Как пользоваться подъемником и делать повороты в «плуге. Пользование подъемниками - самоучитель катания на сноуборде Как подниматься на сноуборде на бугеле

Урок 5 - Подъемник

Оригинал на onboard.ru

Твои возможности возросли, тебя больше не пугает спуск с горы. А подъем? Поговорим о пользовании подъемниками.

Поднимаемся в гору

Эти замечательные приспособления делятся на три категории: гондольные, они же фуникулеры (выбери из этих двух названий более благозвучное), кресельные и буксировочные. Пользование первыми, представляющими собой обычные подвесные вагончики, не составляет проблем, следи только за тем, чтобы твой борд не упирался кантом в маску стоящего рядом немецкого лыжника. Впрочем, гондолы часто оснащены внешними креплениями для оборудования. На технике пользования кресельными и буксировочными подъемниками мы остановимся более подробно.

Буксировочные подъемники

Существует несколько разновидностей таких подъемников, объединяемых парой общих принципов. В любом случае ты будешь ехать вверх на буксире, и также в любом случае тащить тебя будет стальной трос. Разница в способе крепления к тросу.

Детские подъемники

Трассы для начинающих, "детские" склоны чаще всего оснащаются очень медленными подъемниками с закрепленными непосредственно на тросе резинопластовыми скобами. Трос движется параллельно земле на высоте порядка одного метра. Такие устройства чаще всего называют бэби-лифтами. Начинать знакомство с работой подъемников лучше всего именно здесь. Вот общие правила.

Встань на нижней площадке подъемника рядом с тросом. Передняя нога пристегнута, задняя - нет. Доска развернута прямо вверх по склону. Вопрос о том, отстегивать ли заднюю ногу для подъема, довольно сложен. Опытные райдеры чаще всего не считают это нужным. Если ты отстегнул заднюю ногу, она послужит тебе опорой, пока ты будешь ждать приближающуюся скобу. Если пристегнуты обе ноги, а у основания подъемника есть некоторый уклон, тебе придется принять меры против соскальзывания вниз. В этом случае разверни доску поперек склона на достаточный угол.

Смотри назад, на приближающуюся скобу.

Когда скоба поравняется с тобой, берись за нее обеими руками. Оттолкнись свободной ногой, чтобы сдвинуть доску с места. Если не отстегивался - быстрым прыжком разверни доску точно вверх по склону и продвинь ее вперед движением ног. Это не так уж сложно. В любом случае ты должен помочь доске тронуться - точка приложения силы подъемника слишком высока, если ты останешься пассивным, рывок подъемника просто заставит тебя упасть вперед.

Тронувшись, поставь заднюю ногу перед задним креплением, как ты это делал на первом уроке.

Держи скобу ближе к себе, это поможет тебе сохранить равновесие.

Не сгибайся в пояснице. Если есть необходимость опустить скобу ниже - а трос зачастую идет очень низко, особенно если впереди целая команда маленьких лыжников - сгибай колени.

Вес твоего тела должен быть равномерно распределен между передней и задней ногами.

Не зевай по сторонам, смотри вперед. При необходимости управляй доской, слегка задавливая соответствующий кант задней ногой.

Если подъемник остановился, а ты только на полпути, прими меры против соскальзывания, то есть либо выстави заднюю ногу, либо разверни доску. Стартовать придется заново.

Если ты упал, а это случается со всеми, постарайся как можно скорее покинуть дорожку подъемника.

Добравшись до вершины, не задерживайся на дорожке подъемника, отпускай скобу и соскальзывай в сторону.

Якоря и тарелки

Более серьезным сооружением является подъемник, называемый по форме буксировочных штанг "якорным", или Т-подъемником в английской терминологии. Такая штанга легко подхватывает под попки сразу пару симпатичных горнолыжниц. Пока ты начинающий, пользуйся этой штуковиной в одиночку, заводя якорь одной стороной за переднюю ногу. Позже, когда почувствуешь себя уверенно, ты сможешь подниматься на одной штанге вместе с еще одним райдером, или даже с одной из тех горнолыжниц, опершись на свою сторону якоря верхом бедра задней ноги. Есть и сугубо индивидуальная разновидность таких подъемников. На конце буксировочной штанги этих агрегатов закреплена небольшая пластиковая тарелочка, за что их и прозвали тарельчатыми. По англоязычной классификации это подъемники системы Пома. Понятно, что тарелочка предназначена для размещения между ног. Вот некоторые особенности использования Т и Пома подъемников:

Подъемники со средней (порядка 3 м/с) буксировочной скоростью снабжаются вытяжными катушками - устройствами, облегчающими старт и выравнивающими скорость твоего движения на перепадах рельефа. Рывок троса ты почувствуешь тогда, когда вспомогательный трос полностью вытравится из катушки. Тебе надо тронуться с места, не дожидаясь этого момента. Для этого или оттолкнись непристегнутой задней ногой, или слегка подпрыгни для того, чтобы разгрузить доску.

Не усаживайся на якорь или тарелку, они для этого не предназначены.

Придерживай штангу передней, а при необходимости и двумя руками.

В случае падения немедленно избавься от штанги, нет смысла волочиться по снегу за тросом. Не беспокойся, штанга сразу уйдет вверх за счет катушки (то же произойдет с ней и на верху, когда ты отпустишь ее и соскользнешь в сторону).

Не напрягайся, расслабь мышцы плечевого пояса, дыши ровно и глубоко, веди доску спокойно. Избегай энергичных закантовок.

Подъемники с высокой (порядка 5 м/с) буксировочной скоростью снабжены особой стартовой системой. Штанги этих подъемников не закреплены на тросе жестко. Команду исполнительному механизму, фиксирующему штангу на тросе, дает специальный датчик, расположенный в створе оборудованных на нижней станции стартовых ворот. В этом месте делается небольшой уклон в сторону склона, что позволит тебе просто выкатываться на дорожку подъемника. Как ты понимаешь, в этом случае движения райдера с пристегнутой или отстегнутой задней ногой ничем не отличаются. Выкатываясь, ты возьмешь в накопителе крайнюю штангу и поместишь ее между ног. Рывок будет очень сильным, но за счет того, что ты уже двигаешься, не создаст тебе проблем.

Не пугайся высокой скорости подъема. Ты быстро заметишь, что стабилизировать доску на таких подъемниках легче, чем на любых других. Скорость позволяет очень эффективно пользоваться кантом. Энергичные закантовки, зачастую приводящие на медленных и средних подъемниках к падению, здесь вполне проходят.

Еще быстрее освобождай дорожку в случае падения, стартовавший следом за тобой девятилетний прорайдер вполне может, наплевав на правила подъема, тренировать свои любимые трюки на штанге подъемника.

Старайся не бросать штангу перед промежуточной опорой, это может привести к остановке главного троса.

Бугельные подъемники

Теперь немного о распостраненных анахронизмах. Часто можно видеть подъемники, по виду напоминающие только что описанные, но не оборудованные никакими облегчающими жизнь приспособлениями. На небольших склонах их применение иногда оправдано. Принципы использования, разумеется, не отличаются от изложенных выше.

Совершенно другое дело, если речь идет о бугельном подъемнике. Бугельный подъемник - это голый трос, движущийся вверх по склону. Крепиться к нему ты будешь с помощью так называемого бугеля, брезентового (это лучший вариант) троса со специальной скобой (именно она, на самом деле, и есть бугель) на одном конце и небольшой деревянной перекладинкой на другом.

Займи стартовую позицию возле троса.

Накинь скобу на трос. Существует очень много различных конструкций этого устройства, зависящих от наличия или отсутствия промежуточных опор, фантазии изготовителя, чаще всего подпольного, и черт знает чего еще. Правильное положение бугеля на тросе тебе подскажут аборигены.

Главная хитрость заключается в необходимости натяжения твоего брезентового троса для зацепления бугеля. Накинув скобу на трос подъемника, слегка натяни свой трос. Зацепившись за основной трос, скоба начнет начнет движение вверх. Не накидывай бугель на трос в месте соединения его концов, так называемой сплетки.

Перепускай брезентовый трос, слегка зажатый в кисти передней руки. Отпустив бугель на метр - полтора, крепко сожми руку и инициируй ногами движение доски так, как ты это делал на бэби-лифте.

Если тебе не хватает равновесия, а основной трос идет на удобной высоте, можешь схватиться за него свободной рукой. Но имей ввиду, что трос покрыт смазкой (черной, разумеется), и часто имеет разлохмаченные участки, о которые можно повредить и перчатку, и руку.

Стабилизировав свое движение, заведи деревянную перекладину между ног. Освободившейся передней рукой снова возьмись за брезентовый трос перед собой.

В случае падения немедленно отпусти бугель! Разгруженный, он практически сразу падает с основного троса. Правда, иногда этого не происходит.

Абсолютно недопустимо наматывать брезентовый трос на руку или еще как-то закреплять его. В этом случае падение почти наверняка закончится травмой! К сожалению, это не преувеличение. Тебя подстерегают вывихи и повреждения сумок суставов кисти. Еще более мрачная перспектива ждет нарушителя этого правила, если не сработает отбойник на верхней станции подъемника и бугель начнет уходить на приводной шкив основного троса. Говорят, бывали смертельные случаи.

Поднявшись наверх, высвободи, немного не доезжая отбойника, перекладину. Собери скинутый отбойником бугель и отъезжай в сторону.

Если возникла необходимость покинуть подъемник, не достигнув вершины, подтяни свой трос поближе к себе, а затем резко отпусти его. Разгруженный бугель соскочит с основного троса.

Получай удовольствие! Установка "классный спуск - пугающий подъем" в корне неверна! На склоне тебя должно радовать все, в том числе и движение вверх.

Кресельные подъемники

Использование кресельных подъемников много проще, чем буксировочных. Практически, тебе требуется только сесть в кресло подъемника внизу и покинуть его на вершине.

Займи стартовую позицию. Доска по направлению подъема, задняя нога отстегнута.

Смотри назад, на приближающееся кресло.

Возьмись за стойку подошедшего кресла и садись.

Приподними свободную ногу и носок доски, чтобы не зацепить снег, пока кресло низко.

Опусти защитную планку (если она есть).

Воспользуйся опорой для ног, а при ее отсутствии поддерживай доску свободной ногой.

При приближении к верхней станции разверни доску по направлению склона и немного развернись сам на кресле. Подними защитную планку.

Оказавшись над точкой высадки, поставь доску на снег и встань.

Помести заднюю ногу перед задним креплением и скатись в сторону.

На креслах большой вместимости начинающему лучше занимать крайние места и предупреждать о своей неопытности соседей. Для их же пользы.

Конечно, на кресельных подъемниках возможен подъем с обеими пристегнутыми ногами, и даже подъем с доской в руках (не забывай про лиш). Следуй правилам данного склона, решай сам, что удобнее для тебя.

Итак, теперь ты умеешь и съезжать вниз, и подниматься вверх. На следующем уроке мы начнем разговор о технике эффективного катания на доске.

Это краткое руководство по пользованию подъемниками бугельного типа для новичков сноубордистов. Небольшие склоны оснащены преимущественно именно бугелями (T-bar - название за рубежом), которые вызывают страх у начинающих. Существуют техники, овладев которыми, вы получите больше удовольствия от катания и ограничите себя от неприятностей на склонах.

Бугель - это подъемник наземного типа на горнолыжных курортах. Этот тип подъемника имеет стальной кабель, высоко поднятый на ряде стальных опор. От кабеля вниз спускается пилон с резиновым диском или штангой на основании (Т-образный, предназначенный для буксировки двух человек одновременно). Подъем производится по типу буксирования по трассе.

Чтобы подняться по склону вверх сноубордисты берутся за пилон, слегка натягивают его и помещают диск или штангу между ног. Вверху есть амортизатор, который плавно подтягивается и буксирует «всадника». Устанавливаются такие подъемники на трассы малой и средней длины.

Учебные горки иногда оснащены бугельными канатами или палками. За них просто берутся руками, удерживая равновесие, и едут наверх.

Второй вид подъемников наземного типа - это ленточный конвейер или «волшебный ковер». Его устанавливают на короткие спуски, предназначенные для новичков или детей. Он стоит на земле и буквально везет стоящих пассажиров. Очень удобен и не травмоопасен.

Существует еще воздушный тип подъемников: закрытого гондольного типа и открытые кресельные дороги. В отличие от бугельных они комфортнее. Устанавливаются на длинные трассы.

Почему сноубордистам тяжелее подниматься на бугеле, чем горнолыжникам?

Любительское и профессиональное катание на лыжах, привело к необходимости создания приспособлений для транспортировки спортсменов и любителей на вершины. Специально для них были созданы подъемники. Любители сноубордов появились гораздо позже, им пришлось приспосабливаться к имеющимся транспортировочным установкам.

Лыжник совершает подъем с большим комфортом, потому что стоит на обеих ногах, держится за жезл слегка откинувшись назад и едет. А его коллеге приходится сложнее, так как борд не может ехать поперек, что было бы очень удобно.

Сноубордисту приходится подниматься практически боком, закрепив штангу бугеля к внутренней части бедра. Очень высокое напряжение в мышцах при неправильном подъеме может стоить травм.

Только после того, как начинающий спортсмен уверенно стоит на доске, умеет балансировать, совершать повороты и свободно скользить по пологим спускам, можно покорять T-bar. Эти навыки осваиваются на учебных площадках.

Важно помнить, что доведение техники до автоматизма принесет больше удовольствия от катания на более сложных холмах.

Упражнения, помогающие подняться на бугельном подъемнике

Есть три основных правила для уверенного подъема:

  1. правильно цепляться;
  2. уметь удерживать равновесие;
  3. определить позу стойки при буксировке, в которой будет удобно стоять и нагрузка распределиться на мышцы равномерно.

Простые упражнения помогут получению навыков правильного катания и использования T-bar:

1. Ходьба.
Техника выполнения: пристегнуть ведущую ногу, для второй зафиксировать на доске, чтобы не болтались (это важно при выполнении любого упражнения с отстегнутой ногой). Идти спокойно и ровно, стараясь смотреть впереди себя, а не на доску. На уклонах доску стоит поворачивать поперек и ставить кантом. Задача - научиться ходить с доской и смотреть вперед.

2. Плоское скольжение.
Это упражнение будет очень простым для любителей . В нем нужно будет отталкиваться одной ногой. Площадка для выполнения упражнения должна быть максимально плоской. Техника выполнения: одна нога пристегнута, а вторая приставляется после отталкивания ближе к пристегнутой. Вес распределяется над доской. Нагружать пристегнутую ногу весом не стоит, но большая часть идет на нее. Задача - свободно скользить на доске по плоскому склону.


Для этого выбирается место с небольшим уклоном, который будет иметь не глубокую впадинку. Она нужна для естественной остановки. Техника выполнения: пристегнута только одна нога. Движение начинается с верхней точки, отталкиваясь. Уверенная стойка на борде, слегка согнуты колени для лучшей амортизации. Естественная остановка во впадинке. Задача - научиться уверенно стоять при движении.

4. Техника «плоский поворот».
Начало как в третьем, но с поворотом. Поворачивать можно вперед и назад. При повороте вперед если ведущая нога левая, то поворачиваешься вправо, а если правая - влево. Задействован передний кант и идет упор пальцами ног в , пятки не приподнимаются. Техника выполнения: после приставки ноги, поворачиваешь голову и плечи в сторону поворота. Доска повернет следом. Нужно довести до автоматизма и только потом переходить на задний поворот. Техника та же, только задействован задний кант, упор идет пятками, а пальцы приподнимаются. Очень важно сохранять устойчивость.

Читайте также нашу статью о том, – заточка кантов, нанесение парафина, циклевание

Перед самостоятельным подъемом на бугеле стоит понаблюдать за тем, как поднимаются лыжники , а именно - их взаимодействие с T-bar:

  • лыжи направлены по движению подъемника;
  • штанга отправляется под ягодицы, а если диск, то между ног;
  • свободной рукой держится за пилон и начинает движение.

Правила подъема на сноуборде:

  • отстегнуть одну ногу, которой удобнее отталкиваться;
  • подкатиться к началу подъема;
  • поймать пилон и зацепить штангу за внутреннюю часть бедра ведущей ноги или диск между ног;
  • оттолкнуться и приставить ногу на доску за свободным креплением;
  • когда движение началось, равновесие не нарушено, стоит немного выпрямить обе ноги для распределения нагрузки и уменьшения напряжения мышц.

При потере равновесия, помогать свободной ногой. При падении, обязательно уйти в сторону и начать все сначала. Важно не цепляться, с надеждой остаться на бугеле, а освободить движение другим, иначе это повлечет за собой ряд неприятностей.

В конечной точке,- слегка потянуть за пилон и, освободив его от ноги, отпустить. Стоит немного откатиться в сторону, чтобы освободить место для других.

Техника безопасности: чего категорически делать нельзя

Внимание! Нельзя оставлять обе ноги пристегнутыми при использовании бугеля. Есть умельцы, которые умудряются цепляться не отстегиваясь, но для новичка - это очень опасно

При падении обязательно откатиться или отползти от линии подъема, чтобы не спровоцировать столкновение.

Нельзя переносить центр тяжести на штангу или диск бугеля, и уж тем более садиться на них. Это приведет к падению и травмам.

Это только малая часть важных требований для безопасного катания. Полный перечень запрещенных действий имеется на каждом спуске, горнолыжном курорте или учебном центре. Обязательно изучайте их - это важно!

Как научиться подниматься на бугеле сноубордисту очень наглядно показывает данный видео-урок:

Тоже интересно

Подъемник на сноуборде? Не, я лучше пешком, мне нужны сильные ноги!

Ну, как хочешь…, а я сяду в кресло, и буду глядеть сверху, как ты пыхтишь вверх по склону…

Кресло?! Что ж ты раньше не сказал?! На кресле сидеть - это тебе не с бугелем бороться…

(разговор двух начинающих сноубордистов)

В этой статье мы расскажем о том, как научиться пользоваться подъемником при катании на сноуборде . Расскажем, какие типы подъемников бывают, и зачем нужно отстегивать одну ногу при их использовании. А также поделимся личным опытом, который будет полезен любому сноубордисту.

Часть первая. Теоретическая.

Зачем, нужен подъемник?

Цель большинства механизмов и машин - облегчить жизнь человека, высвободить время и энергию для более интересных, важных и полезных дел, и подъемник , тут не исключение. Он позволяет сэкономить силы для тех экстремальных спусков, ради которых люди встают на горные лыжи и сноуборды. Изобретение горнолыжных подъемников спровоцировало бурный рост технического мастерства спортсменов и популяризацию горных лыж и сноуборда.

Когда можно начинать использовать подъемник на сноуборде?

Если вы впервые встаёте на сноуборд, то не забивайте голову подъемниками, поднимайтесь пешком вверх по склону, пока не освоите боковое соскальзывание , а лучше даже повороты с переносом веса (вы же не хотите застрять на самой высоте, или того хуже - лететь с нее кубарем?). Ну, а когда сможете свободно менять направление движения и хоть как-то поворачивать, будьте готовы к тому, что первые пять подъемов заставят проявить все лучшие качества =).

Как выгоднее использовать подъемник на сноуборде?

На горнолыжных комплексах более всего распространены три тарифа:

Тариф «почасовой», - когда через турникет можно пройти сколь угодно раз за отведенное время (нет, хитрый план передачи карточки другу для бесплатного катания обречен на провал, ведь задержка между проходами составляет от 4 до 7 минут). Такие абонементы действуют только в день покупки и активируются либо при первом проходе, либо через 10-15 минут после приобретения (лучше сразу уточнить на кассе). Стоимость зависит от времени (в часы пик дороже) и продолжительности катания (при оптовых покупках скидки).

Тариф «поразовый», - когда через турникет можно пройти оплаченное количество раз за неограниченное время (такие абонементы, чаще всего, действуют не только в день покупки, но и весь оставшийся сезон). Задержка между проходами отсутствует, при этом стоимость зависит от количества подъемов: опт есть опт =). (Исключение ГЛК «Уктус» - там цена фиксирована)

Тариф «бесплатный», - когда в качестве подъемника используется исключительно сила своих ног, а сотрудники ГЛК с особым упорством останавливают подъемник и отгоняют тебя от одиноко летящих бугелей. Кататься на этом тарифе можно сколь угодно долго (и даже когда ГЛК не работает), а подняться столько раз, насколько хватит сил и энергии.

Подробнее о том, когда выгоднее использовать каждый из вышеописанных «тарифов» смотри в таблице.

Используйте тариф «Почасовой»

Используйте тариф «Поразовый»

Используйте тариф «Бесплатный»

Если не хочется ничего отрабатывать, а хочется веселья и фановых спусков с максимальной выкладкой

Если учитесь и оттачиваете мастерство на протяжении всего спуска

Если учитесь и не умеете пользоваться подъемником

Если катаетесь в часы, когда на горе царит спокойствие и безлюдье

(в будни, ранним утром или поздним вечером, либо в мороз, на грани закрытия склонов в -20-25ºС )

Если приезжаете на гору в часы пик (обычно это выходные с 12 до 17)

Если очередь на подъемник начинается прямо от кассы и даже твоего ангельского терпения не хватает, чтобы вытерпеть этот ад

Если предпочитаете неутомимо катать все доступное время, игнорируя обед, туалет и прочие отвлекающие от катания факторы

Если предпочитаете расслабленное и размеренное катание с перерывами на шашлык и неспешные разговоры с приятелями

Если предпочитаете совмещать экстремальные ощущения с программой по избавлению от лишнего веса и тренировкой выносливости (при регулярном катании начинаешь следить за тем, как бы не похудеть, - энергии на обогрев и подъем уходит масса)

Наибольший прогресс при обучении катанию на сноуборде достигается за счет комбинирования всех трех «тарифов».

  • При фановых спусках приобретается необходимый накат и личный опыт. Много личного опыта.
  • При разовых спусках формируется правильная техника (при условии, что вы не выжигаете склон напалмом, а целенаправленно делаете упражнения).
  • При подъеме пешком успеваете обдумать свои ошибки и разглядеть чужие, и одновременно учитесь рационально использовать склон и получать от каждого спуска по максимуму (в гору то потом ползти ого-го сколько).

Если вы не разминаетесь перед катанием на сноуборде с использованием подъемника , то будьте готовы «поскрипеть» на протяжении первых трех спусков (примерно столько работы нужно выполнить, чтобы разогреть мышцы и войти в нужный ритм). Проще всего разминаться непосредственно во время подъема (пешком, либо на подъемнике), когда есть масса свободного времени и можно энергично помахать руками, покрутить корпусом, выполнить вертикальную работу (поприседать). Так вы будете хорошенько защищены от глупых растяжений и травм.

Типы подъемников

Бугельные (тарелочные и Т-образные) - встал на доску, зажал бугель между ног и катишься себе потихонечку. (Уктус, Лиственная, Волчиха, Пильная, Теплая, Стожок, Ежовая, Белая)

раволатор или ленточный - встал на ленту с доской в руках или на ноге и смотришь, как тебя пешеходы обгоняют (Роза хутор)

Кресельные - сел на скамеечку, расслабился и сидишь такой довольный, пока наверх поднимает (Ежовая, Белая)

Гондольные - зашел в кабинку, сел на скамеечку, и сидишь, на красоты гор глядишь, защищенный от ветра и холода (Банное)

При этом кресельные и гондольные подъемники не вызывают у сноубордистов практически никаких проблем, чего тут сложного - отстегнул доску и сидишь, как в автобусе или трамвае. А вот с бугельными подъемниками , особенно на первых порах, возникают определенные сложности.

И этому есть простое объяснение - использование бугельного подъемника на сноуборде невозможно без постановки доски на всю скользящую поверхность целиком, а такое положение очень нестабильно. При случайных колебаниях веса канты обязательно захотят впиться в снег и уронить сноубордиста, особенно, когда трасса под подъемником разбита настолько, что более подходит для проведения чемпионата по бобслею, нежели для подъема на сноубордах и лыжах.

Чтобы облегчить жизнь, мы отстегиваем заднюю ногу

Отстегивание задней ноги не только облегчает задачу подхода/схода с подъемника, но и помогает мышцам расслабиться и отдохнуть во время подъема.

Для сравнения вспомните, сколько сил требуется для того, чтобы неподвижно стоять на доске, и ту легкость, которую испытываешь после отстегивания креплений.

Тоже самое происходит и при использовании подъемника на сноуборде: как только задняя нога обретает свободу, у человека тут же появляются недюжинные способности к передвижению и устойчивость. Стоять и перемещаться с одной отстегнутой ногой очень легко!

При использовании подъемника с одной пристегнутой ногой вы можете:

При использовании подъемника с двумя пристегнутыми ногами вы можете:

Облегчить себе ожидание в очереди

Утомиться от прыжков и потратить кучу лишней энергии, но сэкономить 30 секунд своего времени (на пристегивание ноги на вершине)

Легко подходить и отходить от мест высадки/ посадки

Подниматься на небольшие расстояния, чтобы спуститься через сноупарк и серию трамплинов

Отдыхать и расслабляться во время подъема

Легко отпрыгнуть от внезапно выскочившего препятствия (бельчонка, лосенка, мальчонки)

Передвигаться по плоскому склону (например, на выкате Белой во время встречного ветра)

Легко восстановить равновесие, оттолкнувшись задней ногой, а при падении быстро отползти и не получить кантом по уху

Научиться карвинговым поворотам с одной пристегнутой ногой =)

Нередко, на подходе к подъемнику собирается эдакая разношерстная компания зайцев-прыгунов. Они пищат, кряхтят, скатываются в ямки и рушатся на неровностях склона, царапают снаряжение, и машут руками в надежде сохранить равновесие…, в ответ же получают косые взгляды негодования, от более устойчивых собратьев. Когда же они цепляются за бугель, то напрягаются изо-всех сил вместо того, чтобы расслабиться и отдохнуть перед очередным безбашенным спуском.

Зачем все это надо? Непонятно… =)

Часть вторая. Практическая.

При использовании бугельного подъемника есть ряд основных правил, из-за нарушения которых и происходят падения:

Место старта должно быть удобным (трудно ухватиться за подъемник, когда скатываешься ему навстречу или врезаешься в холм при старте)

Подъемник - это не кресло, и садиться на него не стоит =) (бугель тянет вперед, а не вверх, поэтому стоять придется на ногах)

Вес должен быть равномерно распределен по ногам

Голова и плечи не должны заваливаться и наклоняться, - держите их ровно, колени же чуть присогни для амортизации неровностей

Чтобы научиться пользоваться подъемником потребуется пройти несколько этапов:

Самокат

Внимание: пристегнутая нога всегда катится вперед первой (и на подъемнике, и при движении по склону)

Найдите ровный и пологий участок склона, где вы не будете никому мешать.

Пристегивайте переднюю ногу и немного привыкните к доске: покатайте из стороны в сторону, поперешагивайте свободной ногой через сноуборд, поднимите и покрутитесь вокруг своей оси.

Теперь начинайте отталкиваться задней, как будто катитесь на самокате или скейте. Сначала покатайтесь по прямой, а потом по кругу (по часовой и против часовой стрелки).

Как только почувствуете себя уверенно, найдите маааленький уклон с достаточным для остановки выкатом и переходите к следующему этапу.

Спуск по-прямой с одной отстегнутой ногой

Разверните сноуборд вниз по склону и поставьте на него заднюю ногу (рядом с креплением), после чего скатитесь в основной стойке. Дергаться и пытаться управлять доской не надо , пусть она сама скатится вниз по склону и остановится (вы же не забирались на Эверест, чтобы отработать это упражнение, правда?).

Поднимитесь, используя навык самоката, и усложните себе задачу: поприседайте, поднимите заднюю ногу, дотянитесь до носа и хвоста доски во время спуска, покрутите головой.

Выбор места старта

Понаблюдайте за тем, где стартует большинство сноубордистов/лыжников. Скорее всего, в этом месте выкатана самая большая и глубокая яма, которая попытается остановить и причинить кучу неудобств. Чтобы облегчить себе жизнь (особенно на начальном этапе) выбирайте место поровнее (чуть выше или ниже по склону).

Вставать к пролетающим бугелям надо поближе (длины рук должно хватать, чтобы не тянуться к ним всем телом и не наклоняться вперед).

Обратите внимание, что бугели должны пролетать спереди, ловить их за спиной будете в следующем сезоне =).

Старт

Для максимальной эффективности постарайтесь выбрать такое время, когда никто не будет подгонять сзади (так вы сможете, спокойно пропускать летящие мимо бугели).

Подходите к месту старта и разворачивайтесь передней ногой вверх по склону

Хватайте бугель и просовывайте тарелку под пятую точку.

Во время старта чуть напрягите мышцы, чтобы компенсировать рывок пружины в бугеле и

- Отцепите заднюю руку , чтобы сноуборд не развернуло поперек склона из-за смещения центра тяжести.

Движение на подъемнике

Распределите вес равномерно по ногам

Чуть согните колени для амортизации неровностей, но не наклоняйте голову и корпус (держи их ровно), а то грохнетесь!

Финиш

Тяните палку бугеля на себя и отпрыгивайте в сторону

Откатитесь от места высадки (если сядете прямо там, то создадите огромную пробку из зайцев-прыгунов) и спокойно пристегивайте заднюю ногу

Бугельный подъемник самый распространенный подъемник на небольших, учебных склонах.

Внимание! По технике безопасности пользоваться подъемником можно только

Подойдите к подъемнику, поставьте сноуборд параллельно ему, свободная нога стоит на снегу, вы ждете бугеля. Приготовьтесь начать движение.

Как только бугель стал приближаться к вам, поставьте свободную ногу со снега на доску, заранее (примерно за метр) возьмитесь руками за трос. Когда бугель дойдет до вас, поставьте его себе в район бедра. Около талии ставить бугель я не рекомендую – вы можете упасть.

Для наглядности представьте себе перетягивание каната –команда соперников находится наверху, а вы упираетесь чуть-чуть в переднюю ногу, тянете трос на себя и плавно едете вверх.

Итак, подойдите к подъемнику, поймайте «швабру». Поставьте ее между ногами в район бедра.
– вес распределите равномерно, 50 на 50 на каждую ногу, корпус ровный, таз не выпячивайте, вперед не наклоняйтесь, смотрите вперед, ноги в коленях чуть согните.

На самом верху вытащите подъемник, приподнимите свободную ногу и поставьте сзади на снег сзади, после чего сразу отойдите, чтобы не мешать тем, кто едет за нами.
необходимо отползти на пару метров в сторону от подъемника, чтобы не столкнуться с другими людьми !

Учимся закантовываться


Помните про стойку - вес равномерно распределен между ногами, руки смотрят в стороны, взгляд направлении вниз в сторону движения, а не под свои ноги) Таз немного подожмите, чтобы он находился над сноубордом. Колени согнуты.

- Закантовываемся:
Встаньте в правильной стойке лицом к спуску. Стойте на пятках, носочки приподнимите – вы закантовались.
Теперь начинаем движение. Для этого немного уменьшите закантовку, то есть слегка опустите носки.

- Скорость регулируется также:
- Для ускорения сильнее опустите носки ног – так вы опустите ниже передний кант и доска начнет набирать скорость. Только не опускайте носки слишком низко. Если зацепите передний кант за снег, то вы запнетесь и упадете, то есть поймаете переднего канта.
- Для снижения скорости поднимите носки немного вверх.

- Останавливаемся:
Если вы поднимите носки ног сильно вверх вы остановитесь.
Останавливайтесь всегда с края склона. Никогда не стойте в центре – так вы создадите помехи для тех, кто катится сверху, и подвергните всех опасности

Вам надо проехать спиной назад на переднем канте. То есть вы теперь стоите не на пятках (не на заднем канте), а на носках. И скорость регулируете пятками – опускаете их вниз, чтобы начать движение и разогнаться и поднимаете пятки вверх, когда хотите сбавить скорость или остановиться. Смотрите, куда вы движетесь по склону через правое или левое плечо.

Если вы делаете это упражнение впервые – не пожалейте денег на инструктора, иначе вы рискуете заработать несколько свежих синяков.

Вы усвоили, как стоять на сноуборде, как начинать движение, спускаться вниз лицом и спиной к спуску поперек склона и как тормозить .

Теперь учимся перемещаться вправо-влево по склону

Готовимся проехать в правую сторону поперек склона спиной к спуску
Пристегните к сноуборду две ноги.
Встаньте в правильной стойке спиной к спуску. Закантуйтесь - стойте на носках, пятки приподнимите, чтобы не покатиться вниз.
Начните движение - разверните колени, плечи, бедра в правую сторону и перенесите вес тела на правую ногу.

Чтобы понять, правильно вы сделали упражнение, посмотрите назад. Если за вами остался широкий след от доски, значит все правильно. Если за вами тянется только тонкий след. Это значит, что вы проехали на канту – это ошибочно, так как не позволит вам вовремя остановиться.

Попробуйте выполнить это же упражнение в левую сторону.

Когда вы освоите эту технику спиной к спуску, потренируйтесь выполнять это упражнение, стоя лицом к спуску.

Также вы можете ознакомиться с похожими упражнениями:

.

Привыкаем к скорости

Стойте спиной к спуску в правильной стойке.
Для начала движения перенесите вес тела в сторону движения вниз по склону. Вашу доску при таком движении постепенно начинает разворачивать.

На противоположной стороне склона выровняйте доску - то есть распределите вес тела равномерно, 50 на 50 на каждую ногу.

Продолжите движение, но уже в другую сторону – перенесите вес тела в сторону движения и выровняйте доску.

Затем снова поменяйте направление.

Попробуйте сделать это упражнение и стоя лицом к спуску, то есть стоя на переднем канте.
Помните, что чем больше вы разворачиваете доску вниз по склону, тем больше набираете скорость.
На словах это звучит сложно, поэтому смотрите примеры и видео, обращайтесь к инструктору)))

Итак, сегодня вы научились подниматься на подъемнике, скатываться вниз по склону с двумя пристегнутыми ногами регулируя скорость, а также останавливаться, когда это нужно. А также научились получать удовольствие от скатывания на скорости при помощи техники «падающего листа» на переднем и на заднем канте попеременно .

Пошаговая инструкция второго урока на склоне

Вспомните технику перемещения на сноуборде с одной пристегнутой ногой (первый урок)

Научитесь пользоваться подъемником на учебном склоне (бугельный или T-bar)

Вспомните правильную стойку на сноуборде (первый урок)

Научитесь закантовываться:
- Спуститесь со склона с доской, расположенной поперек склона ЛИЦОМ ВНИЗ. Чтобы поехать носки опускаем вниз, чтобы остановиться поднимаем наверх.
- Спуститесь со склона с доской, расположенной поперек склона СПИНОЙ ВНИЗ. Чтобы поехать пятки опускаем вниз, чтобы остановиться поднимаем наверх.

Попробуйте перемещаться вправо-влево по склону
Разверните колени, плечи, бедра и перенесите вес тела в сторону движения. За вами должен остаться широкий след. Научитесь выполнять упражнение в правую и в левую сторону как стоя ЛИЦОМ, так и стоя СПИНОЙ к спуску.

Привыкаем к скорости – техника «Падающий лист»
Перенесите вес тела в сторону движения вниз по склону. На противоположной стороне склона выровняйте доску, распределив вес тела равномерно. Продолжите движение в другую сторону. Затем снова поменяйте направление. Упражняйтесь лицом и спиной к спуску.

В видео использована музыка:
WRC 3 – Soundrack 2;
Annonymos ft. Taz – Look At Me.

Подъемники бывают вагонные, капсюльные, кресельные, буксировочные (бугельные). Два первых типа - подвешенные на тросе кабины различных размеров. Если у вас возникли с ними проблемы - скажите алкоголю и наркотикам “нет”.

Ненамного сложнее кресельный подъемник, где самое трудное - подход и отход. Как правило, посадка в кресло вызывает меньше проблем, чем высадка. Здесь и пригодится “самокатное” катание с задней отстегнутой ногой. При посадке учтите, что слезая с кресла, нужно будет откатиться в сторону. Гуффи проще уходить влево, регулярам - вправо.

Самую большую проблему у начинающих сноубордистов вызывают бугельные подъемники, так называемые “швабры” и “тарелки” (есть еще трос с крючком, который нужно цеплять вручную, но здесь нет теории - только практика). При пользовании бугелем приходится долгое время подниматься на плоской доске, что достаточно тяжело и неприятно. К тому же, из-за того, что лыжников на склоне (и, соответственно, на подъемнике) больше, подниматься приходится по двум лыжным колеям, которые не всегда проходят так, как вам хочется. Лыжник легко объедет торчащий пенек или глыбу льда, пропустив ее между лыж, или сместившись далеко в сторону, на доске же совершать подобные маневры невозможно, поэтому даже опытные сноубордисты, бывает, не доезжают до верха подъема. Впрочем, если за подъемной дорожкой следят, а это все чаще встречается и в нашей стране, бугель не вызывает особых проблем.

Учиться пользоваться бугельным подъемником лучше в “лягушатниках” - там и склон положе, и скорость поменьше.

Отстегнув заднюю ногу, подойдите к месту посадки, которое, в идеале, должно быть ровным и не иметь уклона. Установите доску носом по ходу движения, заднюю ногу поставьте перед задним креплением на специальную резиновую подставку, она называется “пэдс”, следя за тем, чтобы носок или пятка ботинка не выступали за край доски, разверните корпус вполоборота назад и ждите приближающуюся “швабру” или “тарелку”. Когда она окажется на расстоянии вытянутой руки, хватайте ее и запихивайте под переднюю ногу. Гуффи это проще делать левой рукой, регулярам - правой. Дождитесь рывка, стараясь смягчить его рукой и смещением корпуса вперед. После этого перенесите вес на переднюю ногу и попробуйте расслабиться и получить удовольствие.

При движении на бугеле, почти весь ваш вес должен приходиться на переднюю ногу. Как только вы попытаетесь нагрузить заднюю ногу, доска развернется хвостом вперед и, зацепив снег передним кантом, остановится. Ваша “тарелка”, тем временем, уедет дальше, оставив вас валяться на снегу.
Наибольшие проблемы при подъеме на бугеле вызывает непопадание доски в лыжную колею, если та явно выражена, объезд препятствий, движение по выпуклым участкам (мостикам). Все это происходит потому, что при плоском ведении доски, управлять ею практически невозможно, и вас будет болтать из стороны в сторону, вслед за доской, повторяющей все изгибы рельефа. Существенно облегчить себе участь можно, если подниматься на “швабре” не в одиночку, а кем-либо еще. Это может быть ваш собрат - сноубордист, а еще лучше, если это будет лыжник или лыжница - кому как повезет. Есть такая тонкость: если на “швабре” одновременно поднимаются два человека, рывок получается сильнее, поэтому в этот момент придерживайтесь за талию соседа. Только учтите, что пока вы не набрались опыта, ваша доска может невзначай наехать на его лыжи или доску, так что лучше выбирать в напарники кого-то знакомого… Двум сноубордистам легче подниматься, если один из них гуффи (едет справа), а второй - регуляр (слева).

Проще всего подниматься на “тарелках” с изогнутой ручкой. Прямая ручка все время разворачивает вас, так как из-под ваших ног выходит не прямо вперед, а под углом. Чем меньше угол установки креплений, тем тяжелее подниматься на “тарелке” с прямой ручкой.

Если во время подъема вы потеряли равновесие, восстановить его можно с помощью свободной задней ноги (опять “самокат”!), но учтите, что самый медленный подъемник движется со скоростью, которую вы можете развить только бегом, поэтому, поставив заднюю ногу на снег, вам придется потом приложить немало усилий, чтобы вернуть ее на доску.

Если вы упали на подъеме, как можно быстрее отползайте в сторону, не пытаясь встать. Вставать будете в стороне, спокойно, не торопясь и не волнуясь, что кто-то на вас наедет.

Доехав до верха, подтяните себя вперед за ручку “швабры” или “тарелки” рукой и слезьте с подъемника. Сразу же отойдите в сторону, чтобы не мешать тем, кто поднимается после вас. Обратите внимание: в отличие от кресельного подъемника, на бугеле гуффи проще уходить вправо, регулярам - влево.

Подниматься на бугеле можно и с пристегнутой задней ногой, кому-то это даже кажется проще. Можно сэкономить массу времени на пристегивании креплений.


Дополнительно