GSA. Вопросы по механике

Зачетный урок по теме «Рыбы»

Сколько интересного вы узнали о рыбах на предыдущих уроках, из дополнительной литературы! А сможете ли вы ответить на следующие вопросы?

1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.)

2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (У рыб есть особый орган чувства – боковая линия.)

3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (Плавучесть тела акулы достигается за счет накопления, в первую очередь в печени, больших запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул масса печени достигает 25% общей массы тела, тогда как у костных рыб – всего лишь 1–8%.)

4. Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок? (Для них не характерна забота о потомстве, они бросают икру «на произвол судьбы» – большая часть икринок и мальков поедается хищниками.)

5. Какая рыба в этой четверке лишняя (см. рис.)? (Акула – представитель класса Хрящевые рыбы.)

6. У кого длиннее пищеварительная система: у щуки или толстолобика? (У толстолобика; длина кишечника зависит от характера пищи: у хищных рыб он значительно короче, чем у растительноядных.)

7. Сколько кругов кровообращения у рыб? (Один, кроме двоякодышащих – у них есть легкие.)

8. Что это за отдел головного мозга (на модели демонстрируется мозжечок), и почему у рыб он отличается достаточно большими размерами? (Мозжечок. Он управляет координацией движений и равновесием животного, что особенно важно в водной среде.)

9. Какие еще органы, кроме жабр, могут принимать участие в дыхании у рыб? (Плавательный пузырь, легкие (у двоякодышащих), кишечник, кожа (если тело рыбы лишено чешуи), наджаберный лабиринт.)

Дополнительные вопросы

1. Теперь вы можете находить биологические ошибки в литературных произведениях. Например, три автора, упоминая одно и то же животное, допускают ошибки:

А.К. Толстой в былине «Садко»: «А здесь на него любопытно глядит/Белуга, глазами моргая...»

Саша Черный: «А милая супруга/Вздыхает, как белуга».

К ним присоединяется и Борис Пастернак в «Докторе Живаго»: «На вокзалах белугой ревели паровозы...»

(Белуга – это рыба, и ей, конечно, не свойственно моргание – у рыб нет век. Белуга не «ревет» и не «вздыхает», этим отличается совсем другое животное, белуха, млекопитающее, полярный дельфин.)

2. Но и рыбы не все немы. Некоторые из них могут издавать различные звуки. В этом им часто помогает орган, который также может служить и для усиления воспринимаемых звуков. Что это за орган, какие еще функции он выполняет?

(Плавательный пузырь – гидростатический аппарат, регулятор содержания газов в крови, у ряда видов – дополнительный орган дыхания.)

3. Приведите пример цепи питания, в состав которой входят виды рыб, встречающиеся в нашем районе.

(В приводимом примере должно присутствовать по меньшей мере два вида рыб.)

«Класс рыбы 7 класс» - Рассмотрите плавники рыбы. Как по чешуйке определить возраст рыбы? Расположение чешуи на теле рыбы (карп). Акулы. ЗАДАНИЕ № 2: Устная работа с терминами: Найдите отделы тела рыбы. Движение рыбы в аквариуме. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

«Кистепёрые рыбы» - Второй экземпляр был пойман на удочку с глубины 15 м в том же районе. Научная классификация. Кистепёрые рыбы - надотряд, древняя и почти полностью вымершая группа рыб. Кистепёрые рыбы. К 1980 году было выловлено более 70 латимерий. Особенностью кистепёрых являются плавники, в основании которых расположена мышечная лопасть.

«Внутреннее строение рыбы» - (Головной мозг). Мочевое отверстие. Цель урока: сформировать представление о внутреннем строении рыбы. Поджелудочная железа. Венозная кровь, вены. Расширяется. Мочеточники. Выделительная система. Капилляры. Жаберные крышки. 1. Назовите органы и системы органов рыбы. Спинной мозг. Размножение и развитие рыб.

«Речная рыба» - Камбала предпочитает лежать на боку. Питается сом рыбой любых размеров. Тело сома покрыто густым слоем слизи. Питается в основном донными животными. Красноперка – рыба с красными плавниками и слегка золотистыми боками. Ну-ка, в сказку загляни! (рыбка) Кто такие рыбы? Осетр. Я бываю золотая. Судак. Карп.

«Удивительные рыбы» - Парусник. Презентация По Биологии На Тему:удивительные рыбы. На морде образовалась шишка, деформирован хвост, отсутствует пигмент ткани. Яд бородавчатки черезвычайно опасен. Рыба –дракон.Идиакант, или «рыба-дракон»,-длинная гибкая рыба. Обитает такая рыба на глубинах 600-1200м на побережье Австралии и Тасмании.

«Классификация рыб» - У рыб нет органов слуха. Китовая акула. Третий вопрос. Классификация надкласса рыб. Систематика. Отряд Акулы. Подтип позвоночные (черепные). Жаберные щели прикрыты?______. Четвёртое задание Выберите правильные утверждения. Хрящевые рыбы подразделяются на два подкласса: Пластиножаберные (Elasmobranchi) и Цельноголовые(Holocephali).

  1. Лиса, убегая от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что внезапно делает резкие движения в сторону как раз в те моменты, когда собака готова схватить ее зубами. Почему собаке трудно поймать лису?
    1. лиса быстрее бегает;
    2. лиса внезапно изменяет направление движения, а собака некоторое время движется по инерции в первоначальном направлении;
    3. собака внезапно изменяет направление движения, а лиса некоторое время движется по инерции в первоначальном направлении;
    4. собака медленнее бегает;
    5. собака подчиняется командам охотника.
  2. Почему при прополке не следует слишком резко выдергивать сорняки даже в том случае, когда они слабо удерживаются в почве?
    1. при резком выдергивании стебель сорняка выскальзывает из руки;
    2. сорняки лучше срезать;
    3. при резком выдергивании сорняка можно повредить корни растения;
    4. при резком выдергивании корни растения не успевают прийти в движение и стебель обрывается;
    5. при резком выдергивании сорняка можно повредить ладони.
  3. Почему цирковой наездник, подпрыгивая вверх на быстро скачущей лошади, попадает опять в седло?
    1. наездник продолжает двигаться по инерции с прежней скоростью, поэтому он снова попадает в седло;
    2. наездник, в момент прыжка, отталкивается в направлении движения лошади;
    3. лошадь замедляет свой бег;
    4. все зависит от мастерства наездника;
    5. все зависит от обученности лошади.
  4. Как падает человек, когда споткнется и когда поскользнется?
    1. никакой разницы в падении человека не наблюдается;
    2. когда человек споткнется, то он падает лицом вниз, а когда поскользнется – преимущественно на спину;
    3. когда человек споткнется, то он падает на спину, а когда поскользнется – преимущественно лицом вниз;
    4. все зависит от возраста человека;
    5. все зависит от состояния обуви.
  5. Морякам, плавающим в тропических частях Индийского и Атлантического океанов, приходится видеть, как, спасаясь от морских хищников, из воды выскакивают летающие рыбы. Предварительно разогнавшись, они сильным движением своих хвостов вырываются из воды и совершают планирующий полет на расстояние до 150 м. Часто летающие рыбы, таким образом, попадают на палубу корабля. Почему же они не могут изменить направление своего полета?
    1. рыбы не хотят изменять направление своего движения;
    2. рыбы не умеют летать;
    3. рыбы движутся по инерции;
    4. это связано с изменившимися зрительными ощущениями;
    5. рыбы движутся вслепую.
  6. Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон используется ими при этом?
    1. закон сохранения энергии;
    2. закон сохранения массы;
    3. закон инерции;
    4. никакой закон не используется;
    5. закон сохранения заряда.
  7. Меч-рыба известна как рекордсмен среди морских пловцов. Ее скорость достигает 80-90 км/ч, и она своим мечом способна пробить довольно толстую обшивку судна. Почему же рыба не страдает от такого удара?
    1. это связано с особенностями строения тела рыбы;
    2. это получается чисто случайно;
    3. рыба не пробивает обшивку судна, а пропиливает;
    4. в воде удар не ощущается так сильно как в воздухе;
    5. перед ударом рыба уменьшает свою скорость.
  8. Почему бегущий человек, стремясь быстро и круто обогнуть столб или дерево, обхватывает его рукой?
    1. чтобы уменьшить скорость своего движения;
    2. для изменения направления движения надо приложить некоторую силу, которая и появляется при взаимодействии руки человека со столбом или деревом;
    3. для изменения направления движения надо уменьшить скорость своего движения, что и происходит при взаимодействии руки человека со столбом или деревом;
    4. для того чтобы не упасть;
    5. для того чтобы сохранить устойчивое положение.
  9. Для чего белке нужен большой хвост?
    1. для того чтобы не замерзнуть в сильные морозы;
    2. для того чтобы быть красивым зверьком;
    3. для того чтобы в момент прыжка не свалиться с дерева;
    4. для того чтобы в момент прыжка стабилизировать свой полет;
    5. в жаркие дни хвост используется в качестве веера.
  10. Почему щука плавает в воде значительно быстрее других рыб?
    1. потому что щука большая и сильная;
    2. потому что у щуки заостренная форма головы, и она испытывает малое сопротивление воды;
    3. потому что у щуки имеются большие плавники;
    4. потому что другие рыбы плавают не во всю силу;
    5. потому что голодная щука более легкая и, следовательно, более подвижная.
  11. Почему трудно держать в руках живую рыбу?
    1. потому что рыба мокрая;
    2. потому что рыба живая;
    3. потому что рыба скользкая;
    4. потому что трение рыбы о руки мало;
    5. потому что увеличивается трение рыбы о руки.
  12. Какое значение имеют щетинки на поверхности тела дождевого червя для его передвижения?
    1. никакого значения для передвижения щетинки не имеют;
    2. щетинки на теле червя предохраняют его от переохлаждения;
    3. благодаря щетинкам трение получается малым в одном направлении и большим при движении в обратном;
    4. на теле червя щетинки выполняют защитную функцию;
    5. благодаря щетинкам увеличивается трение червя о грунт, и он может в него закапываться.
  13. Как известно, некоторые птицы во время далеких перелетов размещаются цепочкой или косяком. В чем причина такого расположения?
    1. чтобы уменьшить сопротивление воздуха;
    2. чтобы увеличить сопротивление воздуха;
    3. чтобы защитить стаю от грозы;
    4. чтобы не сбиться с пути;
    5. чтобы защитить стаю от хищных птиц.
  14. Каково назначение плавательных перепонок на лапках утки или гуся?
    1. никакого назначения плавательные перепонки не несут;
    2. плавательные перепонки позволяют отбрасывать назад большое количество воды, за счет чего обеспечивается более быстрое передвижение;
    3. плавательные перепонки позволяют отбрасывать вперед большое количество воды, за счет чего обеспечивается более быстрое передвижение;
    4. без плавательных перепонок передвижение было бы эффективней;
    5. плавательные перепонки выполняют функцию балансира.
  15. Почему человек может поскользнуться, наступив на твердую сухую горошину?
    1. сухая горошина вызывает болевые ощущения;
    2. сухая горошина увеличивает трение между ногой человека и опорой;
    3. сухая горошина уменьшает трение между ногой человека и опорой;
    4. сухая горошина не изменяет трение между ногой человека и опорой;
    5. сухая горошина может разломаться, что и послужит причиной падения.
  16. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат: «Осторожно! Листопад». Каков смысл этого предупреждения?
    1. упавшие осенние листья отвлекают внимание водителя;
    2. упавшие осенние листья отвлекают внимание пассажиров;
    3. упавшие осенние листья создают повышенное сопротивление передвижению трамвая;
    4. упавшие осенние листья уменьшают трение между рельсами и колесами трамвая;
    5. упавшие осенние листья не позволяют различить сигнал светофора.
  17. Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще летом, чем зимой?
    1. листва значительно увеличивает поверхность дерева, следовательно, увеличивается действующая сила ветра;
    2. зимой деревья от мороза становятся менее хрупкими;
    3. это связано с повышенной влажностью воздуха;
    4. летом ветер ломает деревья чаще, чем зимой, т. к. летом бывают более сильные ветры;
    5. летом в деревьях циркулирует большое количество соков, следовательно, летом деревья тяжелее, от того чаще и ломаются.
  18. Почему овес мало страдает от ветра: почти никогда не ломается, не полегает?
    1. колос овса имеет малый вес по сравнению с весом колосков других растений;
    2. колос овса имеет малую массу по сравнению с массой колосков других растений;
    3. колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наименьшее сопротивление ветру;
    4. колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наибольшее сопротивление ветру;
    5. колос овса принимает такое положение, при котором он наиболее устойчив.
  19. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
    1. потому что лоси быстро бегают;
    2. потому что лоси имеют малую массу;
    3. потому что лоси имеют малый вес;
    4. потому что лоси обладают своеобразной способностью обходить топкие места; копыта увеличивают площадь опоры.
    5. потому что лоси обладают своеобразным строением
  20. Почему относительно мягко лежать в гамаке, ведь его узловатые веревки довольно жестки?
    1. потому что гамак, прогибаясь, увеличивает свою площадь, и вес тела распределяется на большую площадь;
    2. потому что гамак изготавливается из мягкого материала;
    3. потому что гамак висит в воздухе и таким образом создается состояние невесомости;
    4. потому что гамак висит в воздухе и таким образом на тело перестает действовать сила притяжения землей;
    5. правильного ответа нет.
  21. Многие кости животных и человека имеют на концах утолщения. Объясните назначения этих утолщений.
    1. чтобы увеличить подвижность суставов;
    2. чтобы уменьшить подвижность суставов;
    3. чтобы давление во всех точках сустава было одинаковым;
    4. чтобы уменьшить давление во всех точках сустава;
    5. чтобы увеличить давление во всех точках сустава.
  22. Для чего некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники?
    1. чтобы медленнее плыть;
    2. чтобы незаметнее плыть;
    3. чтобы бесшумно плыть;
    4. чтобы красиво плыть;
    5. правильного ответа нет.
  23. Для подъема судов на более высокий уровень насосы перекачивают воду из нижней ступени канала в камеру шлюза. Одинаковую ли работу совершают насосы, когда в камере находится большой теплоход или маленькая лодка?
    1. большая работа совершается, когда в шлюзе находится большой теплоход;
    2. большая работа совершается, когда в шлюзе находится маленькая лодка;
    3. большая работа совершается, когда в шлюзе находится более холодная вода;
    4. большая работа совершается, когда в шлюзе находится более теплая вода;
    5. работа насосов одинаковая.
  24. Почему после встряхивания неполного ведра с картофелем наиболее крупные плоды оказываются наверху?
    1. это соответствует максимуму потенциальной энергии;
    2. это соответствует максимуму кинетической энергии;
    3. это соответствует минимуму потенциальной энергии;
    4. это соответствует минимуму кинетической энергии;
    5. это соответствует максимальной плотности содержимого ведра.
  25. Почему легковым автомобилям разрешается ездить по городу с большей скоростью, чем грузовым?
    1. так как легковые автомобили более маневренны;
    2. так как легковые автомобили можно быстрее остановить;
    3. так как легковые автомобили имеют лучшее сцепление с дорогой;
    4. так как легковые автомобили менее опасны для окружения;
    5. правильного ответа нет.
  26. На втором этаже потенциальная энергия вязанки дров больше, чем на первом. Будет ли получена от сжигания этих дров на втором этаже большая энергия по сравнению с той, которая была бы получена при их сжигании на первом этаже?
    1. полученная энергия будет больше;
    2. полученная энергия будет меньше;
    3. полученная энергия будет зависеть от породы древесины;
    4. полученная энергия будет зависеть от температуры окружающей среды;
    5. энергия не изменится.
  27. Как изменяется энергия тела при упругих деформациях?
    1. энергия увеличится;
    2. энергия не изменится;
    3. энергия уменьшится;
    4. изменится только форма тела;
    5. правильного ответа нет.
  28. Камень и теннисный мячик ударяют палкой. Почему мяч при прочих равных условиях летит дальше камня?
    1. потому что мяч легче камня;
    2. потому что удар палки о мяч можно считать упругим;
    3. потому что удар палки о мяч можно считать неупругим;
    4. потому что удар палки о камень можно считать упругим;
    5. правильного ответа нет.
  29. Для чего рыболовы употребляют удилища с тонкими упругими концами, а иногда привязывают леску к удилищу при помощи резинки?
    1. чтобы делать дальние забросы;
    2. чтобы делать бесшумные забросы;
    3. чтобы увеличить силу рывка при подсечке;
    4. чтобы уменьшить силу рывка при подсечке;
    5. чтобы приятней было ловить рыбу.
  30. Почему автомашина, шедшая с большей скоростью, может пройти довольно значительное расстояние с выключенным мотором?
    1. так как она обладает меньшим трением;
    2. так как она обладает большим трением;
    3. так как она обладает меньшей кинетической энергией;
    4. так как она обладает меньшей потенциальной энергией;
    5. правильного ответа нет.
  31. Почему, спускаясь на лодке по реке, плывут посредине реки, а, поднимаясь, стараются держаться берега?
    1. потому что скорость течения реки посредине меньшая;
    2. потому что скорость течения реки посредине большая;
    3. потому что так безопаснее;
    4. разницы никакой нет, можно плыть в любом месте;
    5. правильного ответа нет.
  32. Почему в устье рек образуются мели и островки?
    1. потому что скорость течения реки увеличивается;
    2. мели и островки образуются везде;
    3. потому что скорость течения реки уменьшается;
    4. это связано с рельефом местности;
    5. правильного ответа нет.
  33. Кит хотя и живет в воде, но дышит легкими. Несмотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если случайно очутится на суше. Почему?
    1. на суше под действием огромной массы кита разрушается его скелет;
    2. на суше под действием огромной массы кита сжимаются кровеносные сосуды, и прекращается дыхание;
    3. на суше под действием огромной массы кита разрушается его кожа;
    4. кит погибает случайно;
    5. правильного ответа нет.
  34. Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет. Чем это можно объяснить?
    1. большим внутренним давлением;
    2. малым внутренним давлением;
    3. отсутствием разности внешнего и внутреннего давления;
    4. большой массой рыбы;
    5. малой массой рыбы.
  35. У большинства водорослей тонкие, гибкие стебли. Почему водоросли не нуждаются в твердых стеблях?
    1. твердые стебли плохо плавают;
    2. стебли должны занимать горизонтальное положение;
    3. стебли должны быть мягкими для питания рыб;
    4. стебли могут быть и твердыми и мягкими;
    5. стебли поддерживаются в вертикальном положении выталкивающей силой.
  36. Почему высоко в горах действие суставов нарушается: конечности плохо слушаются, чаще происходят вывихи?
    1. уменьшается атмосферное давление, что способствует более плотному прилеганию суставов;
    2. увеличивается атмосферное давление, что способствует более плотному прилеганию суставов;
    3. уменьшается атмосферное давление, что способствует увеличению трения между суставами;
    4. уменьшается атмосферное давление, что способствует уменьшению связи между костями;
    5. увеличивается атмосферное давление, что способствует более плотному прилеганию суставов.
  37. Отчего мозоли болят перед дождем?
  38. В открытых морях и океанах водится весьма интересная рыба прилипало. Эта рыба прикрепляется к различным предметам, особенно часто к акулам и кораблям, и держится с такой большой силой, что ее трудно оторвать. За счет, каких сил прилипало прикрепляется к движущемуся предмету?
    1. за счет сил поверхностного натяжения;
    2. за счет сил атмосферного давления;
    3. за счет сил трения скольжения;
    4. за счет силы тяжести;
    5. за счет силы давления воды.
  39. Всем известно, что обычная муха свободно ходит по потолку. Сможет ли она так же свободно перемещаться по потолку в безвоздушном пространстве?
    1. не сможет, так как отсутствует сила трения;
    2. не сможет, так как отсутствует сила тяжести;
    3. не сможет, так как отсутствует сила давления;
    4. не сможет, так как отсутствует сила атмосферного давления;
    5. не сможет, так как отсутствует сила поверхностного натяжения.
  40. Почему человек, попадая в пространство, где давление значительно ниже атмосферного, например, на высокие горы, нередко испытывает боль в ушах и даже во всем теле?
    1. из-за увеличения атмосферного давления;
    2. из-за увеличения влажности воздуха;
    3. из-за уменьшения атмосферного давления;
    4. из-за уменьшения влажности воздуха;
    5. из-за уменьшения температуры воздуха.
  41. Большинство злаковых растений имеет высокий трубчатый стебель с тяжелым колосом на верху. Каково назначение трубчатого стебля?
    1. трубчатый стебель выдерживает сильные порывы ветра;
    2. трубчатый стебель более устойчивый;
    3. трубчатый стебель более хрупкий;
    4. трубчатый стебель хорошо выдерживает различные деформации;
    5. трубчатый стебель хорошо впитывает влагу.
  42. Почему в реке с илистым дном мы больше вязнем на мелком месте, чем на глубоком?
    1. на мелком месте действует меньшая выталкивающая сила;
    2. на мелком месте действует большая выталкивающая сила;
    3. на мелком месте действует меньшая сила тяжести;
    4. на мелком месте действует меньшая сила трения;
    5. на мелком месте действует большая сила трения.
  43. Для чего ботинки водолаза делают с тяжелыми свинцовыми подошвами?
    1. для того чтобы скомпенсировать силу тяжести;
    2. для того чтобы скомпенсировать силу трения;
    3. для того чтобы скомпенсировать силу давления;
    4. для того чтобы скомпенсировать архимедову силу;
    5. для того чтобы скомпенсировать кулоновскую силу.
  44. Почему держаться на поверхности воды в море значительно легче, чем в реке?
    1. потому что в реке присутствует течение;
    2. потому что в реке вода более теплая;
    3. потому что в реке плотность воды больше чем в море;
    4. потому что в реке присутствуют примеси минералов;
    5. правильного ответа нет.
  45. Какую роль для рыб играет плавательный пузырь?
    1. плавательный пузырь регулирует температуру тела рыбы;
    2. плавательный пузырь регулирует температуру окружающей воды;
    3. плавательный пузырь регулирует среднюю плотность рыбы;
    4. плавательный пузырь регулирует среднюю плотность окружающей среды;
    5. плавательный пузырь регулирует силу тяжести.
  46. Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды, но, дотащив его до берега, не может сдвинуть даже с места?
    1. в воде действует малая сила трения;
    2. потому что собака хорошо плавает;
    3. в воде действует лапласовское давление;
    4. в воде собака имеет малый вес;
    5. в воде тонущий имеет малый вес.
  47. Если понаблюдать за находящимися в воде водоплавающими птицами (утками, гусями и др.), то можно заметить, что они мало погружаются в воду. Объясните почему.
    1. утиный пух регулирует силу тяжести;
    2. утиный пух регулирует среднюю плотность птицы;
    3. утиный пух регулирует среднюю плотность окружающей воды;
    4. утиный пух регулирует среднюю температуру воды;
    5. утиный пух регулирует среднюю температуру птицы.
  48. Почему рыбы, живущие в аквариуме, иногда плавают у поверхности воды?
    1. у поверхности воды теплее;
    2. у поверхности воды холоднее;
    3. у поверхности воды содержится меньше кислорода;
    4. у поверхности воды содержится больше кислорода;
    5. у поверхности воды легче плавать.
  49. При некоторых болезнях больным ставят банки. Объясните на основе законов физики действие медицинской банки.
    1. медицинская банка прилипает к телу из-за разности температур;
    2. медицинская банка прилипает к телу из-за разности давлений;
    3. медицинская банка прилипает к телу из-за разности плотностей;
    4. медицинская банка прилипает к телу в болезненном месте;
    5. правильного ответа нет.
  50. Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот?
    1. чтобы уравнять внешнее и внутреннее давление на барабанную перепонку;
    2. чтобы не испугаться;
    3. чтобы повысить внимательность;
    4. чтобы уровнять внешнюю и внутреннюю температуру барабанной перепонки;
    5. это происходит самопроизвольно.
  51. Объясните механизм передвижения пиявок по твердым поверхностям.
    1. пиявки перемещаются за счет сил трения;
    2. пиявки перемещаются за счет своей гибкости;
    3. пиявки перемещаются за счет имеющихся ворсинок;
    4. пиявки перемещаются за счет имеющихся присосок;
    5. пиявки перемещаются за счет сил поверхностного натяжения.
  52. Отчего водолаз испытывает болезненное ощущение только в то время, когда он погружается в воду или поднимается из нее, но не тогда, когда находится на глубине?
    1. так как происходит изменение сил поверхностного натяжения;
    2. так как происходит изменение сил трения;
    3. так как происходит изменение сил внешнего и внутреннего давления;
    4. так как происходит изменение температуры воды;
    5. правильного ответа нет.

Качественные задачи.

  1. Летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?
  2. Почему удары о наковальню паровых молотов сотрясают почву гораздо меньше при тяжелых наковальнях, чем при более легких?
  3. Лодочник, стоя одной ногой на пристани, другую ногу ставит на лодку и отталкивается от пристани. В каком случае ему удобнее сесть в лодку, когда она пустая или когда в лодке сидят люди?
  4. Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении спутника, автомобиля, парусной лодки?
  5. Мальчик, поднявшись на лестницу, выпустил из рук сосуд с водой. Чему равно давление воды на дно во время падения?
  6. Дайте физическое обоснование пословице: «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?
  7. Какой вид трения имеет место при катании на коньках и при катании на роликах?
  8. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?
  9. Объясните действие челюсти как рычага.
  10. Груз несут на палке, перекинутой через плечо. Как влияет положение груза (ближе или дальше от плеча) на величину силы, с которой палка действует на плечо, и на ту силу, с которой рука должна удерживать палку в равновесии?
  11. Взрослому и ребенку нужно перейти ручей: одному – с левого берега, другому – с правого. Имеется по доске на каждом берегу, но доски немного короче, чем расстояние между берегами. Каким образом они могут перейти с одного берега на другой?
  12. С помощью понтонов поднимают затонувший корабль со дна моря. За счет, какой энергии происходит подъем?
  13. Чтобы расколоть тяжелое полено, в него вгоняют топор, затем ударяют обухом о лежащее бревно так, чтобы раскалываемое полено было над топором. В чем преимущество этого способа расколки дров?
  14. Изменяется ли потенциальная энергия каждой единицы объема воды в реке, когда этот объем воды перемещается на некоторое расстояние?
  15. Какой ветер, зимний или летний, при одной и той же скорости обладает большей мощностью?
  16. Почему тяжелая автомашина должна иметь более сильные тормоза, чем более легкая?
  17. Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы лежать на нем можно было с таким же ощущением, как на мягком диване?
  18. На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, прошел один человек или он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз?
  19. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить рядом стоящее сухое дерево без листьев, если оно не подгнило?
  20. К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Для спасения ему бросают лестницу или длинную доску. Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося.
  21. Зачем под гайку подкладывают широкое металлическое кольцо, называемое шайбой?
  22. Почему сухое дерево при горении издает треск?
  23. Почему лимонад и минеральная вода в закупоренной бутылке спокойны, а если вынуть пробку, то сейчас же «закипают»?
  24. Каким простым способом удаляют вмятину, которую получила оболочка мячика настольного тенниса?

Ответы

1- 2; 2 - 4; 3 - 1; 4 - 2; 5 - 3; 6 - 1;

7- 1; 8 - 2; 9 - 4; 10 - 2; 11 - 4; 12 - 4;

13 - 1; 14 - 2; 15 - 3; 16 - 4; 17 - 1; 18 - 3;

19 - 5; 20 - 1; 21 - 4; 22 - 5; 23 - 5; 24 - 3;

25 - 2; 26 - 5; 27 - 1; 28 - 2; 29 - 4; 30 - 5;

31 - 2; 32 - 3; 33 - 2; 34 - 1; 35 - 5; 36 - 4;

37 - 3; 38 - 2; 39 - 4; 40 - 3; 41 - 4; 42 - 1;

43 - 4; 44 - 5; 45 - 3; 46 - 5; 47 - 2; 48 - 4;

49 - 2; 50 - 1; 51 - 4; 52 - 3.