Как называется монах в тибете. Тибетские монахи могут разогреть тело как печь

Если верить Ши Цзин («Книге песен»), то первым проявлением человеческого счастья является долголетие. А чтобы его достигнуть, нужно блюсти себя – воздерживаться от излишеств в пище, держать свое тело и ум в чистоте и соблюдать здоровый образ жизни.
Тибетским монахам известно гораздо больше подобных секретов молодости и долголетия. Так, одной из основ древней тибетской медицины является бережное отношение к своему здоровью.

Каждый из нас не должен совершать в жизни плохих деяний, избегать мести, хвастовства, зависти, ненависти и гнева. Все эти чувства разрушают нас изнутри, доводя тело и разум до изнеможения.

Конечно, узнать подробно все тайны, которые хранят в своих кельях тибетские монахи, абсолютно невозможно. Ведь они ведут отшельнический образ жизни, посвящая большую часть своего времени молитвам, труду и медитации. Свои рецепты долголетия они не желают выставлять напоказ, и нам остается только догадываться о том, что же дает монахам ту самую силу и здоровье. Однако проанализировать их режим дня и условия жизни мы можем прямо сейчас.

Природа и жилье тибетских монахов

Тибетские монастыри находятся высоко в горах, где царит покой, гармония и тишина. Благодатная земля, способная дать душе и телу отдохновение, свежий воздух, горные реки и дивные растения - все эти условия как нельзя лучше способствуют умиротворению и здоровому образу жизни.

Тибетские монахи ведут правильный, размеренный образ жизни. Ежедневные групповые занятия, где они тренируют себя духовно и физически, чистота и уют, который монахи поддерживают в своем жилье, отсутствие громких звуков и мантры, которые они читают - такой уклад жизни, безусловно, благоприятно сказывается на их здоровье и способствует долголетию.

Одежда тибетских монахов

Одежда монахов свободна и легка, не стесняет движений. Это невероятно полезно для хорошего кровообращения, а натуральные материалы не раздражают кожу. Любой специалист подтвердит, что ношение легкой свободной одежды очень полезно для нашего здоровья.

Распорядок жизни монахов

Современные специалисты уверены: человеческому организму необходимо придерживаться определенного режима. Именно так живут тибетские монахи: их повседневная жизнь очень строго регламентирована, даже расписана по определенной схеме. Постоянные физические нагрузки и нахождение на свежем воздухе - это не только секрет их долголетия, но и жизненная необходимость. Ведь монахи работают на полях для того, чтобы обеспечить себя пропитанием.

Еще одно важное правило в их ежедневном распорядке: правильный режим дня. Ведь, как мы помним, время здорового сна составляет 8 часов - за них наш организм успевает отдохнуть и полностью восстановиться. Но самое главное заключается в том, что ложиться спать необходимо за 2-3 часа до полуночи, а вставать в 6 утра. Такой график приводит наши биоритмы в норму и помогает телу работать более плодотворно.

Уход от суеты

Все, кто имел счастье общаться с тибетскими монахами, отмечали важную особенность ведения их диалога: это немногословность и отсутствие эмоций. Психологи подтверждают правильность такого подхода к беседам. Отсутствие эмоций означает прежде всего отсутствие негативных эмоций, которые вызывают многочисленные болезни. Беспокойство, суета и нервозность - вот что необходимо исключить из своей жизни, чтобы чувствовать себя лучше.

Закаливание и правильное питание

Утренний подъем тибетских монахов - это определенный ритуал. Встав в 6 часов, они восходят на высокий горный склон, где выполняют определенное упражнение. Его особенность четко отражается в названии: «белый журавль приветствует солнце». Оно укрепляет всё тело и наполняет человека энергией ци, поддерживающей активную жизнедеятельность организма.

Кроме того, ежедневные закаливающие процедуры на свежем воздухе и солнечный свет тоже как нельзя лучше способствуют укреплению здоровья и долголетию. Солнечные ванны, которые длятся примерно по 10 - 15 минут, способны излечить кожные болезни, а холодная вода, которой монахи обливают тело, усиливает иммунитет.

Наконец, умеренное питание - это, пожалуй, основной секрет долголетия тибетских монахов. Ведь количество принимаемой нами пищи должно равняться такому объему, который позволяет организму поддерживать нормальную жизнедеятельность. Переедание вредит человеку, растягивает его желудок, а следствием излишков является ожирение и нарушение правильного обмена веществ.

В заключение необходимо отметить, что духовную жизнь монахов Тибета невозможно понять и осмыслить простому человеку. Ведь стать аскетом, отдалиться от людей, уединившись высоко в горах или пустынях - это под силу не каждому из нас. Но увеличить продолжительность жизни и укрепить здоровье можно с легкостью.

Достаточно лишь правильно понять цели своей жизни, осмыслить ее и немного изменить привычный уклад. Избавьтесь от излишеств в негативных эмоциях и пище, вставайте с рассветом и делайте утреннюю зарядку, откажитесь от кофе, алкоголя и курения, и слово «долголетие» приобретет для вас не только теоретическое, но и практическое значение, пишет

Тибет, с очень давних времен, привлекал умы мистиков и ученых со всего мира.

Школа терпения. По мнению большинства богословов, среди всех религий буддизм — это самая мирная религия. Это так и есть, потому что последователи Будды (Просветительного) не навязывали свою веру другим, не организовывали завоевательские походы во имя своей религии, не принуждали неверных к истинной вере. Принц Гаутамы из племени Шакья был основателем религии Будда, взяв за основу индуистские веда, создал свою религию. Это было новое учение, смысл которого был в совершенствовании скрытых человеческих возможностей, но при этом не было отрицания старых индуистских богов. Эта религия никогда не прививалась мечом и огнем и при этом, у нее появилось большое количество последователей из разных народов.

В Тибете располагается не большое количество монастырей. Монахи , проживающие в тибетских монастырях, ведут довольно размерный и замкнутый образ жизни. Они сообщаются с внешним миром только тогда, когда в монастырь приходит караван с продовольствием. Это у них единственный способ общения с внешним миром. Жизнь монастыря не тороплива и размеренна. День начинается и заканчивается с молитвы. Между молитвами они выполняют работу, которая нужна для того, чтобы монастырь существовал и медитируют, то есть уходят в другую реальность. Жизнь в монастыре очень похожа на потусторонний мир. Помимо молитв не получится услышать ни единого слова. Все тибетские монахи очень замкнутые. С ними можно разговаривать длительные часы, они будут вас слушать очень долго, но сами могут не произнести, ни слова.

Их действия не имеют смысла. Их молчанием проверяется стойкость собеседника. У них есть мнение, которое гласит о том, что в мире много суеты и получить понимание высшего смысла можно только терпением. А нетерпеливый человек, который хочет узнать все и сразу, не может получить высшие знания.

В этом тяжелом испытании кроме этического есть мистический и сакральный смысл. Кажется что, неземной взгляд монаха, который направлен в другие пласты реальности, в действительности заглядывает в душу собеседника и читает его тайные мысли. Человек, который приходит в обитель, чтобы открыть очередную сенсацию или из любопытства, никогда не узнает тайны, для него они останутся сокрытыми. Тайны Тибета будут открыты только тому человеку, который явится ради знания и совершенствования своей души.

Добровольное заточение

Тибетские монахи всегда говорят об отшельниках с уважением. Когда они избирают этот путь, то при жизни они считаются подобием христианского святого. Тибетские монахи почти не говорят об отшельниках, а если и говорят, то неохотно и мало, так как это является одной из главных тайн. Далеко не каждый, кто захочет, может стать монахом тибетского храма. Социальное положение на это никак не может повлиять. За пределами храма остается все мирское. Тибетский монах не имеет ничего, кроме одеяла, миски, теплой одежды.

Отшельники — это единицы из того малого числа людей, которые были приняты в какой-то тибетский буддистский храм. Однажды. Случается так, что один из послушников приходит к настоятелю храма и говорит о том, что хочет быть отшельником. Помыслы монахов открыты друг для друга и поэтому, слова у монахов имеют такую же силу, как и мысль. Настоятель хорошо видит печать избранности.

Отшельники делятся на два типа, которые являются индивидуальным путем ищущего просветления. Выбирает этот путь не сам человек, а его душа, его высшая сущность. Он выбирает самый оптимальный путь к познанию, а не самый короткий. Некоторые отшельники удаляются в пещеры, которых в Тибете очень много. Такая категория отшельников не принимает обет молчания. Нужно заметить, что большинство людей относятся к отшельникам и монахам с большой долей почтительности. Еда им доставляется бесплатно. Помимо этого, часто купеческие караваны прокладывают свой путь так, чтобы попасть к отшельнику. Эта встреча дарует безопасность на тропах с постоянными обвалами, а также приносит огромную мудрость, потому что в каждом слове этого человека есть частица просветления.

Самое суровое испытание для духа и тела заключается во втором типе отшельничества. Те, кто его избирает, дает разрешение на то, чтобы его замуровали в маленькой хижине, лишив солнечного света, общения, свежего воздуха. Пищу в небольшое отверстие в стене ему будет приносить молчаливый страж.

Тот, кто хочет добровольно себя заточить, должен явиться к настоятелю храма. Затем будущий отшельник должен выбрать себе стража из числа монахов. Его жизнь в последующем будет зависеть от него. В древние времена страж и отшельник сами должны были построить хижину. После сооружения, отшельник заходил в одну комнату, а страж должен был заложить ее камнями. Оставалось только маленькое отверстие, через которое можно было передать еду и воду.

Это очень маленькое помещение для жизни — только пару шагов в ширину и длину. Свет туда попадает через не большое отверстие в стене, когда ему приносят еду. Это происходит всего один раз в неделю. Пища подается самая обычная — на неделю кружка воды и миска цампы (мука из прожаренных ячменных зерен). Раз в неделю обновляется воздух в комнате. Поэтому отшельник постоянно испытывает нехватку кислорода, голод и холод.

Мнение цивилизованного человека гласит о том, что такое истязание плоти является бесчеловечным и нести духовных ценностей не может. Но у тибетских монахов совсем другое мнение, говорящее о том, что дух будет становиться сильнее от плотских страданий.
Отшельники, которые отрезаны от внешнего мира, начинают воспринимать его иначе. Обостряется слух, но из-за темноты пропадает зрение. Спустя некоторое время они начинают слышать, как течет по венам кровь, а звук кирпича, который отодвигают в стене напоминает камнепад. Также атрофируются мышцы и монах способен только на то, что бы подойти и взять еду. Из-за недостатка кислорода монах погружается в транс и со временем получает духовную свободу, из-за которой принял это заточение.

Как вы считаете, по силам ли человеку провести зиму в заваленной снегом пещере на высоте 3-4 километров, без огня, в легкой одежде или вовсе без нее (!), и при этом не замерзнуть?! Любой врач категорически ответит, что нет. А вместе с тем, каждый год десятки тибетских лам-отшельников выдерживают это испытание без малейшего ущерба для здоровья. Их необыкновенная "морозоустойчивость" приписывается умению концентрировать "тумо". Этим термином обозначают в Тибете жар, тепло, но не просто тепло, исходящее, к примеру, от раскаленной жаровни, а специфическую энергию, выделяемую организмом исключительно вследствие длительных медитативных тренировок.

Очень немногие ламы знакомы со всеми категориями тумо. Однако его феноменальное действие, сохраняющее человеку жизнь в условиях жестоких морозов и снежных бурь высокогорных пустынь известно всем тибетцам. Старые ламы, обучающие искусству тумо, хранят свои методы в глубокой тайне, утверждая, что сведения, приобретаемые понаслышке, совершенно бесполезны. Для успешной практики тумо необходимы личные наставления учителя.

На фотографии Вы видите как изучают феномен Туммо (сознательное повышение температуры тела или Йогу Тепла) на одном из тибетских монахов - создаётся низкая температура в помещении и при помощи различных датчиков считывается информация о состоянии человека, входящего в состояние медитации Туммо.

В монастыре на севере Индии легко одетые тибетские монахи тихо сидели в комнате, где температура была всего 4.5 градуса по шкале Цельсия. Применяя йоговскую технику, известную как Туммо, они вошли в состояние глубокой медитации. Другие монахи погружают простыни метр на два в холодную воду (9.5 градусов) и кладут их на плечи медитирующих. У нетренированных людей такие холодные обертывания вызвали бы неконтролируемую дрожь.
Если температура тела в этих условиях падает, наступает смерть. Но вскоре над простынями начал подниматься пар. Как результат телесного тепла, продуцируемого монахами во время медитации, простыни высохли примерно за час.
Присутствующие монахи сняли простыни, потом повторно накрыли медитирующих холодными влажными простынями. Каждый монах должен высушить три простыни за несколько часов.
Каким образом они это сделали? Герберт Бенсон, который изучает Туммо уже 20 лет, отвечает: "Буддисты чувствуют, что реальность, в которой мы живем, не является главной. Имеется другая реальность, в которую мы можем постучаться, и которая не затрагивается нашими эмоциями, нашим повседневным миром. Буддисты верят, что это состояние сознания может быть достигнуто добрыми деяниями для других и медитацией. Жар, который они генерируют во время этого процесса, есть просто побочный продукт медитации Туммо."

Положительных результатов могут добиться лишь ученики, уже имеющие специальную подготовку в различных дыхательных упражнениях, способность к невероятной, доходящей до глубокого транса, концентрации мысли. Наконец, нужно получить специальное разрешение от ламы, обладающего особым статусом. Посвящению всегда предшествует длительный испытательный период, который, среди прочего, дает учителю возможность проверить, обладает ли кандидат достаточно крепким здоровьем.

Поупражнявшись в течение месяца-двух под пристальным руководством гуру, послушник отправляется в отдаленное и совершенно безлюдное место в горах, на высоте не менее 4 километров. Ламы утверждают, что нельзя тренироваться по методу тумо где-нибудь в селении или рядом, потому что загрязненный дымом и различными наземными запахами воздух противодействует усилиям ученикам может серьезно навредить его здоровью.

Монах-ученик, расположившись в подходящем месте, уже не может ни с кем видеться. Только гуру иногда приходит проверить, не умер ли послушник в экстремальной ситуации.

Кандидат должен тренироваться каждый день до рассвета. С восходом солнца его ожидает новый комплекс упражнений. Еще задолго до рассвета монах выходит из своей пещеры или шалаша. Как бы ни было холодно, он совершенно гол или одет в легкую рубашку. Каждый, кто посвятил себя тумо, навсегда отказывается от шерстяной одежды и никогда не приближается к огню.

Начинающим разрешается сидеть ночью на соломенной циновке. Продвинувшиеся в учении сидят на голой земле, а достигшие высшей стадии обучения - на снегу, на льду, либо в ручье с ледяной водой. Упражнения выполняются только натощак, при полном запрете питья воды. Разрешены также всего две позы - "лотоса" или когда ступни упираются в землю, а колени - в подбородок.

Начинается тренировка с дыхательных упражнений: вместе с выдыхаемым воздухом монах изгоняет из себя алчность, гордыню, гнев, зависть, лень. При вдохе "втягиваются" дух Будды, пять мудростей - все благородное и высокое, что существует в мире.

В ходе следующих за этим десяти этапов упражнений необходимо полностью сосредоточиться на видении огня и связанном с ним ощущении тепла, полностью избавившись от других ощущений и мыслеобразов.

Период обучения тумо заканчивается подобием экзамена. Зимней лунной ночью уверенные в своем умении ученики отправляются с гуру на берег стремительного горного потока. Если воды уже скованы льдом, то вырубается прорубь. Выбирается ночь, когда дует холодный резкий ветер и трещит мороз - такие ночи в Тибете не редкость.

Кандидаты тумо совершенно голыми усаживаются, скрестив ноги, на землю. В ледяную воду окунают простыни и закутывают в них учеников - они должны высушить их собственным телом. Как только простыня высыхает, ее снова окунают в воду и набрасывают на послушника. И так - до восхода солнца. Побеждает тот монах, который своим телом высушит больше простыней. Есть посвященные, которые высушивали на себе до 40 простыней за ночь!

Помимо этого экзамена, существуют еще много способов проверки степени владения тумо.

Например, испытание снегом.Ученик садится в сугроб. Количество растаявшего на нем снега и величина радиуса таяния служат показателем интенсивности излучаемого им тепла.

В начале обучения ощущение и выделение тепла бывает только во время тренировок; как только концентрация мысли и дыхательная гимнастика прекращаются, холод дает о себе знать и может даже убить человека. Однако у тех лам, которые систематически занимались тренировкой тумо долгие годы, генерация тепла при понижении температуры становится естественной функцией, срабатывающей автоматически.

Истинный лама-тумо - человек, всегда одетый в платье из легкой х/б ткани либо в особую белую юбку - отличительный знак посвященного в тайны тумо.

Им в "противовес" существуют анахореты, суперспециалисты в области тумо. Они превосходят обычных лам-тумо, ибо отказываются даже от легкого платья и живут отшельниками высоко в горах в заснеженных ледяных пещерах - совершенно голые, по нескольку лет, а некоторые и до самой смерти, питаясь редкими приношениями учеников, не ведая ни огня, ни охапки соломы на своем промерзшем каменном ложе. Это отнюдь не миф, это реальные люди, причем не столько уж малочисленные - их видели многие европейцы.

И ещё. Медики в полном недоумении разводят руками... 65-летний монах, Сахадж Махарадж не принимал пищу ровно год. Каждый день он обходился лишь несколькими стаканами теплой воды. Невероятно, но никакого блефа в этой истории нет, чему лучшие свидетели - врачи, наблюдающие все это время за монахом. “Когда мысли направлены в правильное русло, человек не чувствует ни голода, ни жажды, ни жары, ни холода”,- объясняет Сахадж Махарадж свой феномен». И далее в статье: «В горных монастырях в Гималаях подтверждением монашеской зрелости является такое испытание. На пронизывающем ветру в 20-градусный мороз монах в одной набедренной повязке должен высушить теплом своего тела несколько мокрых простыней. И что вы думаете - высушивает. Знаменитый американский медиум Артур Форд в своей книге «Жизнь после смерти...» пишет следующее: «В земной жизни известны такие случаи (например, знаменитая немецкая женщина-мистик Тереза Нойманн или известная своей святой жизнью индийская женщина, которую звали Иогананда), когда люди могли усваивать излучения вместо нашей обычной пищи. В течение многих лет они обходились без земной пищи».
Ярким примером человека, в полной мере черпающего энергию из окружающей среды, был Порфирий Корнеевич Иванов. Он ходил в шортах и босиком в любое время года, ежедневно по несколько раз в день обливался холодной водой, в том числе и на морозе, в последние годы питался один раз в неделю изюмом. В годы войны немцы возили его, раздетого, в лютые морозы на мотоцикле по Киеву, обливали холодной водой, закапывали в снег и даже сажали в колодец. А он выжил, потому что умел использовать прану.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монахи Тибета и их способности давно являются предметом обсуждения. О них слагают байки и легенды. Кто-то мечтает им подражать и так же, как они, жить в отдалении от мирской суеты, а кто-то называет чудаками. Одни восхищаются их возможностями, другие скептически закатывают глаза.

В этой статье мы постараемся развеять ваши сомнения и помочь вам подобраться к правде. Предлагаем включить воображение и прожить день тибетского ламы, чтобы узнать секреты недюжинных талантов этих удивительных людей.

Один день из жизни монаха

Жизнь монаха плавно перетекает из одного дня в другой. Время идет размеренно, ровно, спокойно. Почти всегда монах находится наедине со своими мыслями, в уединении – если не физическом, то духовном уж наверняка.

Караван, поставляющий продовольствие – это все, что связывает его с внешним миром. Даже с другими монахами он общается редко, а когда такое случается, то лама обычно немногословен.

В 6 утра в горах наступает день. Монахи приветствуют его, поднимаясь на горную вершину, где проводится групповая утренняя гимнастика. Они знают, как важно поддерживать в гармонии физическое тело и душу: чтение мантр сменяется обливанием ледяной водой и упражнениями, направленными на повышение выносливости.

Горный воздух в сочетании с солнечными ваннами, по крайней мере по четверти часа в день, способны подарить хорошее психофизическое состояние, зарядить энергией солнца, слиться с природой.

Медитации уносят в духовный мир, дают абстрагироваться от суетности человеческой жизни, поэтому ламы практикуют в течение всего дня. В перерывах они занимаются обычными делами, которые нужно выполнять для функционирования монастыря: занимаются возделыванием земли, готовят, убирают, стирают.

Послушники монастырей с особым вниманием относятся к своему питанию. Размер порции и ее калорийность рассчитываются индивидуально, они зависят от роста, веса, физической активности.

Главный секрет – не переедать, потому что это неизбежно ведет к лишнему весу, проблемам сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.

При этом еда должна насыщать, быть богатой витаминами, чтобы энергии и полезных элементов хватало на весь день. Ламы питаются простой пищей, многие из них преимущественно вегетарианцы, хотя употребление яиц и молочных продуктов не возбраняется.


Прием пищи в монастыре не превращается в трапезу с сопутствующими светскими беседами. Даже едят здесь молча, медленно, тщательно.

Жизнь в храме насквозь пронизана вибрациями и мерным шепотом, в которые складываются мантры. Это своеобразная музыка тибетского пространства.

Кстати, о музыке. Особый, даже сакральный ее вид, известный человечеству, принадлежит монахам – это горловое пение. Оно не нуждается в сопровождении музыкальными инструментами, это одна из сторон культуры тибетцев и способ выражения философского канона.

Многие удивляются невозмутимости, отрешенности и спокойствию тибетских лам, их здоровью, долголетию. Залог этого – в их непреложных правилах:

  • уединение;
  • покой;
  • молитвы;
  • сосредоточение;
  • физическая активность;
  • медитации;
  • правильное питание;
  • закаливание;
  • светлые мысли;
  • единение с природой.


Сверхспособности или выдумки?

Мы нередко слышим истории, в которых люди восторженно рассказывают, например, о левитации и летающих монахах, а противовес им– опровергающие рассказы. Для обывателей эти знания мистичны и прикрыты завесой тайны, в то время как ученые из разных стран изучают способности, проводят исследования, делают измерения физических показателей.

Ламы своими действиями подтверждают, что регулярные медитации и йогические практики способны дать многое. Одна способность проявляется у тибетских практиков так часто, что ей даже дали название – «туммо».


Они научились повышать температуру своего тела, чтобы выдерживать долгое время, иногда даже целые месяцы, в холоде на высоте в три-четыре тысячи метров в легкой одежде.

В 80-е годы доктор медицинских наук из Гарвардского университета установил, что некоторые представители способны увеличивать температуру конечностей на восемь градусов – а это прямо противоположно обычной реакции организма на холод. Несколько лет спустя ученым из этой же альма-матер удалось зафиксировать на видео, как монах своим телом высушивает мокрое холодное белье.

Как говориться, шах и мат скептикам, которые не верят в правдивость настоящих экзаменов тибетцев, когда ученик всю ночь должен просидеть на снегу или льду лишь в мокрой одежде, которую до рассвета беспрестанно опускают в лунку каждый раз, как только она высохнет.

Также исследователи доказали, что ламы научились замедлять обмен веществ организма – это помогает медленнее тратить энергию, как происходит, скажем, во время сна. Сравните: метаболизм обычного человека при засыпании автоматически сокращается на 15%, в то время как среди медитирующих монахов этот показатель достигает 64%.

Еще одно ошеломляющее умение именуется как «лун-гом». Проявляется оно в развитии невероятной скорости при ходьбе по снегу с помощью медитаций, уменьшающих массу тела.

Ученые утверждают, что ими была зафиксирована рекордная скорость – 57 километров в час. При этом «бегуны» могут преодолеть не одну сотню километров без отдыха и еды.

Чудеса нетленности

В истории буддизма бывают уникальные случаи, которые со временем не кажутся уже такими беспрецедентными. Один из них – феномен Итигэлова. Своими глазами убедиться в правдивости этой истории может каждый из нас, отправившись в Иволгинский дацан, который находится в тридцати километрах от столицы Бурятии.


В ХХ веке был известен хамбо-лама Даши-Джордж Итигэлов. В 1927 году, в возрасте 75 лет, Учитель погрузился в медитацию, оставив своим последователям наставление эксгумировать его через три десятка лет.

Все сделали, как подобает, но результаты были шокирующими. Из бочки извлекли тело будто спящего человека, не изменившееся, не деформировавшееся. Более того, наблюдатели твердят, что иногда температура Учителя изменяется, а на кожных покровах проступает пот.

Факты налицо, результаты зафиксированы, монахи своим примером доказывают, что возможности человека безграничны. Доверять или проверять — выбирать вам.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чудеса не покидают вас. Рекомендуйте наши статьи в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Из Тибета славятся своей невероятной выдержкой, спокойствием, самообладанием, а об их физических способностях слагают легенды. В нашем современном суетном мире эти люди могут быть примером для подражания. Неудивительно, что мы хотим узнать их секреты.

Сегодня мы поговорим на такую интересную тему, как жизнь тибетских монахов. Статья ниже окунет нас в один день из жизни монастыря, покажет, по какому распорядку живут монахи, во сколько встают, чем занимаются, что едят, как поддерживают здоровье тела и духа и как обучаются.

Распорядок дня

Жизнь в монастыре нельзя назвать легкой. Это постоянная работа: над собой, собственным телом, умом, духом, работа на сельскохозяйственных угодьях, чтобы прокормить себя, в учебных классах, в свое личное время.

Тут нет места развлечениям, увеселениям, привязанностям. Здесь неважно, кто твои родители и какой у тебя был социальный статус.

Из личных вещей – только предметы гигиены, одежда, одинаковая для всех, и стопка книг. Из связи с внешним миром – машина, которая пару раз в неделю доставляет продукты.

Но именно такой отрешенный, уединенный, скромный, даже аскетичный образ жизни делает монахов настолько сильными. Они знают, что все зависит от распорядка дня, от привычек, которые нами иногда могут управлять. Именно поэтому монахи беспрестанно воспитывают в себе положительные качества, силу воли, чистоту мысли, крепость духа.

Режим дня в монастыре строгий, цикличный, и может показаться, что каждый день похож на предыдущий. Но это не совсем так: каждый день – борьба, самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование.

Основа всего – качественный сон. Ламы стараются высыпаться, при этом практикуют ранний отход ко сну и ранний подъем. Утро начинается с первыми лучами солнца.


В каждом монастыре могут быть свои распорядки, но примерный ежедневный режим монахов следующий:

  • 6.00 – подъем, восхождение на вершину горы или склона, групповая утренняя гимнастика, закаливание, солнечные ванны, медитация;
  • 7.00 – завтрак;
  • 7.30 – чтение мантр, медитация;
  • 9.00 – учеба, дебаты с однокурсниками;
  • 11.00 – обед;
  • 12.00 – выполнение общемонастырских работ (уборка, стирка, приготовление еды), обучение, изучение философии, медицины, буддийских текстов, иногда – боевых искусств, физические упражнения;
  • 17.00 – ужин;
  • 18.00 – обучение, дебаты, диспуты на философские темы;
  • 23.00 – отбой.


Важно, что быт монастыря монахи устраивают сами, поэтому каждый день они, кроме физических, духовных практик и учебных занятий, занимаются также хозяйственными делами. Например, убирают в кельях, аудиториях, во дворе, возделывают сельскохозяйственные угодья, дежурят по кухне.

Здоровье тела

Оздоровление тела начинается с самого утра, с первым глотком свежего горного воздуха, который насыщает весь организм необходимым ему кислородом. Сразу после пробуждения монахи отправляются на открытую местность, чаще всего на верхушку холма, где занимаются физическими упражнениями.

Самый распространенный комплекс утренних упражнений – комплекс йоги Сурьянамаскар, который так и переводится – «приветствие Солнцу». Светило насыщает человека положительной энергией ци, пробуждает все внутренние функции организма.

Гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и заканчивается медитативными практиками. Сложность и продолжительность варьируется от каждого монастыря и уровня подготовки послушников.


Кроме того, монахи закаливаются, обливаясь холодной водой или обтираясь снегом, если монастырь находится на вершине заснеженного горного пика. Закаливание повышает иммунитет, укрепляя здоровье в целом.

Затем следуют солнечные ванны, которые длятся не менее 10-15 минут. Кроме мощного заряда энергии, которое дарит солнце, оно становится хорошей профилактикой кожных заболеваний. В течение всего дня монахи часто продолжают физические и дыхательные практики.

Питание

Другой секрет здоровья лам заключается в том, что и как они едят. Трапеза в монастыре – это не шумное застолье и повод посплетничать. Обычно приемы пищи здесь проходят в неторопливой тишине, в добром расположении духа, сопровождаемые молитвами.

Что касается еды, то они считают, что главная ошибка здесь может заключаться в переедании, которое влечет за собой лень, апатию, а с ними недуги, ожирение. Монахи употребляют питательные блюда, которые способны насытить их для выполнения физического труда, но при этом выходят из-за стола с чувством легкого голода.


Некоторые послушники являются вегетарианцами, однако обычно едят яйца. Но даже те, кто употребляет мясо и рыбу, придерживаются принципов раздельного питания: продукты, насыщенные белками, не могут подаваться вместе с углеводной пищей, а за одну трапезу лучше съедать единственное блюдо.

Интересно, что т ибетцы обычно не употребляют кофе, зато их излюбленный напиток – часуйма. Это смесь чая пуэр, молока, маслаи изрядно количества соли.

Спокойствие ума

Вывести тибетского монаха из равновесия – непосильная задача для любого. Они немногословны, даже между собой не ведут долгих диалогов и задушевных бесед. При этом словно вся энергия направлена на внутреннее созерцание и успокоение ума.

Такое состояние достигается путем долгих тренировок, медитаций. Но есть одно универсальное вспомогательное средство – звук.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть здоровье, бодрость, гармония тела и духа не покидают вас.

Подписывайтесь на наш блог, и мы будем присылать вам новые интересные статьи на почту.

До скорых встреч!