ЛФК при ДЦП: виды упражнений, пошаговая инструкция их выполнения, расписание программы тренировок, расчет нагрузок для людей с ДЦП и необходимое спортивное оборудование. ЛФК при ДЦП: основные принципы лечебной гимнастики Гимнастика при дцп упражнения

ЛФК при параличе.

Паралич - это утрата или нарушение движений в одной или нескольких частях тела, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, а также проводящих путей центральной или переферической нервной системы.
Паралич не является отдельным заболеванием и не возникает по причине какого-то одного фактора, он является симптомом многих органических заболеваний нервной системы. Таким образом, любое повреждение нервной системы может стать причиной нарушения двигательной функции организма.
Причиной паралича могут стать: нарушения кровообращения, воспалительные процессы, травмы, опухоли нервной системы. Также особый вид паралича можно наблюдать при истерии.

Причины паралича.
Паралич следует отличать от двигательных расстройств, возникающих при воспалении мышц, поражении костно-суставного аппарата, которые механически ограничивают объём движений. Паралич может наблюдаться в одной мышце, одной конечности (моноплегия), в руке и ноге на одной стороне (гемиплегия), в обеих руках или обеих ногах (параплегия) и др.
Травмы, рассеянный склероз, инфекции, интоксикации, метаболические расстройства, нарушения питания, сосудистые поражения, злокачественные новообразования, врожденные или наследственные факторы - все это относится к органическим причинам паралича. Также паралич часто развивается при таких инфекционных болезнях, как сифилис, туберкулез, полиомиелит, вирусный энцефалит, менингит. Токсические или алиментарные причины включают болезнь бери-бери (дефицит витамина В1), пеллагру (дефицит никотиновой кислоты), алкогольный неврит, отравление тяжелыми металлами (в частности свинцом). Врожденные, наследственные и дегенеративные заболевания центральной нервной системы тоже, как правило, сопровождаются нарушением движений.
Также паралич может произойти вследствие родовой травмы - это и паралич вследствие поражения плечевого сплетения. Помимо этого, ряд заболеваний неизвестной этиологии (к примеру, рассеянный склероз) характеризуется двигательными нарушениями различной степени. Такие же последствия могут иметь и травмы, такие, как ранения и переломы, если они связаны с повреждением двигательных проводящих путей или непосредственно двигательных центров. Надо сказать, что во многих случаях паралич имеет психогенную природу и бывает проявлением истерии - таким больным может помочь лечение у психиат ра.
Многообразие причинных факторов не может не отражаться на патоморфологических изменениях, которые в свою очередь могут иметь самые разные характер и локализацию. Такие патологические изменения нервной ткани, как разрушение, дегенерация, воспаление, образование очагов (бляшек), склероз, демиелинизация – являются наиболее типичными вариантами, выявляющимися при параличе. С анатомической точки зрения различают параличи, вызванные поражением центральной нервной системы (головного или спинного мозга)- спастический паралич, и параличи, связанные с поражением периферических нервов (вялый паралич). Первые в свою очередь делятся на церебральный и спинальный типы. Параличи церебрального типа могут иметь корковое, подкорковое, капсулярное или бульбарное происхождение. Параличи спинального типа являются следствием заболеваний, поражающих центральные и/или периферические двигательные нейроны. Периферические параличи могут возникать при поражении нервных корешков, сплетений, нервов или мышц.
Для центрального паралича характерно не полное выпадение двигательных функций, а их диссоциация - утрата одних и усиление других. При центральном параличе обычно страдает двигательная функция организма в целом, но не отдельных мышц. Парализованные мышцы спастичны (судорожно напряжены), но не подвергаются атрофии (она может быть лишь следствием бездействия), и в них отсутствуют электрофизиологические признаки перерождения. В парализованных конечностях сохранены или усилены глубокие сухожильные рефлексы, часто выявляются клонусы (быстрые спастические сокращения). Брюшные рефлексы на парализованной стороне снижены или отсутствуют. При параличе нижних конечностей наблюдается такой признак повреждения головного или спинного мозга, как рефлекс Бабинского (тыльное сгибание большого пальца стопы в ответ на раздражение наружного края подошвы).
При периферическом параличе наблюдается полное отсутствие движений, вместо повышения мышечного тонуса происходит его снижение. Поражаются отдельные мышцы, в которых выявляются атрофия и электрофизиологическая реакция перерождения. В парализованной конечности глубокие рефлексы снижаются или совсем выпадают, клонусы отсутствуют. Брюшные рефлексы сохранены, не вызывается и рефлекс Бабинского. Также при поражении периферического нерва или сплетения, которые содержат как двигательные, так и чувствительные волокна, выявляются и расстройства чувствительности.
Главная причина параличей центрального типа - это инсульт . Поэтому лечение инсульта будет одновременно являться и лечением паралича. Надо заметить, что плотность нервных проводников в различных участках головного мозга неодинакова: где-то они предельно сконцентрированы, а где-то их плотность достаточно мала. Поэтому нередки случаи, когда дефект мозговой ткани значительных размеров приводит к небольшим двигательным расстройствам (параличам и парезам), а небольшой дефект служит причиной глубокой инвалидизации человека. Во внутренней капсуле содержатся в концентрированном виде все двигательные проводники и поражение этой капсулы приводит к параличу всей противоположной половины тела.
Паралич может проявляться в виде отсутствия или нарушения спонтанных движений или снижения мышечной силы, которое выявляется при осмотре. Также паралич характеризуется невозможностью выполнять движение против сопротивления врача или длительно удерживать определенную позу, сопротивляясь силе тяжести, например вытянутые руки или поднятые ноги (проба Барре).
В результате поражения подкорковых структур мозга возникает экстрапирамидный паралич, исчезают содружественные и автоматизированные движения, двигательная инициатива отсутствует (акинез). Тонус мышц характеризуется пластичностью - конечность удерживается в пассивно приданном ей положении.
Диагностика паралича включает в себя осмотр невролога, рентген, миографию, неросонографию. Также проводится проверка рефлексов с нижних конечностей: коленный рефлекс, ахиллов рефлекс, прием Ендрашека, подошвенный рефлекс.
Что касается лечения паралича, то прежде чем его рассматривать, необходимо подчеркнуть тот факт, что параличи не являются самостоятельными заболеваниями, это отражение других болезней и патологических процессов. Поэтому лечение должно прежде всего причинным, то есть должно быть направлено против основного заболевания: сшивание периферического нерва при его травматическом повреждении, восстановительная терапия при инсульте, оперативное удаление опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но наряду с причинной терапией необходимо проведение и симптоматической терапии, так как это является существенным дополнительным и необходимым профилактическим мероприятием, потому что без движения мышечная ткань атрофируется. Применяют специальные методы восстановления функций конечности, такие, как массаж при параличе, ЛФК при параличе, лечебная гимнастика при параличе и др.

Главенствующую роль при симптоматическом лечении играет лечебная физкультура , которая способствует восстановлению движения и предупреждает появление контрактур и деформаций.
Комплекс ЛФК при параличе состоит из следующих элементов:
- укладывание парализованной конечности в правильное положение
- массаж
- пассивные движения
- активные движения.

При центральном параличе конечностям необходимо придавать специальное положение, которое препятствует образованию контрактур. Начиная со второй недели больному назначают массаж. Мышцы с повышенным тонусом, слегка поглаживают. Остальные же мышцы массируются обычными приемами, конечно же, при этом необходимо учитывать состояние парализованного. Совместно с этими мероприятиями проводится лечебная гимнастика , которая должна включать активные и пассивные упражнения при параличе.
Пассивные движения следует начинать в зависимости от состояния больного, лучше в конце первой недели. Вначале упражнения ограничиваются несколькими минутами. Упражнения производятся в медленном темпе и в полном объеме во всех суставах парализованных конечностей. С помощью этих упражнений стараются также предотвратить неправильные положения конечностей - чрезмерное сгибание, приведение или разгибание.

Лечебная гимнастика при центральных параличах:
1. Пассивные движения плеча
2. Пассивное отведение плеча вперед, вверх и в сторону
3. Разгибание руки в локтевом суставе с отведением выпрямленной руки в сторону
4. Разгибание локтевого сустава в положении супинации и ротации плеча кнаружи
5. Супинация и пронация предплечья
6. Вращение бедра в тазобедренном суставе
7. Приведение и отведение бедра
8. Сгибание коленного сустава при разогнутом бедре лежа на боку
9. Пассивное сгибание и разгибание ноги в коленном суставе
10. Пассивные движения в голеностопном суставе
11. Удержание пораженной кисти в приданном ей положении
12. Удержание пораженной стопы в приданном ей положении
13. Облегченное поднимание и опускание пораженной руки здоровой рукой при помощи шнура и блока (упражнение можно сочетать с отведением и приведением руки в приподнятом положении)
14. Облегченное поднимание и опускание пораженной ноги рукой при помощи шнура и блока


Что касается активных упражнений, то их выбор в каждом отдельном случае зависит от группы пораженных мышц.
Начиная со 2 – 3-й недели (для слабых и пожилых больных это должно быть произведено более постепенно) больного нужно переводить в полусидячее положение на 1–2 часа в день.
К концу 3 – 4-й недели большую часть дня можно проводить в удобном кресле.
При обучении ходьбе необходимо в первую очередь научить больного наступать на парализованную ногу. При этом нужно обращать внимание на исправление ненормального положения сгибателей и мышц, поворачивающих ногу к наружи.
При ходьбе необходимо высоко поднимать парализованную ногу за счет мышц таза, чтобы не задевать носком пол. Вначале больной может ходить с посторонней помощью, а затем - опираясь на палку.

При периферических параличах в первые дни конечностям и туловищу также придают положение, которое в дальнейшем препятствует развитию контрактур. Возможно немного раньше начинают массаж, который также должен носить избирательный характер. Паретичные мышцы массируются всеми приемами, тогда как мышцы-антагонисты лишь поглаживают. Одновременно с массажем начинают выполнять пассивные движения. При появлении движений постепенно добавляются активные упражнения. Очень полезна гимнастика в бассейне, а также в ванне с теплой водой.

Медикаментозное лечение проводится по назначению и под наблюдением врача-невропатолога. Из лекарственных средств при параличах применяют: прозерин, дибазол, внутримышечные инъекции тиамина хлорида. При параличах с повышением тонуса мышц – мелликтин.

Надо отметить, что сейчас в западной медицине набирает обороты следующий метод лечения паралича: путём мобилизации внутренней воли пациента, с помощью зеркала или видеороликов пациенту проводят "зеркальную терапию" , которая состоит в том, что перед пациентом, страдающим частичным или полным параличом одной из рук, ставится зеркало ребром к вертикальной оси туловища, а отражающей поверхностью в сторону здоровой руки. Пациент смотрит в зеркало в сторону своей больной руки, а видит в нём свою здоровую руку. В таком положении по команде врача больной старается выполнить синхронные движения обоими руками. В том случае, если пациент страдает полным и частичным параличом, врач, стоящий за зеркалом, помогает параличной руке исполнять синхронные движения по отношению к здоровой руке. Таким образом, у пациента создаётся иллюзия здоровой руки, и это помогает ему активизировать свои внутренние силы на управление больной рукой.
Другой подобный метод состоит из просмотра видеороликов, на котором записаны движения рук больного перед зеркалом, которое располагается так же как и в опыте, описанном выше. При просмотре такого видеоролика, благодаря здоровой зеркальной руке, у больного создаётся впечатление синхронного движения обеих рук. Пациент смотрит на себя в `телевизоре как бы со стороны, и пробует представить, что его обе руки здоровы. После просмотра видеоролика пациент пытается повторить увиденные в телевизоре собственные движения. Потом опять смотрит ролик, и снова пытается проделать увиденные движения. То есть, в данном случае, как и в "зеркальном методе", врачи пытаются мобилизовать силу самовнушения пациента - самогипноз. А самогипноз является очень действенным методом при лечении паралича. Главное - верить в свои силы, работать над собой и тогда, рано или поздно, выздоровление все-таки наступит.

Под термином «детский церебральный паралич» принято понимать целую группу заболеваний.

При перинатальном повреждении некоторые мышцы подвергаются спазму, в результате чего ребенок теряет способность сидеть и ходить. При нарушении корковых структур у многих детей возникают проблемы с умственным развитием.

Чтобы было эффективным, оно обязательно должно носить комплексный характер. При занятии лечебной гимнастикой мозг как бы обучается правильному движению мышц тела и конечностей, что в итоге заставляет его наладить регуляцию этого процесса.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Важность физической нагрузки

Лечебная гимнастика при таком диагнозе имеет очень большое значение, ведь она помогает решить такие задачи:

  • производит общеукрепляющее и оздоровительное действие на организм, что помогает восстановить его работоспособность;
  • нормализует кровообращение и обмен веществ в районе поражения, что позволяет полностью или частично справиться с обменными и нервно-сосудистыми нарушениями;
  • предотвращает появление спаек между нервными оболочками и близлежащими тканями;
  • если спайки уже имеются, благодаря специальным упражнениям удается сформировать заместительную приспособленность нормальных тканей к подобным образованиям;
  • укрепляет слабую мышечную ткань;
  • развивает координацию движений;
  • помогает справиться с сопутствующими патологиями – к примеру, искривлением и нарушением подвижности позвоночника.

Конечно же, не существует методов лечения, которые помогают восстановить нарушения мозга. Но если заниматься в соответствии с правильно составленной программой, неповрежденная нервная система имеет возможность выполнять свои функции.

Программы по ЛФК являются очень важной частью комплексной реабилитации таких детей. Специалист должен детально проанализировать состояние каждого ребенка и на основании этого подобрать комплекс, который поможет стимулировать его двигательную активность.

У детей с таким диагнозом присутствует недостаток силы восприятия. Чтобы справиться с данной проблемой, нужно выполнять специальные упражнения. В таком случае в программу тренировок включают движения, которые помогают развивать тактильные и зрительные ощущения.

Также задачей лечебной гимнастики является снижение примитивных рефлексов, формирование способности поддерживать свое тело. Немаловажное значение имеет также повышение двигательной силы и реализация ритмических движений.

Примеры упражнений ЛФК при ДЦП

В скором времени после определения диагноза врачи рекомендуют начинать курс физических упражнений. При этом важно, чтобы у ребенка не было судорог, а показатели находились в пределах нормы.

Врачи-реабилитологи и неврологи подбирают упражнения, которые направлены на:

  • предотвращение слабости мышц, которые не могут работать по причине болезни;
  • профилактику повреждения неработающей мышечной ткани;
  • снижение мышечного напряжения – это делается для того, чтобы предотвратить развитие контрактуры, при которой мышцы фиксируются в аномальном положении.

Тренировки должны проводиться каждый день, причем нагрузки следует наращивать постепенно. Врач-реабилитог обязательно должен контролировать состояние ребенка.

Комплекс упражнений ЛФК при ДЦП включает следующие составляющие:

  • терапия положением – при этом конечности фиксируются в специальных шинах или лонгетах;
  • растягивание мышц – заключается в раскачивании конечностей во всех суставах, причем амплитуда должна понемногу возрастать;
  • расслабление мышц – при этом руки и ноги поочередно фиксируются, чтобы снизить количество непроизвольных движений и ослабить повышенный тонус;
  • ходьба;
  • упражнения при участии мышечных агонистов и антагонистов – предполагают сгибание и разгибание всех суставов, причем этот процесс сопровождается массажем мышц;
  • поднимание по наклонной поверхности при помощи инструктора – это позволяет тренировать мышечную ткань пресса и ног, а также помогает поддерживать равновесие;
  • упражнения на формирование выносливости.

Если у ребенка диагностирована спастическая диплегия, используют упражнения, которые сопровождаются непрерывным движением.

Если же у него присутствует астеническая форма заболевания, то все упражнения должны быть небольшими по времени. Кроме того, между ними обязательно следует делать перерывы. Атоническая форма требует выполнения упражнений для развития равновесия.

Поддержка двигательных функций

В этом случае выполняют такие упражнения:

Малыш должен сидеть на пятках
  • Необходимо встать перед ним и положить его руки на свои плечи.
  • Фиксируя малыша в районе таза, стимулировать его попытку встать на колени.
Ребенку необходимо встать на колени
  • Нужно поддерживать малыша под мышки и передвигать его в обе стороны.
  • Он должен научиться сам переносить вес тела на одну ногу.
  • При этом вторую конечность ребенок должен отрывать от пола, одновременно разводя руки в стороны.
Ребенку необходимо сесть на корточки
  • Нужно встать сзади и надавливать на колени.
  • Затем постепенно продвигать тело малыша вперед, чтобы его колени разогнулись.
Ребенку следует сесть на стул
  • Нужно встать лицом к малышу и своими ногами прижать его ноги к полу, а также взять за руки.
  • Тянуть руки вперед и вверх, чтобы заставить ребенка встать самостоятельно.
Ребенок должен встать и одну ногу поставить вперед По очереди следует толкать малыша в спину и грудь, чтобы научить его держать равновесие.
Ребенок должен встать Необходимо взять его за руку, тянуть и подталкивать в разные стороны, чтобы заставить его сделать шаг.
Ребенку необходимо лечь на спину и давить стопами на твердую поверхность Благодаря этому упражнению удастся улучшить опороспособность.

Суставы

Для нормализации работы суставов следует делать такие упражнения:

Ребенку нужно лечь на спину
  • Одну ногу малыша следует держать в положении разгибания, а вторую – постепенно сгибать в колене и тазобедренном суставе.
  • Если есть возможность, бедро стоит привести к животу, после чего медленно отвести его в сторону.
Малышу нужно лечь на бок и медленно отводить бедро Колено при этом должно быть согнуто.
Ребенок должен лечь на живот на край стола и свесить ноги вниз Он должен постепенно разгибать конечности.
Малыш должен лечь на спину Вначале согнуть колено, а затем максимально выпрямить ногу.
Ребенку нужно лечь на живот, а под грудью разместить валик Нужно приподнять его за выпрямленные руки и, делая небольшие рывки, выполнять пружинящие движения разгибательного характера верхней области тела.
Ребенку необходимо лечь на спину
  • Руку малыша следует сгибать таким образом, чтобы его лицо было развернуто в направлении этой конечности.
  • Затем выполнить сгибание, развернув голову в другую сторону.

Мышцы живота

Для укрепления мышечной ткани живота полезны такие упражнении:

Чтобы закрепить полученные результаты, обязательно нужно делать упражнения на растяжку:

Ребенок должен сесть на пол и вытянуть ноги вперед, чтобы туловище было расположено под прямым углом
  • Руки следует расположить перед собой и выполнить вдох. На выдохе тело нужно согнуть вперед таким образом, чтобы ладони достали пальцев ног. Туловище следует наклонять все больше, чтобы лоб коснулся ног.
  • С помощью данного упражнения можно сделать позвоночник более гибким и справиться с ригидностью мышц спины. Также благодаря этому удастся нормализовать кровообращение и работу спинно-мозговых нервов.
Ребенок должен лечь на спину и вытянуть руки вдоль тела
  • Затем следует опираться на ладони и постепенно поднимать вверх грудную клетку. Туловище от талии до стоп должно прикасаться к опоре.
  • Голову следует запрокинуть назад, а ноги должны стоять вместе. Важно следить за дыханием – оно должно быть глубоким и медленным.
  • Благодаря этому на протяжении позвоночника удается повысить тонус мышечной ткани и связочного аппарата. Также существенно улучшается работа нервных стволов и сосудов.
Ребенок должен лечь на спину, ноги поставить вместе
  • Прямые ноги следует поднять над головой, руки положить на пол, при этом колени сгибать не нужно. Малыш должен попытаться дотянуться кончиками пальцев до пола над головой. После чего можно медленно возвратиться в исходное положение.
  • Такое упражнение полезно выполнять не только для спинного мозга и позвоночника – оно отлично прорабатывает мышцы конечностей.
Ребенок должен сесть на пол и согнуть правую ногу, чтобы пяткой достать до левого бедра
  • Затем левую стопу следует поместить на пол с правой стороны правого колена, а правую руку перевести вокруг левого колена и зафиксировать ею стопу левой ноги. Затем левую руку расположить за спиной в направлении правой части талии.
  • Голову при этом следует развернуть влево и наклонить так, чтобы достать до левого плеча подбородком. Важно следить, чтобы правое колено не отрывалось от пола.
  • С помощью этого упражнения можно исправить дефекты спины. Малышам следует выполнять его при участии взрослых, которые помогают фиксировать первоначальную позу.

Мышцы туловища и шеи

Чтобы укрепить мышечную ткань шеи и тела, следует делать такие упражнения:

Ребенок должен лечь на спину
  • Нужно придерживать тело малыша с двух сторон и аккуратно раскачивать его туловище из стороны в сторону.
  • Важно следить, чтобы ребенок не сопротивлялся.
  • После этого, держа голову малыша, аккуратно покачивать ее, сменяя покачивания поворотами головы.
Ребенок должен лечь на правый бок, правую руку расположить под головой, а левую вытянуть вдоль тела
  • Затем следует мягко подтолкнуть малыша, чтобы он упал на живот или на спину.
  • При этом важно, чтобы он удерживал первоначальное положение, а расслаблять мышцы и падать можно только по сигналу.
Ребенок должен сесть в кресло, руки положить на подлокотники, голову опустить на грудь
  • С помощью взрослого нужно выполнять пассивные наклоны и повороты головы, сгибать и разгибать шею.
  • При этом малыш не должен оказывать сопротивление.

Важно, чтобы ребенок фиксировал голову при выполнении пассивных движений, после чего активно расслаблял мышцы, чтобы голова как бы падала на грудь.

Коррекция дыхания

Чтобы наладить процесс дыхания, нужно делать такие упражнения:

  1. Ребенку следует показать, как глубоко вдыхать и выдыхать через нос и рот, после чего предложить ему выдохнуть на свою ладонь или тонкий лист бумаги. Также очень полезно пускать мыльные пузыри или надувать игрушки.
  2. Чтобы улучшить работу органов дыхания, следует научить малыша на выдохе говорить звуки с разной громкостью. Отлично помогает пение, игра на губной гармошке, свист.
  3. Ребенок должен делать вдох на счет «1, 2, 3» и поднимать руки вверх. После чего выдыхать на счет «4, 5, 6» и опускать при этом руки. Также можно опускать голову в воду и делать выдох.

Мимика

Детям с таким диагнозом очень важно научиться распознавать чувства других людей. Благодаря этому удастся правильно реагировать на отрицательные эмоции, что обеспечит душевный комфорт и физическое здоровье.

Необходимо научить малыша имитировать разные эмоции, чтобы впоследствии иметь возможность различать их в повседневной жизни.

С помощью мимических мышц он должен выполнять разрядку эмоций. Это основная задача занятий психогимнастикой.

Эмоции

Чтобы тренировать эмоции, выполняют такие упражнения:

Интерес, внимание Нужно показать малышу, как подслушивает лиса или принюхивается собака, после чего попросить повторить его увиденное.
Страдание Показать малышу, как болит живот или плачет грудной малыш. Затем можно попросить его повторить.
Гнев Попросить малыша показать, как сердится мама или папа.
Отвращение Попросить ребенка представить, что ему нужно выпить соленую воду.
Радость, удовольствие Нужно попросить малыша показать, как ведет себя кошка, когда ее гладят. Также стоит попросить улыбнуться, представив, что пришел Дед Мороз и принес конфеты.
Страх Попросить малыша представить, как зайчик потерял свой домик.
Вина и стыд Предложить ребенку вспомнить, как он потерял любимую вещь мамы, и попросить прощения.

В бассейне

Водные процедуры можно применять для физического восстановления детей с этим диагнозом. Всем известно, что вода способствует прекрасному расслаблению мускулатуры, помогает стабилизировать тонус мышц, наполняет энергией. Благодаря таким занятиям можно ослабить действие стрессовых ситуаций и справиться с депрессией.

Особого эффекта можно добиться при сочетании лечебной гимнастики и пребывания в воде. Этот метод называют гидрокинезотерапией. Она включает выполнение определенных упражнений в воде, занятия игровыми видами спорта, подводный массаж.

Отличных результатов можно добиться при плавании малыша в дельфинарии, ведь дельфины оказывают выраженное лечебное воздействие на таких детей.

Реабилитация

Чтобы реабилитация детей с этим диагнозом проходила максимально успешно, родителям обязательно следует использовать специальные тренажеры. Даже если у малыша спастический синдром конечностей выражен не очень сильно, его коррекции следует уделить пристальное внимание.

Чем раньше будет выявлена проблема и начата домашняя реабилитация, тем легче корректировать последствия ДЦП.

Помимо медикаментозной терапии, такие дети нуждаются в выполнении массажа и применении специальных тренажеров.

Первые тренажеры

Чтобы повысить эффективность , нужно приобрести малышу специальные тренажеры:

Коврик с бугристой поверхностью
  • Вначале ребенка нужно выкладывать по несколько минут на спину и живот. На нем же можно делать массаж конечностей – для этого следует опирать пятки малыша на поверхность или помогать ему трогать бугорки руками.
  • Обычные коврики в виде пятки, оснащенной пластиковыми шипами, тоже прекрасно подойдут таким деткам. Подобные приспособления достаточно положить около кроватки малыша и каждое утро нужно предлагать ребенку ходить по ним.
  • Положительный эффект от такой тренировки очевиден – в пятке человека находится довольно много нервных окончаний. Кроме того, она нормализует кровообращение в ногах.
  • Чтобы гармонизировать физическое и интеллектуальное развитие, маме можно сделать разноцветный чехол на коврик для массажа. На нем могут быть изображены красивые узоры и картинки. Благодаря этому удастся не только оздоровить малыша, но и вызвать у него познавательный интерес.
Эспандер
  • Для малышей можно сделать погремушку из плотного материала. Ее можно наполнить гречкой или рисом.
  • Такой тренажер поможет развивать хватательный рефлекс и устранять спастику пальцев.
Прыгунки и ходунки
  • Немаловажное значение для восстановления ребенка является применение прыгунков и ходунков. При этом необходимо помнить о прочности материалов и устойчивости всех приспособлений. Поскольку малыши с ДЦП имеют слабую координацию движений, пластмассовые неустойчивые ходунки могут быть опасны.
  • Прыгунки для детей с таким диагнозом должны быть оснащены ортопедической вставкой, креплением к стене и прочными фастексами.
  • При этом стоит учитывать, что применение прыгунков и ходунков для таких детей является неоднозначным вопросом. Некоторые врачи считают, что малышу будет достаточно тренажеров на опору и толкание.
  • Это связано с тем, что умения, которые приобретает ребенок с помощью ходунков, сильно отличаются от нормы, поэтому может возникнуть потребность в переучивании малыша. Однако окончательное решение должны принимать родители.

Спортивные и в быту

Немаловажное значение для восстановления детей с ДЦП имеет бассейн, наполненный пластиковыми шарами. Специалисты советуют в качестве основания использовать исключительно твердые материалы. Важно учитывать, что надувные варианты или палатки категорически не подходят.

Отличным решением станет каркас, сделанный из листа ДСП, который нужно обшить синтепоном и тканью. Роль основания может выполнять массажный коврик с бугорками.

Все тренажеры, которые нужны для восстановления нарушенных функций, можно сделать самостоятельно. К примеру, к потолку вполне можно подвесить резинку, которая поможет развивать силу и координацию движений. Также она может выполнять роль фиксатора вертикального хождения.

Отдельного внимания заслуживают личные тренажеры, которые содержат растяжки, туторки, ортопедическую обувь и поддержки в вертикальном положении. Такие приспособления делают индивидуально в ортопедических мастерских на основании предписания лечащего врача.

Чтобы отрабатывать тактильную активность пальцев рук, отлично подойдут рельефные картины. Отличным вариантом станут деревянные игрушки или шершавые обои. Чтобы тренировать начальные функции ходьбы, можно использовать тематические ковры и специальные массажные дорожки.

Очень важно поддерживать интерес малыша к занятиям. Поэтому процесс тренировок стоит преподносить в виде игры.

Если у ребенка что-то не получается или он чувствует боль, есть риск, что он откажется прилагать усилия. Родителям очень важно уговорить малыша продолжить занятие.

Чтобы обеспечить нормальную координацию движений, следует использовать комфортную мебель с различными выемками и прихватками.

Шведская стенка и тренажер Гросса

Тренажер Гросса
  • Система, которая обеспечивает органическую поддержку при выполнении различных упражнений. В этом приспособлении нельзя упасть или принять неправильное положение. Поскольку тренажер обеспечивает надежную фиксацию, есть возможность корректировать искривления позвоночника и таза малыша.
  • Благодаря данному приспособлению ребенок может учиться ходить, делать специальные упражнения и даже кататься на велосипеде. Мягкий шлем защищает голову от ударов, а конструкция способствует развитию опорно-двигательной системы. Без этого сложно представить полноценное интеллектуальное развитие малыша.
  • Тренажер Гросса вполне можно применять в процессе тренировок на кольцах. Он используется для страховки и обеспечивает нормальное положение позвоночника.
  • Также с его помощью можно учить малыша сидеть или ползать. Он позволяет заниматься гимнастикой на специальных приспособлениях.
Шведская стенка
  • Подобные тренажеры могут быть деревянными или металлическими. Их оснащают подвесными лестницами, кольцами, системой противовесом.
  • Детям с таким диагнозом очень важно заниматься на таких тренажерах, поскольку они способствуют развитию координации движений, помогают справиться со спастическими явлениями и последствиями парезов.

ЛФК – одно из эффективнейших методов физиотерапии, целью которой является правильное распределение и перенаправление собственных сил организма, которые порой оказываются намного сильнее любых лекарств.

ЛФК — комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленным на восстановление физической активности и адаптацию к жизни в современном мире.

Применяется при многих заболеваниях помимо ДЦП и прекрасно себя зарекомендовала как метод возвращения к жизни людей практически лишённых возможности нормально двигаться. Физические упражнения – это не только гимнастика, но также различные тренировки, помогающие восстановить работу нервной системы при ДЦП.

ДЦП – детский церебральный паралич, очень распространенное в современном мире детское заболевание, которое в общих чертах можно охарактеризовать как хроническую совокупность нарушений двигательной активности, сопровождающаяся до 30% случаев умственной отсталостью различной степени, по причине негативных изменений в деятельности нервной системы, обеспечивающей не только работу мышц и логического мышления, но и всех органов человека.

Чаще всего детский церебральный паралич вызван травмами органов центральной нервной системы и подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за работу внутренних органов и двигательную активность человека. В случае каких-либо повреждений отделов, отвечающих за мышление, развивается умственная отсталость, однако, чаще всего дети с ДЦП отстают в развитии по причине физической неспособности познавать окружающий мир и общаться с другими людьми так же как их сверстники.

Это заболевание практически всегда развивается в период внутриутробного развития или при осложнённых родах, намного реже встречается в более позднем возрасте.

Впервые заболеть может даже подросток или совсем взрослый человек по причине травм органов центральной нервной системы или её заболеваний воспалительного, онкологического и другого характера.

Насчитывается до четырёхсот причин, которые могут повлечь развитие церебрального паралича у детей, но результат чаще всего один – невозможность управлять своим телом из-за неправильных сигналов головного мозга либо их искажения по пути следования к мышцам. Это выражено в параличе, слишком слабом или слишком сильном мышечном тонусе, нескоординированности движений или непроизвольных мышечных сокращениях, которые вызывают непроизвольные нервные импульсы от пострадавших нейронов.

Польза ЛФК при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП проводится с целью научения ребёнка пользоваться своим телом и координировать двигательные сигналы к мышцам в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как врождённые двигательные рефлексы, которыми пользуются все остальные люди, дали сбой.

Также регулярная тренировка позволяет бороться с неправильным тонусом мышц, что особенно эффективно работает в случае парезов (полупараличей, когда мышцы не парализованы до конца, но сокращаются очень слабо из-за слабости нервных импульсов, и от этого начинают потихоньку слабеть и атрофироваться).

Самая главная польза ЛФК для детей с ДЦП - частичное восстановление нервной системы, которая у ребёнка ещё достаточно гибкая и в какой-то мере способна меняться, восстанавливаться и даже перестраиваться под внешним воздействием.

Чем раньше будет начат комплекс физической реабилитации при помощи лечебной физкультуры и чем качественнее, ответственнее, интенсивнее будут занятия, тем в большей степени ребёнок сможет компенсировать свой физический недостаток и быстрее научиться, не только пользоваться своим телом или самостоятельно себя обслуживать, но также сможет в той или иной мере жить активной жизнью сначала подростка, а потом молодого человека.

Разновидности ЛФК

Комплекс упражнений для детей с ДЦП подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных двигательных нарушений у ребёнка, хотя есть несколько методик, которые подходят абсолютно всем, в том числе людям, которым нужна физическая реабилитация не от ДЦП, а после какой-либо другой травмы или тяжёлого заболевания.

ЛФК при ДЦП насчитывает много разновидностей различных методик, которые можно применять как по отдельности, так и все сразу, что только повысит их пользу, при условии соблюдения меры для каждого отдельного ребёнка, конечно. Всё многообразие методик можно разделить на несколько основных групп, которые применяются чаще всего:

  • Гидрореабилитация.
  • Гимнастика.
  • Рефлексотерапия в составе ЛФК.
  • Зоотерапия в составе ЛФК, особенно дельфинотерапия или иппотерапия.
  • ЛФК для детей до года.

Зоотерапия

Зоотерапия представляет собой физические занятия, совмещённые с общением с животными. Такой метод проведения показывает большую эффективность, так как дети с большим удовольствием и выносливостью выполняют то, что им интересно. Животные побуждают детей, так или иначе, активнее двигаться, дольше заниматься, кроме того, зоотерапия поднимает настроение, делает жизнь больного ребёнка несколько ярче, интереснее, пробуждая к ней интерес, что особенно важно, потому что при ДЦП больные люди любого возраста, а особенно дети, испытывают сильнейшее давление общества, что выливается в различные психологические травмы и синдромы, негативно отражающиеся на без того поражённой центральной системе, которые способны перерасти даже в психические заболевания, так часто развивающиеся у тяжелобольных людей.

Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.

Гидрореабилитация

Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.

Гимнастика

Гимнастика является самым простым в осуществлении методом восстановительной терапии, но между тем не самым последним. При помощи гимнастики направлено разрабатываю определённые группы мышц, оттачиваются необходимые в повседневной жизни движения, в том числе ходьба, а также происходит адаптация к окружающему миру.

Рефлексотерапия

Рефлексотерапия может применяться как отдельный медицинский метод терапии, так и в совокупности с упражнениями лечебной физкультуры. Основная цель этого метода – восстановление нервной системы с двигательной активностью при помощи воздействия на определённые точки организма, способного разбудить неработающие двигательные центры, усилить работу головного мозга, а также хотя бы частично восстановить основные двигательные рефлексы больного.

У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.

ЛФК для детей до года


Лечебная физкультура для детей до года - это целый отдел физиотерапии, куда входят всевозможные её виды: гимнастика, гимнастический массаж, гидротерапия, рефлексотерапия и войта-терапия, которые направлены на включение спонтанной моторики малыша, путём запуска определённых мышц, а также на недопущение деградации мышечного скелета и нарушения тех двигательных функций или рефлексов, которые пока работают, из-за неправильной работы отдельных частей организма.

Дети до года особенно пластичны и хорошо поддаются любому лечению, даже их нейроны пока ещё способны делиться, восстанавливая поражённые участки мозга, а как следствие – нарушенные функции. Основная задача ЛФК в этот период именно восстановление работы нервной системы, так как в более позднем возрасте, особенно после трёх - пяти лет, это будет в тысячи раз тяжелей, или будет носить скорее не восстановительный характер, а приспособительный для облегчения жизнедеятельности.

Как правильно выполнять ЛФК

Большая часть ЛФК разработана именно для родителей с детьми, так как совместное занятие восстановительной гимнастикой призвано не только научить ребёнка понимать своё тело, но и научить родителя понимать тело своего ребёнка, помогать малышу им управлять, познать амплитуду его физических возможностей, выявить конкретные потребности и научиться проводить непрерывные восстановительные процедуры в повседневной жизни.

Кроме того, присутствие родителей поднимает моральный дух малыша, делает его более стойким, побуждает стараться сильнее или утешает во время проведения особо изнуряющих упражнений либо после неудач.

Второе правило проведения ЛФК – золотая середина: с одной стороны, чем больше будет занятий, тем эффективнее они будут, попутно вырабатывая выносливость у ребёнка, но с другой – детям больным ДЦП нельзя переутомляться, даже если у них нет никаких сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии, так как перегрузка мышц или моральная перегрузка ведёт к перегрузке нервной системы, которую не следует травмировать ещё больше.

Третье правило – постоянная моральная поддержка, акцентирование внимания на успехах и повышения настроя, что крайне необходимо для больного ребёнка.

Терпение – самое главное, что необходимо родителям при проведении занятий по восстановлению. Нельзя требовать от ребёнка слишком много или ждать мгновенного результата, а тем более заострять внимание на неудачах или ругать за лень. Нужно стараться максимально заинтересовать малыша, чтобы он меньше уставал или страдал от своей неполноценности. Только положительное побуждение и поощрение успехов во время занятий или повседневных действий приведёт к положительному результату.

Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома

Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать. Также многие родители не хотели бы ограничиться только занятиями в бассейнах или спортзалах, желая продолжать заниматься с детьми дома.

Лечебная физкультура не такое сложное дело, так как ребёнок с ДЦП воспринимает даже обычные повседневные действия как здоровый человек занятия спортом. Большинство родителей больных деток совершают огромную ошибку, стараясь ограждать его от тяжёлых для него физических действий и помогать во всём: таким образом, заболевание только усугубляется. Ребёнок должен сам выполнять всё на что хотя бы мало-мальски способен физически. Пусть ему трудно или не получается, но так развиваются его мышцы, а также нервная система, а он сам учится ухаживать за собой, существовать в огромном мире, с которым он всё чаще и чаще будет сталкиваться один на один во время взросления.

Стоит запомнить, что задача родителя заботиться, чтобы ребёнок не пострадал морально или физически, а не полностью ограждать его от жизни или брать на себя всю работу по его обеспечению, ведь родители не вечны и лучше будет, если малыш будет с детства подготовлен к самостоятельной жизни.

Также как лечебная физкультура сойдут любые совместные физические занятия с детьми на природе или в бассейне.

Плавание является универсальным методом, которое можно осуществлять не только в бассейне, но и любом подходящем природном водоёме или даже обычной ванне, а также не требует специальных медицинских знаний или особых упражнений.

Проведение гимнастики можно осуществлять где и когда угодно. Можно использовать любые простые не перенапрягающие упражнения на все группы мышц, а также на отдельные, которые хуже всего работают у ребёнка. В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.

При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.

Заключение

Прогноз занятий лечебной физкультурой для детей с детским церебральным параличом весьма благоприятный. Они позволяют как минимум в два раза улучшить состояние ребёнка, а также сделать его способным выжить в мире и даже трудиться. Конечно, больные диагнозом ДЦП получают пособие по инвалидности, но никакая выплата крохотной пенсии не заменит ему возможности завести семью, получить моральное удовольствие от любимых занятий или быть активным членом общества.

Стоит повториться, что чем раньше начать занятия, тем они будут эффективнее, но, тем не менее, приступить к ним никогда не поздно, компенсируя упущенное время упорным трудом.

Врожденное заболевание ДЦП - это паралич центральной нервной системы, который может возникнуть у ребёнка из-за повреждения некоторых отделов мозга. Нарушение двигательных функций может начать прогрессировать в пренатальном или родовом периоде, а также в первые дни жизни. При ДЦП часто встречается спастический синдром - болезненное повышение тонуса мышц и сухожильных рефлексов. Снизить негативные последствия расстройства в домашних условиях можно с помощью гимнастических упражнений, рекомендованных при церебральном параличе.

Лечебный эффект упражнений

Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.

Лечебное воздействие ЛФК на организм:

  1. Укрепляет ткани и органы детского организма.
  2. Активизирует ослабленные мышцы.
  3. Улучшает осанку.
  4. Нормализует обмен веществ.
  5. Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
  6. Способствует общему оздоровлению.

При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:

  • выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
  • освоения несложной трудовой деятельности;
  • обслуживания себя без посторонней помощи.

Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.

Основные принципы методики

  1. В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
  2. Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
  3. Поэтапное увеличение физической нагрузки.
  4. Индивидуальный подход.
  5. Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.

Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.

Виды упражнений и особенности проведения занятий

Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:

  • расслабляющие;
  • способствующие улучшению динамики;
  • стимулирующие двигательную активность;
  • выполняемые лёжа;
  • выполняемые сидя;
  • имеющие игровую направленность.

Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими. На более слабую сторону даётся более значительная нагрузка. Приседания не должны выполняться глубоко, чаще всего они выполняются лишь на расстояние от колена до стопы (полуприсед).

Занятия для развития двигательного аппарата

При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей - тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.

Упражнения, улучшающие двигательную активность:

  1. Исходное положение - сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
  2. Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
  3. Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
  4. Исходное положение - стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
  5. Исходная позиция - стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.

Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.

Занятия для укрепления суставов

При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:

  1. Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
  2. Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
  3. Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
  4. Начальное положение - на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
  5. Начальная позиция - лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
  6. Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.

Укрепление мышц живота

В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:

  1. Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
  2. Исходное положение - лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
  3. Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

Улучшение растяжки

Занятия, повышающие растяжку и гибкость, помогают добиться следующих результатов:

  • снижается степень выраженности патологий спины позвоночника;
  • улучшается состояние спинного мозга и спинномозговых нервных окончаний;
  • укрепляются мышцы конечностей.

Сидя на полу, нужно выпрямить ноги, при этом тело должно образовывать с ними прямой угол. Вдыхая, следует вытянуть руки перед собой. Выдыхая, надо постараться нагнуться, чтобы дотянуться руками до пальцев ноги. Взрослый может помочь, опустив корпус ещё сильнее, чтобы лоб тоже коснулся ног.

Исходное положение - на животе, руки вытянуты вдоль тела. Делается упор на ладони, с постепенным подъёмом грудной клетки. Важно проследить, чтобы голова запрокидывалась назад, а дыхание было ровным.

Лёжа на спине, ноги, не сгибаясь в коленках, соединяются и поднимаются над головой. Нужно стараться достать пола над макушкой пальцами ног. Руки не должны быть оторваны от пола.

Из положения сидя на полу надо согнуть правую ногу, чтобы пятка доставала до левого бедра. Левая стопа должна находиться с правой стороны другого коленного сустава.

Правая рука переводится вокруг левого колена, ей нужно держать левую ногу. После выполнения этих действий левая рука убирается за спину к другой стороне талии. При этом голова поворачивается в левую сторону, делается наклон, чтобы дотронуться подбородком до левого плеча. Правое колено остаётся прижатым к полу.

Расслабляющие упражнения

Есть упражнения для верхних и нижних конечностей:

  1. Чтобы дать отдохнуть верхним конечностям, нужно лечь, затем голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать используя утяжелители, например, мешочки с песком.
  2. Свободная рука сгибается в локтевом суставе, предплечье держит взрослый, проводящий гимнастику. Рука должна фиксироваться до снижения тонуса мышц, после этого кисть встряхивается, затем её нужно поочерёдно сгибать, вращать и отводить в сторону.
  3. В позиции лёжа зафиксированные руки и ноги соприкасаются с животом. Взрослый держит голени, отводя ноги в тазобедренном суставе. После фиксирования одной ноги, следует совершать круговые движения, стараясь тянуть ногу. Ноги нужно чередовать.

Дыхательные упражнения

Выполнять все действия нужно лёжа на спине, некоторое время спустя садясь, потом переходить к позиции стоя. Гимнастика, корректирующая дыхание:

  1. Ребёнку нужно показать, как делается глубокий вдох и выдох носом и ртом. Можно надувать шарики, резиновые игрушки, мыльные пузыри.
  2. С разной громкостью произносятся различные гласные звуки. Можно чередовать с пением и игрой на духовых инструментах.
  3. На счёт раз руки тянутся вверх, делается вдох, на счёт два - руки вниз и выдох. Упражнение будет более сложным, если на выдохе голова будет погружаться в воду.

Игровые упражнения

Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению. Игровые элементы ЛФК:

Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, - ему помогают взрослые. Главная задача - разрушить башню.

Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки. На этот раз ребёнок лежит на гимнастическом коврике, взрослый кладёт на него примерно 6 подушек и объясняет, что на счёт три ему нужно освободиться.

Складной ножик. Исходное положение - поза эмбриона. Даётся команда: «нож раскрывается»: одновременно надо тянуть руки вверх, а ноги вниз, оставаясь на боку. Действие совершается в размеренном темпе. Потом «ножик» надо сложить. Не спеша, руки подтягиваются к груди, а ноги - к животу. «Ножик» сложен. Упражнение повторяется по три раза на каждом боку.

Колбаса. Начальная позиция - лёжа на спине. Взрослый аккуратно обхватывает щиколотки малыша и начинает медленно поворачивать ребенка в разные стороны. Постепенно темп ускоряется.

Лев на охоте. Хорошо подходит для групповых занятий. Дети сидят на пятках с упором на колени вокруг большого мягкого модуля (можно приобрести специальный или использовать в качестве «острова» гимнастические маты). Взрослый рассказывает небольшую историю про льва: «Жил на свете лев. Он был храбрым и ловким, а ещё ему нравилась охота. Он поджидал в добычу засаде, чтобы его никто не смог увидеть (дети должны, не напрягаясь, сгруппироваться, положив голову на ладони, прижатые к коленкам). Потом он тихо крался (показывают, как лев точит когти и вытягивает спину) и прыгал (поднимаются на руках, помогая себе ногами, и падают на мягкую поверхность)».

Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с такими детьми нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.

Люди ещё не нашли способ лечения, дарующий возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции, а также взять на себя часть функций поврежденных областей. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Одним из основных элементов практически любой программы лечения является лечебная физическая культура (ЛФК), и другие виды терапии, основанные на движении – кинезотерапия, Бобат-терапия, Войта-терапия и другие.

Как термин, ЛФК обозначает раздел медицины, который изучает лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры. Кроме того, ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, официально признанной во многих странах мира, в том числе и в России.

С другой стороны, это медицинская процедура, которая используется для восстановительной реабилитации и лечения больных и инвалидов, а также профилактики различных заболеваний. Главным средством ЛФК является физическая нагрузка в разных формах.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.


История лечебной физической культуры ​​​​

В древнем Китае ещё в глубокой древности - за несколько тысячелетий до нашей эры, физические упражнения использовались для укрепления здоровья. В те времена существовали врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, - поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.




ЛФК при ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

При занятиях ЛФК необходимо учитывать важное обстоятельство – дети с ДЦП, как правило, устают значительно быстрее, чем их здоровые сверстники. Поэтому важно чередовать упражнения с высокой и низкой нагрузкой, и давать небольшой отдых после процедуры. Не возбраняется после ЛФК отправить ребенка на массаж, или сделать его самостоятельно. Вообще, сочетание нескольких процедур (читайте – видов терапевтического воздействия) позволяет значительно повысить общую эффективность реабилитации.

Говоря об особенностях занятий ЛФК при ДЦП важно следовать следующим условиям:

  • Использовать индивидуальный подход
  • Соблюдать постоянство и систематичность
  • Постепенно и дозированно увеличивать нагрузку


Физическая нагрузка при занятиях ЛФК рассчитывается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Со временем, по мере развития костно-мышечной системы, она должна увеличиваться.

Если у больного гиперкинетическая форма церебрального паралича, то...

В этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам.

При атонически-астатической форме ДЦП...

При двойной гемиплегии...

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

Что касается спастической диплегии, то...

При этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития - высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Важно знать - при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо избегать некоторых ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы "забиваются", нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.Детям с ДЦП противопоказаны занятия на большинстве спортивных тренажёров, за исключением тех, которые были специально сконструированы для этих целей. К ним можно отнести, например, иппотренажёр или тренажёр «Мотомед».

Дети и подростки около школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки и навыки самообслуживания. Многие родители не осознают важность того, что в первую очередь необходимо учить ребенка обслуживать себя.




ЛФК при различных заболеваниях и параличах нервной системы ставит перед собой следующие задачи:

  • Оказание оздоровительного и общеукрепляющего влияния на организм
  • Улучшение кровообращения и обменных процессов в проблемных зонах
  • Улучшение и стимуляция обменных процессов в организме
  • Борьба с образованием спаек между оболочками нерва и окружающими тканями
  • Укрепление ослабленных мышц, увеличение диапазона движений и амплитуды, восстановление координации движений
  • Борьба с сопутствующими проблемами и нарушениями ДЦП – искривлением позвоночника, спастикой и многими другими.

Цель упражнений - снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения и развитие костно-мышечной системы.

  • Упражнения для развития чувствительности мышц ; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  • Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  • Упражнения на выносливость , для поддержания эффективности функционирования органов.
  • Тренировка на расслабление , для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  • Упражнения на сопротивление : постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
  • В медицинском центре «Первый шаг» вы можете записаться на занятия лечебной физической культурой более чем к 5 разных специалистам, а также выбрать русского или китайского инструктора.

    Каждый инструктор имеет богатый опыт работы с детьми и свой профиль - кто-то проходил дополнительное обучение по Войта-терапии, кто-то по Бобат-терапии или по другим направлениям. Вне зависимости от специализации, все они отлично ладят с детьми и прекрасно знают свое дело.

    Записаться на ЛФК в Казани очень просто - достаточно обратиться в медицинский центр "Первый шаг". Для этого позвоните нам по бесплатному номеру 8-800-500-54-86, или закажите обратный звонок. Кроме того, на все ваши вопросы может ответить наш онлайн-консультант.

    Select Content Template