Техника медитации раджа йога. Аджапа джапа — «медитация без концентрации

Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Раджа йога многими источниками трактуется как царица йоги, так как она напрямую связана с практиками контроля разума. Мы же инстинктивно считаем ум «царём» всего нашего организма, ведь он вольно или невольно подчиняется приказам ума и находится под его непрерывным неусыпным вниманием.

Суть этого направления в йоге

В интернете можно найти некоторые статьи, в которых раджа йога трактуется как практика для царей, «королевская йога», едва ли не способ стать абсолютным властителем. На деле это совершенно неправильное объяснение сути этого направления. По своей природе любой вид йоги направлен не вовне, на окружающий мир, а внутрь, на достижение внутреннего равновесия и гармонии с самим собой, единением с верховным Абсолютом Духа.

Раджа йога направлена на работу с умом человека, поэтому считается одним из самых важных направлений. Так как тело и ум человека находятся в постоянной и неразрывной связи, чтобы повлиять на состояние ума, нужно научиться в совершенстве управлять собственным телом. На этом этапе многие начинающие практиковать йогу делают основные ошибки. Они слишком много внимания уделяют телесным практикам, ограничивая духовные, например, медитацию или дыхательные упражнения. На самом деле в раджа йоге крайне важны все этапы. Только научившись управлять своим телом и психоэмоциональными проявлениями, можно надеяться перейти к контролю ума. Для этого и существует классическая методика для начинающих.

Все уроки проводятся по системе, включающей в себя восемь этапов, или уровней. Из-за этого раджа йогу часто называют аштанга-йога (аштанга – это восемь ступеней):

  • Яма – правила поведения.
  • Нияма – погружение в духовные практики.
  • Асана – выполнение специальных упражнений для гармонизации духа и тела.
  • , также приводящие к объединению духовной и телесной сущности.
  • Пратьяхара – отвлечение от внешних воздействий.
  • Дхарана – концентрация умственных способностей.
  • Дхьяна – состояние медитации.
  • Самадхи – полное умиротворение, внутреннее созерцание своего единения с верховным разумом.

Только пройдя все эти восемь ступеней, можно по-настоящему освоить раджа йогу. При этом каждый этап очень важен, его нельзя пропускать или исключать, так как все вместе они являются единым целым, основным условием освоения йоги ума. Работать над собой с целью постижения раджа йоги лучше всего под руководством опытного учителя, однако существуют и упражнения для начинающих, позволяющих начать обучение лично. На данный момент лучшим и едва ли не единственным руководством подобного типа является книга Виллис Слейтер «Раджа йога. Классическая методика для начинающих». Она доступна и на русском языке. В ней достаточно просто и доходчиво изложены основные условия практического освоения этого вида йоги.

Книга В. Слейтер как помощь для начинающих йогинов

Эта книга в значительной степени облегчит усвоение йогических практик, так как в ней изложены все методики, основанные на большом личном опыте автора. Они адаптированы для понимания представителей нашей расы с его специфическим менталитетом. Весь курс достаточно упрощён и доступен даже тем, кто йогой никогда и ни в какой форме не занимался.

Книга описывает упражнения для начинающих, рассчитанные на десять месяцев занятий. Всего в ней 10 уроков, то есть на усвоение упражнения и его перенесения в постоянную практику отводится целый месяц. Опираясь на эту книгу, освоить этот упрощённый вариант раджа йоги будет намного проще, нежели пытаясь сделать это, опираясь на другие внешние источники. Кроме того, наличие грамотного и хорошо сформулированного «учебника» поможет намного проще и быстрее освоить практику, а также поможет начинающим не наделать грубых и опасных ошибок.

Университет Брахма Кумарис

В наши дни царская йога становится все более популярной, не удивительно, что появляется множество различных её адаптаций и вариантов. Одним из наиболее широко известных центров, занимающихся пропагандированием именно этого направления, является Брахма Кумарис, или Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис. Он представляет собой современное религиозное течение, основанное на раджа йоге как одной из медитативных практик.

Брахма Кумарис использует очень упрощённый и адаптированный для понимания и освоения современными людьми вариант раджа йоги. Брахма Кумарис заимствовал многие свои положения из «Йога-Сутр» Пантаджали.

Все члены Брахма Кумарис отказываются от половых контактов, не едят мяса, становясь сторонниками вегетарианской диеты. Также для сторонников Брахма Кумарис характерен отказ от употребления спиртных напитков, курения и использования наркотических веществ.

Главная цель Брахма Кумарис - достижение блаженного состояния тотального счастья, полного благополучия. Для этого в Брахма Кумарис используются 4 основных принципа:

  • Знание
  • Соединение в мыслях
  • Положительные качества
  • Служение

Рост численности поклонников этого Университета говорит о высокой популярности этого вида раджа йоги.

Царь царей

При переводе с санскрита раджадхираджа - это царь царей. Таким образом, раджадхираджа йога - это практика, позволяющая йогину перестать отождествлять себя исключительно физическим телом, и почувствовать себя душой - частью всемирного разума. Если считать разум царём человеческого тела, то душа становится царём царей - руководителем разума. Именно это и подчёркнуто в названии этой системы.

Раджадхираджа йога имеет глубокие корни и древнюю традицию. Она фактически выросла из лучших проявлений тантры, а в прошлом веке её практики были восстановлены, расширены и развиты, а также адаптированы под требования и особенности современных людей.

Практикуемая раджадхираджа йога базируется на мягком выполнении ряда асан, которые призваны сбалансировать тело и дух. Они подбираются индивидуально учителем для каждого конкретного ученика, так же, как и мантры, мысленно повторяемые во время выполнения всего комплекса упражнений и каждой конкретной асаны в частности. Такой комплекс способствует гармонизации гормонального фона, тем самым улучшая общее состояние организма и способствуя дальнейшему процессу освобождения разума.

Используемые упражнения

Нужно всегда помнить, что физическая сторона упражнений, дыхательных практик (пранаям) и медитаций не является приоритетной, этот лишь средство для достижения духовного совершенства. Однако все они способствуют укреплению здоровья и совершенствуют тело, что приводит к физической крепости и долголетию. В результате практикующий аштанга йогу получает большой запас жизненных сил и душевную и физическую закалку, а также запас времени для достижения духовного совершенства и возможности контролировать свой ум и управлять им.

Хотя раджа йога связана со всеми восемью ступенями аштанга йоги, в основном она использует последние четыре, то есть пратьяхра, дхарана, дхьяна и самадхи. Именно поэтому пытаться целиком и полностью освоить при помощи только асан или пранаям не удастся. Нужно всегда помнить, что основной целью является духовное совершенствование, поэтому весь упор приходится на медитацию, а все остальные методики являются вспомогательными и подчинёнными.

Некоторые виды упражнений могут показаться начинающим очень простыми, иногда даже - излишне простыми, не приносящими никакого явного эффекта. Но следует помнить, что и «Москва не сразу строилась», поэтому ожидать сиюминутного проявления каких-либо результатов не стоит. Однако любое постепенное воздействие обязательно приведёт к успеху.

«Царская йога» не ставит перед человеком цели «нахрапом» овладеть всеми знаниями. Для достижения цели весь путь разбивается на этапы:

  • Устранение негативных чувств и проявлений.
  • Развитие в себе позитивных свойств и умений, чувств.
  • Накопление праны.
  • Прохождение различных состояний сознания.
  • Самадхи.

Наряду с обычными упражнениями, которые могут показаться слишком простыми, существует и практика правильного дыхания. Это очень важный этап, которому нужно уделять достаточно внимания. Способность контролировать дыхание также приходит только с опытом, но без старания и усердия этого никак не достичь.

1. Стартовое упражнение - задержка дыхания. Она должна быть вдвое дольше выдоха и в 4 раза дольше вдоха.

2. Второй этап - максимальное замедление мыслительных процессов до полного отсутствия мыслей. В это время психика будет отдыхать, но постоянно находится под контролем. В дальнейшем это даст возможность контролировать и бессознательное.

3. Третий уровень - медитация. Это глубинное погружение в самого себя поможет со временем овладеть искусством осознания своей духовной сущности.

Для контроля разума нужно освоить способы управления собственным телом. В раджа йоге часто практикуется эка пада раджакапотасана, или поза царя голубей. Она отличается сильным выдвижением вперёд груди, что напоминает горделивое поведение этой птицы. Поза эка пада раджакапотасана может иметь несколько разновидностей, в которых конечности занимают разные положения. При этой асане занимается положение сидя на полу, чаще всего одна нога поджимается пол себя, а вторая отводится назад, сгибается в колене и поднимается вверх. Верхняя часть корпуса вытягивается вверх и подтягивается к поднятой стопе, выгибаясь вперёд дугой. Такая поза способствует оживлению кровоснабжения мозга и «вытягивает» позвоночник, помогая мыслительным процессам.

Практика царственной йоги для начинающего может быть как очень сложной, так и приятной и доступной. Очень многое зависит от настроя практикующего и его желания достичь успеха. Прежде чем приступать к изучению раджа йоги, человеку нужно осознать, с какой целью он это делает. Только после этого ему будет намного проще проходить все этапы обучения и успешно продвигаться по пути йоги царей.

ВВЕДЕНИЕ



Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.

Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души.

Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.

Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.

Раджа-йога - интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте - и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.

Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт - триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

Аджапа джапа — необычный, нелинейный метод медитации — позволяет за короткий срок успокоить ум и сделать его подконтрольным. В переводе с Санскрита (древнего языка первоисточников йоги), «аджапа джапа» — «медитация без медитации», или «мантра без мантры». Это одна из самых простых и одновременно чрезвычайно эффективных техник медитации классической древней Раджа-йоги («Тантры»), при этом подходящая для современного человека. Это полноценная садхана — то есть целостная практика йоги, которая по свидетельсту Мастеров постепенно может привести к полной Самореализации. При этом она не требует ни сверхусилий, ни предварительной наработки навыка концентрации, а также не имеет противопоказаний или ограничений по здоровью. Все, что требуется — это уделять ей по 10-30 минут ежедневно, и не терять осознавания во время сеанса. Это отличный инструмент настоящей йоги.

Техника Аджапа джапа основывается на принципе Крия-йоги — «концентрации не требуется, она приходит автоматически». Таким «окольным» путём мы можем прийти к состояниям Пратьяхара — («отключения» внимания от органов чувств), Дхарана (концентрация) и даже Дхьяна (стабильная концентрация), а там уже и до Самадхи недалеко! Все, кто искал короткий и простой путь в йоге, могут радоваться — это он и есть. Понятно, что данная техника не заменяет практики асан — но в плане выбора медитации для ежедневной тренировки ей стоит отдать предпочтение. Фактически это самая эффективная из несложных практик Раджа-йоги (наряду, пожалуй, с Брамари, Акаши-мудрой и Тратаком).

Применительно к практике, эта техника включает в себя пранаяму (особое дыхание), мантру, и ротацию сознания по телу — то есть визуализацию. В ходе выполнения самое главное как в Йога-нидре — не засыпать, присутствовать в процессе максимально. Техника не требует «концентрации» или «погружения» в какие-либо области или психические центры тела. Наоборот, все время практики сознание находится как бы «вовне», словно вовлеченное в Самсару. Это окольный, при этом короткий путь к успеху в медитации — настоящий парадокс Раджа-йоги.

В этой практике есть несколько уровней постижения — от предварительного до продвинутого. Более высокие уровни достаточно полно описаны в книге С.С. Сарасвати «Тантрические медитации» , а мы сегодня рассмотрим самый простой их них, начальный уровень.

Предварительная техника:

  1. Сидя в любом удобной позе, наблюдаем свое спокойное, естественное дыхание. 1-3 минуты;
  2. Представляем канал или трубку, соединяющую пупок и горло по передней части туловища. Со вдохом представляем, как прана (энергия дыхания) поднимается по этой трубочке от пупа до горла — а с выдохом опускается обратно, до пупа (в живот). Чем ярче вы сможете представить этот процесс, тем лучше. Можно представлять, как поднимается уровень воды в прозрачной трубочке, или же представить, что вы вдыхаете через пупок и тянете воздух вверх, а потом выдыхаете воздух вниз и опять же через пупок. Какую бы визуализацию вы ни делали, с течением практики придет эффективность.
  3. Достаточно 5-15 минут в день, но с полным вниманием: не отвлекаемся на посторонние мысли! Эти это происходит — мягко, но настойчиво возвращаем внимание на процесс дыхания по «каналу» пупок-горло. В течение нескольких дней практикуем этот предварительный метод.

Основная техника (начальный уровень):

  1. Садимся в любую удобную медитативную позу, предпочтительно — Падмасану («позу лотоса»);
  2. Подготавливаемся: садимся как можно удобнее; закрываем глаза; выпрямляем спину; расслабляемся физически и ментально; чувствуем мир и покой. 1-3 минуты;
  3. Наблюдаем дыхание как в предыдущем (предварительном) варианте: от пупа в горло на вдохе и вниз от горла до пупа на выдохе. Слушаем дыхание, чувствуем дыхание, отслеживаем его мысленно — как бы путешествуя вслед за воздухом (и жизненной энергией — праной) вверх и вниз по передней стороне корпуса.
  4. Подключаем мантру Со-Хам. Эта мантра имитирует звук дыхания: если прислушаться, то на вдохе можно услышать «С-с-о», а на выдохе — «х-х-а-а-м». Эзотерический смысл мантры: «Со» — «Высшее», Бог, а «Хам» — «я есть»: таким образом — «я есть То», Высшее, «я един(а) с Богом». На вдохе мысленно проговариваем мантру «Со», на выдохе — «Хам». Одновременно как бы «вкладываем» мантру в дыхание, чувствуем, что мантра поднимается и опускается в теле. Сначала это, скорее всего, будет лишь на уровне воображения, но потом включится реальный процесс. Это и есть настоящая Пранаяма — контроль праны, жизненной энергии.

Последовательность практики:

  • Первую неделю практикуем так: «Со» на вдохе, «Хам» на выдохе. Получается «Со-Хам». Перед следующим «Со-Хам» мысленно мы как бы ставим запятую, есть небольшая пауза.
  • Вторую неделю начинаем осознавание с выдоха: наблюдаем движение «Хам-Со». Происходит большее «поднятие» энергии. Между «Хам-Со» и следующим «Хам-Со» — небольшая пауза.
  • Третью неделю утончая и выравнивая дыхание, мысленно «подсоединяем» конец вдоха — «Со» — к выдоху — «Хам» — и наблюдаем цельный поток — «Сохам». Между вдохом и выдохом нет паузы, между выдохом и следующим вдохом — короткая пауза. Дыхание комфортное, естественное, замедленное. Обратите внимание: вдох и выдох слились, но следующий вдох отделен паузой.
  • Четвертую неделю «подключаем» выдох к очередному вдоху, чтобы получился совсем непрерывный поток: «Сохамсохамсохам...» Дыхание настолько ровное, что нет границы между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом — визуализация потока дыхания непрерывна.

Концентрация на процессе дыхания, визуализации потока праны и повторении мантры должна быть расслабленной. Если вы «концентрируетесь» так, что аж пот на лбу выступил — вы делаете технику неправильно. Если ум отвлекся на посторонние мысли — просто отметьте это про себя, не укоряя себя, и мягко верните внимание на процесс дыхания и визуализацию.

Никакого насилия над собой ни в плане контроля дыхания, ни в плане «контроля» сознания быть не должно. Мы не пытаемся объездить дикую лошадь своего разума — мы вывешиваем ей перед носом «морковку» в виде этой техники. Мы не покоряем ум «в лоб» — а как бы заманиваем его в ловушку.

Курсируя между нескольких установленных нами точек (дыхание-мантра-визуализация) ум не скучает, и не протестует — поэтому не доставляет нам особых проблем. И одноточечная концентрация (Дхьяна) происходит без особых хлопот. Это чаще всего эффективнее, чем пытаться овладеть однонаправленной концентрацией напрямую (представляя выбранный образ или фокусируя взгляд на одну точку).

Медитация Аджапа джапа эффективно успокаивает, избавляет от стресса, гнева, эмоционального напряжения, помогает от бессонницы, учит концентрироваться, а также — при регулярной практике — нарабатывает чистоту и силу ума, очищая закрома подсознания.
Если в процессе практики вы наблюдаете яркие «картинки», приходят образы или воспоминания — не беспокойтесь, это нормально. Старайтесь сильно не отвлекаться на это, не следуйте за этими мыслями или образами, желаниями и т.п. Не вовлекайтесь эмоционально, что бы ни рисовало ваше воображение или память (могут в том числе «всплывать» и неприятные ситуации из прошлого). Так очищается подсознание. Просто наблюдая все, что приходит, не вовлекаясь, мы проводим процесс интеграции (растворения) этих психо-энергетических узелков («самскар» в терминологии йоги), которые исподволь мешают нам стать гармоничнее. Если такого «выброса» грязи из подсознания не происходит — тем более не беспокойтесь, процесс у всех происходит по-разному.

Попробуйте эту необычную и «нелинейную» медитацию «Аджапа-джапа» — не исключено, что она может стать вашей любимой техникой!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Метод медитации Раджа Йоги.

Патанджали свел воедино учения, которые многие века до него передавались исключительно в устной форме. Он первым, для пользы учащихся, изложил учение в письменной форме и потому считается основоположником Школы Раджа Йоги.

Дата рождения Патанджали неизвестна, и по этому поводу ведется множество дискуссий. Большинство западных авторитетов придерживаются мнения, что она находится между 820 и 300 годами до Р. Х., хотя один или двое помещают ее после Рождества Христова. Однако индусские авторитеты, которых можно считать кое-что знающими по этому вопросу, придерживаются гораздо более ранней даты, вплоть до 10000 лет до Р. Х.

Система, однако, применялась с самого начала существования Арийской расы. Йога Сутры являются базовым учением Транс-Гималайской Школы, к которой принадлежат многие Учителя Мудрости, и большая часть учащихся полагает, что школа Ессеев, как и другие школы мистических занятий и мистической мысли, тесно связанные с основателем Христианства и ранними христианами, основываются на той же самой системе и что их наставники подготавливались в великой Транс-Гималайской Школе.

Этот первый шаг - одна из труднейших стадий медитативного процесса и предполагает способность постоянно, без перерывов возвращать ум назад к избранному стремящимся “объекту” сосредоточения.

Сами стадии сосредоточения отчетливо разграничиваются и формулируются следующим образом:

  1. Выбор определенного “объекта” сосредоточения;
  2. Удаление ума-сознания от периферии тела, для того чтобы каналы внешнего восприятия и контакта (пять чувств) успокоились и сознание не было более направлено вовне;
  3. Сосредоточение сознания и его удержание в голове, в точке между бровями;
  4. Задействование ума, или умение обратить пристальное внимание на избранный объект сосредоточения;
  5. Визуализация этого объекта, восприятие его образа и логическое размышление о нем;
  6. Расширение ментальных концепций, которые формируются от конкретных и частных - к общим и универсальным, или космическим;
  7. Попытка проникнуть к тому, что скрыто за рассматриваемой формой, или постичь идею, ответственную за существование этой формы.

Этот процесс постепенно расширяет сознание стремящегося, позволяя ему проникнуть от формальной к жизненной стороне проявления. Однако начинать он должен с формы, или “объекта”.

Объекты сосредоточения бывают четырех видов:

  1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы в природе;
  2. Внутренние объекты, такие как центры эфирного тела;
  3. Качества, такие как различные достоинства, с намерением пробудить желание добиться их раскрытия, чтобы включить их в содержание своей жизни;
  4. Ментальные концепции, или те идеи, которые воплощают идеалы, скрытые за всеми оживляемыми ими формами. Они могут восприниматься в виде символов или слов.

Осознание необходимости иметь “объекты” для сосредоточения - вот что порождает потребность в образах, священных скульптурах и картинах. Все эти объекты задействуют низший конкретный ум, что является необходимой предварительной стадией. Их использование приводит ум в контролируемое состояние, в котором стремящийся может делать только то, что решил. Четыре вышеупомянутых вида объектов постепенно ведут стремящегося вовнутрь, помогая ему переместить сознание с плотного физического плана в эфирный мир, оттуда - в мир желаний, или эмоций, и далее - в мир ментальных идей и концепций.

Этот происходящий в мозге процесс приводит всего низшего человека в состояние однонаправленного, сконцентрированного внимания, сосредоточивая все части его природы на достижении фиксированного внимания, или концентрации всех ментальных способностей.

Ясное, однонаправленное, неотрывное, спокойное восприятие объекта, когда в сознание не допускаются никакие другие объекты или мысли, - это труднейшее из достижений, и когда оно может длиться в течение 12 секунд, то достигается истинное сосредоточение.

Медитация - это всего лишь продление состояния сосредоточения, и она вырастает из той легкости, которой достигает человек, научившись “фиксировать ум” по своему выбору на любом отдельном объекте. Медитация подчиняется тем же правилам и условиям, что и сосредоточение, и единственным отличием между ними является фактор времени.

Энергия следует за мыслью

В основе всей медитативной работы лежит древний фундаментальный Закон, сформулированный много веков назад в Индии, который гласит, что "энергия следует за мыслью". Энергия льется из царства идей (или знания Души)... Она постепенно просачивается в умы людей, и благодаря ее влиянию появились все современные передовые движения, все организации, действующие ради общего блага и группового совершенствования, все религиозные концепции и всё внешнее знание о Причинах, порождающих объективную реальность...

Каждую форму, будь то швейная машина, социальный порядок или солнечная система, можно считать материализацией мысли какого-либо мыслителя или группы мыслителей. Это форма творческой работы,... а всякая работа сводится к работе с энергией того или иного вида. Поэтому изучающие медитацию должны помнить, что они всегда работают с энергиями и что эти различные энергии оказывают определённый эффект на природу формы.

Очевидно, поэтому, что тот, кто учится медитировать, должен пытаться сделать следующее:

Во-первых, он должен научиться "проникать" в собственный ум и правильно интерпретировать то, что... видит и с чем соприкасается, а затем точно и правильно передавать это внимающему и восприимчивому мозгу.

Во-вторых, он должен изучить природу энергий,... с которыми контактирует, и научиться правильно использовать их. Вот практический пример. Мы охвачены гневом или раздражением и инстинктивно начинаем кричать. Почему? Потому что оказались во власти эмоциональной энергии. Но научившись контролировать энергию произносимого слова, мы начинаем овладевать и таким видом эмоциональной энергии, как гнев.

К двум этим идеям - о правильной интерпретации (с последующей правильной передачей) и о правильном использовании энергии - сводится весь смысл процесса медитации. Понятно также, в чём проблема учащегося и почему все мудрые наставники обучающие медитации требуют от своих учеников осторожности и неторопливости в работе.

Необходимость различения

Учащимся придётся научиться различать между сферами осведомленности, которые могут открываться им по мере появления у них большей чувствительности к впечатлению. Давайте ненадолго остановимся на некоторых феноменах низшего ума, которые с таким постоянством неправильно истолковываются учащимися.

Например, они видят, как их восторженно встречает Христос или другая Великая Душа, являясь им в медитации, улыбается им и говорит: "Радуйтесь. Вы достигли больших успехов. Вы избраны и вам откроется истина" или нечто подобное... Но что же произошло на самом деле? Неужели учащийся действительно увидел Христа?

Здесь уместно вспомнить трюизм о том, что "мысли материальны" и что все мысли принимают форму... Сила творческого воображения ещё только начинает ощущаться, и мы вполне можем увидеть именно то, что хотим увидеть, даже если увиденное не соответствует реальности. Желание и напряжённые усилия стремящегося добиться успеха открывают ему психический план, план пустых фантазий, желаний и их иллюзорного исполнения.

На плане иллюзии в избытке находятся в том числе и такие мыслеформы, которые веками создавались мыслями людей, наполненными любовью. Медитирующий, действуя через психическую природу (составляющую для большинства линию наименьшего сопротивления), сталкивается с такой мыслеформой, ошибочно принимает её за реальность и воображает, что слышит от неё всё то, что он или она хотели услышать... Начиная медитировать, мы все рискуем впасть в подобное заблуждение, если не подключаем свой различающий ум, если имеем затаённую жажду духовного возвышения или страдаем комплексом неполноценности, от которого необходимо избавляться...

Каждому, кто учится медитации, всегда следует иметь в виду, что все знания и наставления передаются его уму и мозгу его собственной Душой. Именно Душа освещает Путь. Учителя и Наставники человечества работают через Души,... поэтому первейшим долгом каждого стремящегося должно быть безупречное выполнение медитации, служение и дисциплина, а не установление контакта с Великими Душами. Это, конечно, не так интересно, зато позволяет избежать иллюзии. Если поступать подобным образом, то высокие результаты придут сами собой.

Если же, всё-таки, учащийся получит какое-то видение или явится ему некая сущность и станет говорить банальности, он воспримет это так же, как воспринял бы в бизнесе или в обычной жизни, если бы кто-то пришёл к нему и начал говорить... "На тебя возложена великая работа, ты превосходно действуешь. Мы знаем, наблюдаем и т.д. и т.п." Он бы, наверно, просто рассмеялся и продолжил бы свои текущие дела и обязанности.

Первым миром, с которым контактирует стремящийся, как правило, становится мир психический, который является миром иллюзии. Этот мир имеет своё предназначение, и вступление в него даёт очень ценный опыт при условии, что соблюдается правило любви и бескорыстия, а все контакты в нём контролируются различающим умом и обычным здравым смыслом... Полезно отметить то, что видишь и слышишь, но сразу забыть всё это и ждать того времени, когда мы начнём осваивать Царство Души. Ведь тогда мы уже не будем придавать значения подобным вещам.

Вдохновенные писания и медитация

Ещё одним следствием медитации, и весьма распространённым в настоящее время, является безудержный поток так называемых вдохновенных писаний, которые появляются повсюду с самыми высокими притязаниями... Они диктуются из самых разных внутренних источников. Они необычайно похожи, передают дух замечательного устремления, но не сообщают ничего нового, а лишь повторяют то, что уже неоднократно говорилось прежде; они изобилуют мыслями и фразами, которые тут же заставляют вспомнить писания мистиков или христианское учение; в них даже можно найти пророчества о будущих событиях (обычно предвещающие всякие ужасы и несчастья и редко, если вообще когда-нибудь, что-то хорошее)...

Но как (можно услышать всё тот же упрямый вопрос) отличить настоящие вдохновенные писания знающего истину от той массы литературы, которая сыплется сегодня на головы общественности?

Истинно вдохновенное писание будет совершенно лишено личностного духа, оно будет наполнено любовью и не будет иметь ни малейшего намёка на ненависть и расовые предрассудки, оно будет передавать определённое знание и иметь в себе некую авторитетность, взывающую к интуиции, оно будет отвечать закону соответствий и не противоречить картине мира, но главное, оно будет отмечено печатью Божественной Мудрости и будет вести человечество чуть вперёд...

У истинных служителей человечества и тех, кто благодаря медитации вступил в контакт с миром Души, нет времени на банальности; ...их не интересует доброе мнение о себе кого бы то ни было, будь он воплощён или развоплощён, - они ищут одобрения лишь собственной Души и больше всего интересуются первопроходческой работой в мире. Они не делают ничего, что разжигало бы ненависть, способствовало обособлению или сеяло страх... Куда бы они ни направились, они будут распространять энергию любви, будут учить братству в его истинной широте, а не исповедовать систему, в которой братство существует лишь для немногих, оставляя остальных за его стенами.

Во всех людях они будут видеть сынов Божиих...; никакая раса для них не будет лучше другой, хотя они признают эволюционный план и задачу, которую каждая раса должна решать. Коротко говоря, они занимаются построением людских характеров и не тратят своё время на низвержение личностей и на возню со следствиями и результатами. Они действуют в мире причин и провозглашают принципы.