложником правил. Три этапа - довольно мало. После них остаётся всего 16 лыжников, в следующем году будет ещё меньше, всего 14. Если ты выигрываешь сначала, но потом два раза падаешь - ты не пройдёшь. Но можно занять три раза 15-е место и проходишь дальше. Получается так, что по правилам FWT проходят не всегда лучшие лыжники, которые не пытаются выиграть.

Какую тактику ты думаешь применить в новом сезоне. Пойдёшь ва-банк и постараешься выжать максимум или будешь нарабатывать гарантированные очки и удерживать их.

Да, это большой вопрос, какой тактики придерживаться. Не вижу большого смысла в осторожной тактике, хотя какой-то смысл, конечно, есть. Если разбирать отдельно моё выступление, то на первом этапе у меня была глупая тактическая ошибка, на втором этапе сделал всё правильно, но была высокая конкуренция и моего проезда хватило лишь на 8-е место. А на третьем этапе стремился выиграть, но отстегнулась лыжа на чистом приземлении. На соревнованиях по фрирайду бывают такие ситуации, которые невозможно спрогнозировать и симулировать. При таких сверхнагрузках нужно соблюдать любую мелочь. Возможно, чуть-чуть были недокручены крепления и этого хватило. Сейчас думаю, что идеальная тактика - ехать круто, но не безумно, так, чтобы целить на четвертое место.

- Какой опыт ты получил и чему научился?

Мы немного затронули уже этот вопрос. Наверное, маску потуже буду затягивать, крепления возьму на 18. Но это не гарантия, что не случится ничего нового.

- Насколько ты спокойно себя чувствовал на соревнованиях такого уровня?

Надо сказать, что несмотря на большой соревновательный опыт, переход в FWT это большой стресс. Ты знаешь правила, где нет возможности ошибаться… это неприятно. А отношение ко мне лично было хорошее. Кроме того, многих выступающих знаю по FWT в Красной поляне, кого-то по FWQ.

- Какой этап FWT тебе понравился больше?

Нормального этапа я не застал вообще. Всё время были какие-то плохие трассы, плохой снег. Но вообще-то в этом и суть FWT. Многие думают, что фрирайд это паудер. На самом деле соревнования по фрирайду в паудере большая редкость - один-два старта из десяти. Это, как правило, какая то жесть, где нужно демонстрировать все свои навыки. Для FWT выбирают стенки, где нет следов, снег более менее есть, но не паудер. В Шамони вроде был снег, а в Андорре был вообще бетон, покрытый 5 см снега. На Аляске другое дело, но я туда не попал.

Да, планирую и дальше так действовать, потому что с FWT могут очень легко выгнать, а времени возвращаться в FWQ не будет возможности, сезон наполовину пропущен. Например, в этому году третий этап будет в начале марта, это реально конец сезона FWQ. Ну и потом, это очень хорошая разминка перед FWT. Плюс, призовые деньги немаловажный фактор.


- А как ты справляешься с такой нагрузкой?

На самом деле это не такая уж нагрузка. К примеру, в 2013 и 14 году у меня было по 11 стартов, в 2015 было всего 8, включая FWT.

Про фрирайд в России

- Как ты думаешь, почему в России так мало фрирайдеров мирового уровня, чего не хватает?

На самом деле в России очень популярен фрирайд и очень много классных райдеров. В Шерегеше или в Поляне фрирайдеров в очереди куда больше, чем на любом альпийском. Я хочу сказать, что курорты русские раскатываются быстрее и сильнее, чем любые альпийские. В Шерегеше я встаю в 6:30 утра после снегопада, потому что знаю, что через 20 минут после открытия подъёмника будет уже поздно. Поблизости всё быстро раскатают.

- Но почему же наши фрирайдеры не поднимаются выше?

Большинство русских райдеров даже не задумываются, что они могут быть успешными на международных соревнованиях. Кроме того, участвовать в соревнованиях и просто кататься - не одно и то же. Даже если вы съездите один раз на соревнования, вам это ничего не даст. Система рейтинга такая, что надо откатать весь сезон, что очень дорого, и только тогда ты получишь какие-то баллы. Бессмысленно ехать на два старта, чтобы пройти FWQ, даже 10 может быть мало. Нужно закладывать всю зиму. Есть попытки наших ребят проехать некоторые соревнования, но это ничего не даёт. Хороший пример, лыжник Григорий Корнеев из Екатеринбурга. Супер крутой лыжник. Во фристайле обладает крутыми навыками и фрирайде. Он съездил на соревнования в Вербье и занял четвертое место сразу, особо не напрягаясь. Выиграл соревнования на Розе Хутор New Line Contest, с Идрисом Узденовым поделил пьедестал. Но самое сложное в международных соревнованиях - это финансирование. А ещё нужно уметь хорошо пиарить себя, искать спонсоров. В России если ты богач или ты можешь летом скопить денег и зимой не работать, то пожалуй да. В общем, лыжники в России есть, но проявить себя они не могут. Хотя, наверное, если бы они хотели этого также сильно как я, то всё бы получилось.


- Что бы ты посоветовал начинающим райдерам, которые ставят перед собой амбициозные цели?

Помимо того, что вы должны быть очень крутым лыжником, причём реально, а не в своих мечтах, вы должны себя пиарить. Вот сейчас даю вам интервью, возможно кто-то его прочитает. Считаю, всё это важно, даже при условии, что я уже неплохо продвинулся. Это параллельная со спортом работа. Мой спонсор может и не заметит этого интервью, но мы это делаем. Быть профессиональным лыжником не одно и то же, что быть просто хорошим лыжником. Как художники. Кто у нас в России самый известный художник? Николас Сафронов… но это же не значит, что он рисует лучше всех.

Про снаряжение

- Как ты оцениваешь эффективность сотрудничества с Head?

Позитивно. Отличные отношения с русским офисом Гирвас. Сейчас пытаюсь найти общий язык с иностранным. У меня новый менеджер. Обратная связь реально существует. Меня действительно спрашивают, что бы я хотел изменить в лыжах, какие нюансы есть. Считаю, что лыжи, которые можно купить в магазине - Head Collective, Turbine и Cyclic лучшая коллекция для фрирайда на рынке. Это супер современная коллекция, со всеми новыми технологиями, в ней учли множество нюансов. Это прежде всего классные лыжи для туристов. Раньше у Head фрирайд лыжи были очень жёсткие, они могли не всем подойти. А сейчас можно просто идти и покупать, не задумываясь, любые лыжи из этой линейки. Все они подойдут практически в любых снежных условиях.

Есть у меня ещё соревновательные лыжи Head A-Star, у них всего один недостаток, они делаются в одной ростовке 187. Но эти лыжи всё равно не покупаются в магазинах. Я попросил сделать подлиннее, сделают - нет, не знаю. Был на фабрике Head в Австрии. Мне показалось, довольно гибкое производство. Это не гигантский конвейер. Есть что то близкое к гаражному производству, просто в цехах очень много маленьких прессов хотя, конечно, есть сложные классные станки. Это здорово.


- Кто тебя сейчас поддерживает, как дела с не лыжными спонсорами?

Пять лет подрят, с 2010, мой генеральный спонсор ТМ Columbia. Всем известная одежда для спорта и активного отдыха. Катаюсь в технологичной горнолыжной коллекции, которую испытываю в самых экстремальных условиях. Есть одежда для треккинга и просто для жизни, например, на мне сейчас носки, штаны, футболка, кроссовки - всё это Columbia - в общем вы поняли Благодарен русскому офису за поддержку.

Первый год хорошо спонсирует компания «Важно. Новое страхование», теперь есть все необходимые страховки, даже велосипед и лыжи застрахованы! Шлемы и маски Giro, моя любимая модель Combyn и Blok. Есть ещё велоспонсоры: велосипед Rocky Mountain, велоэкипировка Dakine и экшенкамеры от Actioncams.ru Благодаря этим брендам и компаниям получается осуществить всё задуманное.

С этого года на FWT обязательное требование - использование ABS рюкзаков. Как ты к этому относишься? Катаешься ли ты с ним всегда или позволяешь себе катнуть налегке.

Российский дистрибьютер ABS меня поддерживает. В своё время выдали этот рюкзак, как раз в тот сезон, когда попал в самую большую свою лавину. Рюкзак правда тогда не доехал вовремя и со мной его не было. Понимаю, не должен говорить ничего плохого , но кататься с ABS я не очень люблю. Он огромный, тяжёлый и неудобный даже в самом маленьком варианте. А ещё он даёт ложное чувство безопасности. Любой лавинный рюкзак даёт такое чувство. Плюс, надо быть очень внимательным к снаряжению. Ручка активации всегда должна быть расстёгнута, важно её не потерять. Много разных историй, связанных с лавинными рюкзаками. Однажды во время съёмок Ride The Planet в Норвегии, задел рукой ручку активации и рюкзак надулся. Мало того, что система больше не рабочая, так надо ещё уметь сдувать баллоны, я не смог и мне пришлось съезжать с ними вниз к гиду который смог их сдуть .

Видел как на FWT один немецкий лыжник прыгнул большой дроп и у него взорвался баллон от приземления. В этом году на съёмках в Осетии я снова попал в лавину, а ручка ABS в этот момент была прихвачена стрепом. От лавины я уехал, но осадок остался, в стрессовых условиях хелиски очень трудно за всем этим уследить. Из за этой же оперы, Аня Орлова потеряла ручку во время высадки из вертолёта на съёмках фильма в Архызе, поехала вниз и попала в лавину. У Кости Галата взорвался сноупульс во время спуска в Осетии на следующий день после «моей» лавины. В то же время много реальных обратных историй с чудесным спасением с помощью лавинных рюкзаков…

Это может звучать глупо, но мне порой кажется, что без рюкзака у меня больше шансов уехать от лавины. И я это говорю при том, что ежегодно в них попадаю.

Однако, всё равно всем туристам я советую кататься с лавинным рюкзаком - ABS, Snowpulse - не важно. Надо просто понимать, что в лавинных рюкзаках есть свои нюансы.

Раньше, когда не говорили о лавинной безопасности, ты наверное не задумывался над этим. Были случаи, когда становилось страшно и хотелось бросить всё?

В начале мы катались без какого либо снаряжения и не парились на эту тему. Катались в северном цирке, где всегда опасно. Я проехал кулуар погремушка ещё на классических лыжах. Но никакого страха не было, потому что никогда не сталкивался с этим.

- Ты катаешься в защите?

Я всегда катаюсь в шлеме и шортах. Спину надеваю только на соревнованиях, но я всегда катаюсь с рюкзаком. Ещё у меня есть наколенники, как минимум эластичные, как максимум брейсы с лёгкой боковой поддержкой. Это и защита и способ чуть облегчить колени. Я их очень рекомендую любому - с травмами человек или нет.

- Какой вид катания ты предпочитаешь в качестве развлечения: карвинг, фанкарв, скоростной спуск, ски-тур?

По трассам я катаюсь только от подъёмника до зоны фрирайда. Спуститься между подъёмниками можно, тоже получу удовольствие, но специально тратить время на трассы я не стану. Практически круглый год я не катаюсь по трассам, только летом на леднике приходится. Увлекают другие направления. Кстати, очень сильно горжусь, что выигрывал соревнования по ски-кроссу, фрирайду, big air, джиббингу. Т.е. в моей карьере есть победы во всех современных горнолыжных дисциплинах. Некоторые соревнования, конечно, совсем простые, типа районных, но были и серьёзные победы


Насколько ты эмоциональный человек, ты бросаешься при виде отличного склона сразу или долго анализируешь его?

Когда был молодой, не мог себе отказать ни в чём. Даже стоя на опасном трамплине. То же на велосипеде. Просто не мог не сделать какой-то трюк на людях. Сейчас по-другому, живу в комфорте со своими амбициями и умениями. Уже не нужно выпячивать себя сильно. Могу объехать какую-то кочку стороной, если не вижу приземления. Очень часто такие споры возникают с фотографом. Он говорит: «всё круто, прыгай», - а ты сомневаешься. «Я тебя, конечно, не заставляю, но кадр будет такой фантастический…». На самом деле он заставляет . Это речь об Андрее Британишском, с которым мы часто работаем . Хотя часто всё, чем рискую - простое падение, даже не травма, мозг уже работает иначе, могу довольно легко отказаться. Это важно для любого туриста или фристайлиста начинающего - есть сомнения, не надо форсировать события. Даже Сет Моррисон в интервью писал: «Я сделал бэкфлип, сначала на батуте тренировал, потом прыгнул с трамплина в воду, а только потом сделал на лыжах». А в России это не так. У нас чувак едет, прыгает с кочки бэкфлип, срывает, головой бьется о трамплин, сотрясение мозга… Очень часто фристайлисты плохо владеют техникой катания. В общем нужно быть осторожным и последовательным. Не нужно торопиться.

И напоследок, что для тебя соревнования? Способ познать себя, превзойти, показать Россию или просто заработать?

На самом деле для меня очень важно, что я представляю Россию на этих соревнованиях. А в целом, соревнования позволяют очень сильно прогрессировать. Это возможность расширить границы возможностей. Люблю лесное катание обычно, не люблю лезть куда нибудь весь день, чтобы поскрестить по кулуарам потом. Мне нравится кататься в Шерегеш стиле по подушкам. Но это совсем другое, чем на соревнованиях, где приходится делать всякие страшные вещи…

- Удачи, Иван. Мы будем болеть за тебя всей командой.

В России есть горнолыжник с приставкой «супер». Удивлены? Просто он соревнуется в неолимпийской дисциплине - фрирайде. Знакомьтесь - Иван Малахов. Горнолыжник из Смоленска, который входит в мировую элиту фрирайда. Он был участником финальных соревнований Swatch Freeride World Tour на скалистых вершинах швейцарского Вербье.

Финишный городок Swatch Freeride World Tour / Фото: © Swatch

Но погода помешала Ивану даже попробовать победить в финале - успели проехать и сноубордисты со сноубордистками, и лыжницы, а вот лыжникам не повезло.

Иван постоянно говорит о лыжах и о снеге - он живет своим делом. В интервью корреспонденту Sportbox.ru он рассказал о том, как можно стать горнолыжником в Смоленске и что страшнее - фрирайд или даунхилл.

- Как ты готовишься к спуску?

Freeride World Tour, так называемый чемпионат мира по фрирайду, проводится на пяти разных курортах, и, как правило, как раз снег плохой, потому что дата назначена заранее, и угадать со снегом довольно трудно.

- А хороший снег - это «пухляк» (только выпавший, нетронутый снег)?

Начало этой зимы в Европе было очень плохим. В Андорре, где я занял третье место, было мало снега. Потом в Шамони неожиданно пошел снегопад, и снег был очень хорошим, свежим. Даже чуть лучше, чем на Аляске. Потом мы приехали в Австрию, там тоже были снегопады перед нашими соревнованиями, но налетал сильный ветер, и снег сдувало. Вся соревновательная гора сошла маленькими лавинами. Я просто отмечаю, что снег плохой на первом этапе, на втором - хороший, на третьем - плохой. Хотя внешне картинка красивая, но я не могу сказать, что это такой снег, на котором хотелось бы кататься. «Пухляк» - это редкость на соревнованиях по фрирайду. Четвертый этап на Аляске - понятно, что там хорошо. Но даже там было очень тепло, и вот на финале в Вербье была температура в деревне +13 градусов. Я даже упал внизу на этапе на Аляске, потому что с теневого склона врезался в створ, который был на солнце, там другой снег. Это был не главный фактор моего падения, но тоже повлияло.

Иван Малахов занял на этапе на Аляске 3-е место / Фото: © Swatch

- А какая у тебя тактика на финал Swatch Freeride World Tour?

Я посмотрел видео, и тут все очень просто. Когда гора, где до тебя никто не соревновался, это идеальная ситуация. Но такое бывает очень редко. Когда ты приезжаешь и в первый раз видишь гору, то должен сам придумать тактику, работает фантазия. И у меня фантазия есть, как мне кажется, - могу придумать что-нибудь интересное. Но возможности у меня такой нет, потому что все пять этапов проводились на склонах, где уже были соревнования, на некоторых - много раз. Все линии спуска известны, и придумать новое можно, но трудно, потому что уровень лыжников близкий. И хоть я сверхлыжник, я не могу прыгнуть на 20 метров дальше, чем соперник. На два метра могу, но это не сильно что-то меняет.

Плюс в мозгу судей заранее заложено, что на определенной линии, скорее всего, будет победитель. И я вынужден ехать туда, где, как мне кажется, судьи будут хорошо оценивать. На спуске Вербье всегда был проезд посередине, по камням, - победный, но с 2013 года чуть-чуть изменились критерии судейства. Они решили, что те, кто едет по более простой части, то есть слева, делают это быстрее, без остановок, и это смотрится хорошо. Хотя там объективно легче проехать.

- На что ты рассчитывал перед финалом Swatch Freeride World Tour?

Теоретически мой проезд мог стать победным, но мне слабо верилось. Был вариант проехать по правой части горы, но там очень сложно - по камням, очень медленно и плохо смотрится. Судьи стали плохо оценивать это место. Был случай в 2013 году, когда спортсмен проехал по правой стороне отлично, идеально, но ему все равно дали второе место. И я выбрал маршрут, который уже проезжали до меня и с которым заняли первое место в 2014-м. Но я хочу его усложнить и прыгнуть третий по счету прыжок в очень сложном месте. И вот с этим местом пока как раз косяк - там нужно проехать по языку снега, метр в ширину, прыгнуть через большую скалу, и отрыв в конце, где снег заканчивается, не очень хороший.

- Можно недолететь?

Можно. Нужно заранее отталкиваться, и это под вопросом. Но я поговорил с судьей, он сказал, что это будет хорошо оцениваться. Лучше, чем если я проеду как победитель прошлого года. Так что план был такой: я проезжаю как победитель 2014-го года, но в одном месте сильно усложняю, и чисто теоретически это могло сработать. И иногда бывают какие-нибудь сверхпроезды у лыжников, и тут ничего не попишешь. В принципе я посмотрел, и справа я вижу несколько крутых вариантов для себя.

Иван Малахов / Фото: © Swatch

Давай поговорим о твоем рекорде. Ты первый человек, который прыгнул с вертолета в кратер действующего вулкана.

Ну, это такой немного, конечно, высосанный из пальца трюк.

- Но смотрелось очень страшно.

Рекорд есть рекорд. В любом случае, в вулкан никто не прыгал, да и вообще мало у кого есть возможность прыгать с вертолета. Если посмотреть в Интернете, то я видел всего два или три ролика, как люди прыгают с вертолета. Но чтобы приземлиться на ноги и поехать дальше, я прыгаю выше. Один сноубордист лет десять назад прыгнул с девятиэтажки, просто в сугроб, как дети прыгают. Для меня с этим вулканом сложность состояла в том, что там был плохой снег. Высота большая, смотрится супер, так что я очень доволен.

Как я понимаю, там можно было уехать в лаву? Гид в ролике говорил: «Если ты туда заедешь, мы тебя оттуда уже не спасем».

Да, так все и было. Внизу был кипящий котел, и при падении можно было чисто теоретически не остановиться и упасть туда. Поэтому лучше было не падать, а если падать, то пытаться остановиться. Бывают такие места, где падать нельзя, и на этой горе как раз справа почти везде нельзя падать.

- Я представляю, что такое фрирайд, но выезжать на скалы - это же очень страшно.

Фрирайд - очень широкое понятие. Но фрирайд высших достижений, соревнования по фрирайду - это немного другое, не просто катание по «пухляку». Когда я катаюсь, выбираю места, где мягче снег, я не еду на скалы, зачем мне это нужно.

Российский горнолыжник Иван Малахов / Фото: © Из личного архива Ивана Малахова

- А что страшнее - вот такой фрирайд с отметкой топ или даунхилл (спуск с гор) на велосипеде?

В даунхилле падать очень больно. На снегу легче падать. На велосипеде можно упасть на ровном месте, и будет очень больно. И я за свою недолгую карьеру гонщика падал несколько раз, бился головой. У меня не было серьезных травм, но один раз я все-таки упал на плечо. После этого падения не мог кататься три недели, потому что руль держать не мог. А на лыжах, на самом деле, редко такое бывает, чтобы я не мог кататься. Очень мало таких травм.

- А бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты думал: «Это конец, сейчас я умру»?

Да, конечно. Такой момент был, когда я падал в лавину. Это известная история, была в 2010-м году. Снег начал меня придавливать, забиваться в рот, и вот там я подумал: сейчас меня запрессует, и все.

https://www.instagram.com/p/BDoK089PmnH/

- Твоя прическа - фирменный стиль?

Да, так и хожу всегда.

- Как реагируют на такой экстрим твои родные, особенно мама?

Меня растили очень хорошо, я был счастливым ребенком. Но потом, в 15 лет, меня предоставили самому себе. И как раз в этот момент, в 15 лет, встал на горные лыжи. Они стали опорой в моей жизни. Я их никогда не брошу. Это в принципе невозможно, потому что это мой стержень. Поэтому добиваюсь хороших результатов - меня никто не заставляет это делать. Родители знают, чем занимаюсь, но они не особо переживают. Родители моей девушки знают, что она профессиональный фрирайдер, но они хорошо к этому относятся. Человек выбрал свой путь. Лучше поддерживать, чем запрещать.

Девушка Ивана - Анна Орлова, сноубордистка, прорайдер Roxy. Она тоже приезжала в Вербье на финал. Не просто болеть за Ивана, а помогать ему. Она отслеживала, как ведет себя снег во время спуска других участников и сообщала эти данные российскому лыжнику.

- Ты снимаешь видео о фрирайде. А как у тебя рождаются идеи для него и какие планы в этом направлении?

Мы сняли четыре фильма: «Ажиотаж», «Атмосфера», «Территория снега», «Книга гор». Но пока с видео затормозили, потому что экономически это не целесообразно. И после того как я занялся соревнованиями, это дало мне новый толчок. Все горнолыжники рано или поздно заканчивают карьеру и начинают снимать видео. У меня это все еще впереди. Я очень горжусь тем видео, что делал летом. Набрал два или три миллиона просмотров, это очень близко к видео такого известного горнолыжника, как Кандид Товекс.

https://www.instagram.com/p/BDqfxCMPmrK/

- Почему ты выбрал лыжи, а не сноуборд? И почему фрирайд, а не классические лыжи?

Когда я начинал кататься на лыжах, когда сноуборда у нас еще не было. Потом в Смоленске он у нас появился. Я купил на таможне сноуборд немецкий, очень дешево. У нас в Смоленке учиться было не у кого. Чтобы поворачивать на сноуборде, нужна техника. Я научился поворачивать у ребят из Минска, и уже потом купил свою доску. Я стал первым в нашем городе, кто смог на нем трюки исполнять. В сноуборде есть физические недостатки: на нем меньше скорость и меньше устойчивость. Ноги привязаны, приземляться жестко и неудобно, больно. У сноуборда нет никаких преимуществ. Он развился в тот момент, когда лыжи были узкими, а сноуборд плыл по снегу. Еще были трюки особенные. После появления широких лыж у сноуборда не осталось преимуществ. Я вообще не понимаю, почему сноуборд до сих пор не умер. Хотя он в принципе-то умер в Европе. Это вот в таких отсталых местах, как у нас, сноуборд очень популярен. Какой смысл кататься на инструменте, который неудобен? Но если ты хочешь кататься на сноуборде, катайся, это твои пробелмы. Хм… Моя девушка катается на сноуборде…

- Был вопрос от читателей Sportbox.ru. На какое усилие ты ставишь крепление?

На соревнованиях - до 17. А когда катаюсь - 15. На самом деле, я даже ставлю меньше иногда - 12. На соревнованиях 17, потому что если лыжа отстегнется, это ноль баллов. А если упал, и лыжа не отстегнулась, хоть какие-то баллы получишь, доедешь до конца. Иногда это имеет значение. К слову, 17 - это 170 кг. Я вешу 78 кг. Вот и считай, насколько сильно это отличается от любительских лыж.

Иван Малахов / Фото: © Из личного архива Ивана Малахова

- Как ты оцениваешь себя по итогам сезона?

Я, конечно, мечтаю стать чемпионом, но почему-то этого не происходит. И вроде бы я неплохой лыжник, значит, я что-то не так делаю. И вот в Австрии необъяснимым было 14-е место за хороший проезд. Я бы понял, если был восьмым. Судейство меняется, и надо успевать реагировать. Там был достаточно оригинальный проезд, а оригинальность обычно судится хорошо. На Аляске я должен был занять призовое место, но упал внизу. Но мне сказали, что я бы все равно занял четвертое или пятое место. Это тоже расстроило, потому что проезд был очень хороший. На последних трех этапах первые три места были у тех, кто делал трюки. Я могу делать трюки, но это не моя тактика. Парень, который выиграл, сделал маленький трюк - прыжок всего на 360 градусов, и ему дали первое место. Грубо говоря, я могу повторить его проезд, но мне нужно знать заранее, что за это дадут первое место, а заранее никто не знает. Нужно все предугадать и либо перебивать трюки какими-то страшными дропами… Что ж, буду стараться выиграть в следующем году.

https://www.instagram.com/p/BD2TGk1Pmnr/

Хотя в финале Ивану не удалось стартовать, как и всем остальным лыжникам, он по своему почину сделал спуск по намеченной линии и остался доволен тем, как все прошло.

Катерина Манина, Sportbox.ru

Вербье, Швейцария

22 января в Андорре собрались сильнейшие фрирайдеры планеты, чтобы открыть сезон Freeride World Tour . Курорт Вальнор-Аркалис во второй раз в истории принял у себя один из этапов тура. В общей сложности в соревновании заявился 61 райдер в категориях «горные лыжи» и «сноуборд». Солнечная погода, множество снега и высочайший уровень атлетов сделали открытие сезона незабываемым.

У россиян был свой повод для радости: райдер Иван Малахов получил от судей 86,62 балла за свой спуск и поднялся на третье место горнолыжного рейтинга. Накануне второго этапа, который пройдет 6 февраля во французском Шамони-Монблан, мы пообщались с ним о том, как парню из Смоленска стать одним из лучших мировых фрирайдеров.

Ты занял подиум первого этапа Swatch Freeride World Tour, выбрав очень опасную линию спуска.

Сначала я выбрал еще более опасную линию, которая подразумевала старт в стороне, выше от стартовых ворот. Подобное допускается, но в этот раз мне не разрешили это сделать. Поэтому я пропустил свой стартовый номер и ехал последним, выбрав «запасной» вариант линии спуска.

Как думаешь, чего тебе не хватило для победы?

Если бы дали стартовать сверху, была бы победа. На последнем прыжке у меня была ошибка, остановка, а потом на приземлении я коснулся спиной склона. Без нее у меня точно было бы второе место.

Когда ты начал заниматься фрирайдом на профессиональном уровне?

В 2005-м, когда принял участие в Кубке России по фрирайду. К этому моменту я был уже очень хорошо подготовлен, поэтому сумел выиграть второй этап и, соответственно, свой второй старт по фрирайду. Первые несколько лет ушли на поиск хороших спонсоров. С тех пор уровень катания сильно вырос. Появились возможности организовывать тренировки и поездки.

Как давно принимаешь участие в соревнованиях такого высокого уровня?

Очень долго у меня не было достаточно денег, чтобы соревноваться в Европе, так как нужно организовывать большую программу на десять стартов. Собственно, и сейчас бюджет весьма ограничен, а это влияет на качество подготовки. Фрирайд – не олимпийский вид спорта, рассчитывать можно только на личных спонсоров. Первый мой полный сезон был в 2013-м, тогда занял 44 место в мировом рейтинге Freeride World Qualifier. Получил опыт, сделал выводы и в 2014 году занял пятое место. В прошлом году уже вошел в тройку сильнейших райдеров.

Где ты проходишь подготовку? Есть ли в России подходящие места для тренировок?

Первые десять лет я катался на 200-метровой горке в своем родном Смоленске, где научился 80-90% того, что умею. Еще десять лет шлифую и развиваю навыки в горах. Чтобы научиться хорошо катать фрирайд, нужно проводить всю зиму в горах. В России есть несколько подходящих курортов для этого.

Лыжный фрирайд – один из самых травмоопасных видов спорта. Какие меры безопасности предпринимают райдеры?

Разумеется, у меня есть базовое «лавинное» снаряжение: бипер (лавинный датчик), лопата, щуп. Я умею этим пользоваться. Всегда катаюсь в шлеме и защитных шортах. На соревнованиях обязательна защита спины и лавинный рюкзак ABS. Полезно использовать специальные наколенники для катания. Главное – это здравый смысл и опыт. Не следует подвергать себя излишнему риску, нужно хорошо знать свой предел, и все будет в порядке.

Как проходит твоя подготовка к следующему этапу Swatch Freeride World Tour?

Сейчас мы с командой находимся в Курмайоре (Аоста, Италия) – это наша зимняя база. Здесь мы снимаем апартаменты на три месяца, есть сезонный ски-пасс, так что катаюсь каждый день. Отсюда удобно ездить на все соревнования FWT и FWQ. Лучшая тренировка – кататься как можно больше, а здесь для этого есть все условия. Зона катания – Монте Бьянко с перепадом высот от 3460 до 1300 м и Курмайор с перепадом от 2750 до 1200 м.

В долине Аосты я провожу третий сезон, поэтому хорошо знаю местность для катания. Здесь чувствую себя, как дома. На самом деле подготовка не прекращается круглый год. Лето я провел тут же, на курорте Червиния, катаясь на лыжах и маунтинбайке. Ноябрь-декабрь – в Шерегеше, Кемеровской области, межсезонье – в Черногории.

Возраст: 30
Дисциплина: горные лыжи
Опыт катания: прорайдер с 2005 года
Родина: Смоленск

«Экстремальный спорт — опора для меня, лыжи — смысл жизни, поэтому я профессиональный лыжник... Фрирайд, это важнейшая часть лыж, возможность... Поскольку лыжи самое важное для меня в жизни, получается фрирайд — самое важное... Летом катаюсь на маунтинбайке, это моя вторая любовь. Благодаря всему этому, я там, где я есть! А некоторый риск делает жизнь совершенно необычной и часто непонятной для толпы...»





Спонсоры: Columbia, Head skis, Giro, ABS, Pieps, Komperdell, Lorpen, Magic Potion,
Pull in, Suunto, Kona, Osiris, Dakine, 661

Профайлы в фильмах: Тезис, Ажиотаж, Атмосфера

Соревнования / результаты:
1 — Самара Фристайл тур 2004 Ски кросс Самара
1 — Кубок России по фрирайду Красная поляна 2005
1 — Чемпионат России по фрирайду Приэльбрусье 2006
1 — Snow Cup Kazan Big air 2007 Казань
1 — Nike Freemountain Open jibb contest 2007 Красная поляна
1 — Кубок Спортмастера пирамида highest air 2007 Сорочаны
2 — Esc NS Contest 2007 Приэльбрусье\Big Air
2 — Westcom jibb contest на лыжном салоне\Jibbing 2007
15 — Nissan Freeride World Tour 2008 Красная Поляна\Freeride
5 — Open Nissan Freeride Montafon 2008 Австрия\ Freeride
24 — Quest Nissan Freeride Montafon 2008 Австрия\ Freeride
5 — Red Bull Powder Kick 2008 Банско, Болгария\ Freeride
2 — Сочи Snow-X-Show Pro 2008\ Freeride
4 — Elbrus Open 2008 Приэльбрусье\ Freeride
3 — Nissan Newschool contest Flammable camp 2008 Домбай\Big Air
22 — Nissan Freeride World Tour 2008 общий зачет по сумме 4этапов
4 — Vans North Action 2008 Кировск\ Jibbing
6 — Red Bull Invitational 2008 Эльбрус X-Camp\ Big Air
2-Dombai open 2009 Домбай\ Freeride
4 — Red Bull Powder Kick 2009 Озеро Рила, Болгария\ Freeride
4 — Elbrus Open 2009 Приэльбрусье\ Freeride

Маунтинбайк:

1 — Чемпионат г.Смоленска по кросс-кантри 2006
2 — Кубок Юзао на BMX треке 2008, г.Москва
2 — Ерино опен даунхилл 2010, г.Подольск
1 — Just racing даунхилл 2010, г.Москва
2 — Summer KAT даунхилл 4 этап, г.Москва
1 — Кубок 7-ми ветров даунхилл, г.Новороссийск

Трансформация всем привычного велосипеда в горный велосипед, или, как его ещё называют, маунтинбайк, сродни если не эволюции обезьяны в человека, то хотя бы одному из её важнейших этапов - появлению прямохождения.Изобретение, конечно, не изменило мир, но абсолютно по-новому раскрыло экстремальные черты характера в ранее покладистом и скучноватом велике - транспортном средстве по перемещению из пункта A в пункт Б.

В последние десятилетия ХХ века банальное «Крути педали!» перестало устраивать молодое поколение. Неизведанные земли уже пооткрывали. Да и в космос не дано полететь первыми. А процесс поиска гармонии в собственной душе ещё не манил. Маунтинбайк увлёк за собой тех, кто увидел в нём серьёзный спорт, невероятный экстрим и близкий по духу динамичный стиль жизни.

Своим опытом и размышлениями о маунтинбайке - горном велосипеде - с нами делится один из самых успешных... горных лыжников. Необычно, скажете вы? Да, ситуация выглядит несколько парадоксально, но лишь на первый взгляд. Иван MAD Малахов, 33-летний талантливый прорайдер (профессиональный райдер), несколько лет назад в процессе реабилитации после серьёзной травмы освоил горный велосипед, достиг впечатляющих успехов и уже в 2011 году выиграл Чемпионат России.

В ЭТОМ СЕЗОНЕ ИВАН MAD МАЛАХОВ ЗАНЯЛ ТРЕТЬЕ МЕСТО НА ПРОШЕДШЕМ ВО ФРАНЦУЗСКИХ АЛЬПАХ ТУРНИРЕ LA CLUSAZ RADIKAL MOUNTAIN, ВЕРНУВ РОССИЮ НА ПОБЕДНЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ, УТРАЧЕННЫЙ 6 ЛЕТ НАЗАД.

Вы говорите, что у вас в жизни есть две любви: горные лыжи и маунтинбайк. Какая к сердцу ближе?

Нет смысла выбирать, так как лыжи и маунтинбайк прекрасно дополняют друг друга.

Сегодня мы договорились уделить внимание Вашей второй «зазнобе». С чего бы Вы предпочли начать наш разговор?

Для начала немного истории. Считается, что первые маунтинбайкеры появились в конце 1970‑х в Калифорнии. Энтузиасты, катаясь в горах, столкнулись не столько с трудностями, вызванными физическими сверхнагрузками, сколько с необходимостью жесточайшей эксплуатации конструкции «двухколёсного друга». Это и определило направление действий. Велосипеды начали модифицировать: ставить прямые рули, широкие и толстые покрышки, менять соотношение передач для удобства езды по пересечённой местности. Потребовались более прочные рамы. И понеслось.


Спрос порождает предложение. Бурный рост популярности горного велосипеда случился, когда производители представили байкерам амортизационные вилки сначала для переднего, а потом и для заднего колеса: они были предназначены для поглощения неровностей дороги, для экстремальных прыжков и скоростного спуска. Как итог, современный горный велосипед - весьма сложная конструкция, требующая тонкой настройки у хорошего механика. Например, число скоростей достигло уже тридцати.

Насколько быстро вслед за народной популярностью пришло официальное признание маунтинбайка как серьёзного вида спорта?

Вобще-то, достаточно быстро. Уже в 1993 году маунтинбайк был включён в программу Олимпийских игр. А во втором десятилетии XXI века каждые 8 из 10 проданных велосипедов - это горные. Почти все продвинутые горнолыжные курорты проложили трассы и построили байк-парки на своих склонах. Для многих любителей активного отдыха поездки в горы с велосипедом становятся всё более привычным и налаженным мероприятием.

Чем, как правило, привлекает маунтинбайк?

Для молодёжи маунтинбайк - в первую очередь спортивная субкультура. Вхождение в братство означает потенциальное состязание. Добавим рискованный стиль жизни, физические нагрузки, экстрим-впечатления и, как следствие, некую долю безумства. И главное - свой «байк» или «вел», который можно бесконечно «апгрейдить». А рассказы бывалых... Но в основе, конечно, спорт.

Но даунхиллом теперь увлечена не только молодёжь.

Кататься может каждый. Важно чёткое понимание соотношения навыка, скорости и трассы. В даунхилле нет затяжных спусков или крутых подъёмов, как в кросс-кантри, важен настрой и физическая форма.


Гораздо меньшее значение имеет вес, рост и возраст. Часто бывает так, что у тех, кто давно дружит с велосипедом, наступает пресыщение от катания по дорогам с твёрдым покрытием или от цивилизованного туризма. А скатиться с горы - невероятное удовольствие! Дух захватывает от восторга! Плюс мальчишеское ощущение свободы, когда уже не остановят родители: «Это опасно и дорого!» К тому же взрослые люди прекрасно осознают, что не обязательно становиться серьёзным гонщиком. Они представляют, чем всё это может закончиться: можно потерять больше, чем получить.

Травма - это всегда результат технической ошибки?

К сожалению, нет. Всегда есть момент случайности. Например, моя самая серьёзная травма связана с попаданием в лавину, которая была вызвана посторонними наблюдателями. В то же время, если бы я был более осторожен, возможно, ЧП удалось бы избежать.

Вы лично выбрали экстремальные виды спорта как дарующие «полную свободу»?

При моём уровне катания, достигнутом годами тренировок, когда я выхожу на склон, то вижу всё равно что огромную игровую площадку, на которой могу изобразить что угодно. Это и называю «полной свободой».

Тем, кто хочет стать профи, достаточно сложно. Нужна маркетинговая поддержка, поддержка спонсора и умение самому продвигать себя. Что для Вас означал прорыв в профессионалы?

Вначале, а это почти десять лет назад, ни я, ни мой первый спонсор не знали, что собственно мы хотим получить в результате. Для него казалось естественным обеспечить меня всем необходимым, а для меня - получить дорогостоящее снаряжение. Со временем научился взаимодействовать со спонсорами. Сейчас - это моя работа. Моими спонсорами на лыжах являются Columbia, Head, Giro, Actioncams.ru, а на велосипеде - Kona, Dakine, Osiris, Mtbshop.ru.

Быть профессиональным экстремальным спортсменом в России - невероятная редкость, поэтому сейчас я испытываю настоящую гордость.

С помощью горных лыж или велосипеда можно многого добиться для себя вне соревнований. Открываются новые цели и возможность оказаться в уникальных ситуациях по всему миру.

Что Вы посоветуете начинающим маунтинбайкерам? С чего начинать?

Намереваясь купить горный велосипед, многие имеют смутные представления о его возможностях и частенько переоценивают свои. Прежде всего горный велосипед - для гор. Только там можно получить максимум удовольствия от скорости и ощущения полёта.


На такой скорости и с такой сверхконцентрацией - когда же успеть полюбоваться окружающими видами?

Я всегда успеваю. В любой новой местности стараюсь определить общий колорит, посмотреть достопримечательности, узнать лучше местный менталитет.

Но вернёмся к первым шагам будущего байкера. Сначала немного о вопросе приземлённом, но первостепенной важности. Современный велосипед для даунхилла или эндуро стоит от 100 тысяч рублей, при этом верхняя планка не ограничена. Для сравнения: велосипед класса «кросс-кантри» стоит от 20 тысяч (любительский) до 100–150 тысяч для «профи», но его возможности при спуске в горах не очень впечатляют. Однако такая модель позволяет кататься и получать удовольствие на небольших холмах, освоить базовую технику, тренировать сердце и рельеф мускулатуры.

Но если мы хотим не крутить педали, а, воспользовавшись подъёмником, просто катиться с горы по трассе, в этом случае всё же понадобится велосипед для эндуро или даунхилла.

Стоимость - это определяющий фактор?

Не совсем. Но вполне понятно стремление к обладанию «совершенством». Скажем, на рынке представлены не только рамы из алюминиевых и титановых сплавов, есть и весьма дорогостоящие карбоновые рамы - продукт самых высоких технологий. За ними, я думаю, будущее. Но рамы из бериллия во много раз превосходят все остальные по стоимости. Я же говорил, что верхняя планка не ограничена.

Какие курорты России и Европы, на Ваш взгляд, предоставляют наибольшие возможности для велолюбителей?

Конечно, начиная тренировки, не хочется слишком удаляться от родного дома. Поклонники маунтинбайка в России давно обкатали все существующие горнолыжные курорты, но, к сожалению, пока у нас нет ни одного полноценного байк-парка. Поэтому кататься лучше ездить в Альпы, где для этого созданы все условия и организован прокат таких велосипедов прямо в байк-парках. Стоит это около 80–100 евро в день, и вам выдадут необходимую защитную экипировку.


Выбирайте страну согласно своим предпочтениям и вперёд! Самые популярные курорты для велосипедистов: Морзин (Франция), Леоганг (Австрия), Пила (Италия) и многие другие. Обязательно используйте всё необходимое защитное снаряжение: шлем, перчатки, наколенники, налокотники, защиту корпуса. Занимайтесь с инструктором, и ваше катание будет интересным и безопасным. И мы непременно встретимся в горах!