Схема тросовой переправы через реку. Организация навесной переправы

Давно назрела необходимость внести некоторую ясность в вопросах, касающихся навесных переправ.

Внятного материала на русском языке по данной теме мне найти не удалось. Поэтому пришлось обратиться к забугорному опыту.
Ниже предлагаю Вашему вниманию вольный перевод (с которым мне очень помогла Даша Зимарина , за что ей большое спасибо) части “Навесные переправы” мануала British Columbia Mine Rescue Manual .

Виды навесных переправ:

1. Горизонтальные.
Начальная станция и конечная станции расположены практически на одном уровне (разница уровней составляет не более 10 градусов).

2. Наклонные.
Разница уровней начальной и конечной станции составляет от 10 до 45 градусов.

3. Крутые.
Разница уровней более 45 градусов.

Организация навесных переправ – процесс творческий и нет единого решения на все случаи жизни. Очень многое зависит от имеющегося снаряжения и рельефа.

Но можно выделить следующие основные принципы организации навесных переправ:

Рис. 1. Закрепление конца грузовой веревки.

1. Избегать любых перегибов грузовой веревки (в т.ч. узлов) на грузовой веревке т.к. это снижает ее прочность. Также необходимо надежно закрепить конец грузовой веревки при помощи соответствующего узла (рис. 1 ).

2. Прикреплять полиспаст для натяжения переправы к грузовой веревке необходимо таким образом, чтобы веревка не повреждалась при слишком большом тянущем усилии. В настоящее время, в качестве основного тянущего элемента принято применять 8 мм тандем-пруссик в три оборота (рис. 2 ) (прим. пер. Для веревок с толщиной менее 11 мм можно использовать 7 мм тандем-пруссик ).

Любые механические зажимные устройства (жумар, тиблок, гиббс) использовать при натяжении навесных переправ запрещено.

Рис. 2. Грузовую веревку натягивают тандем-пруссиком.

3. Груз должен прикрепляться к подвесной системе посредством устройства, к которому может прилагаться усилие в разных направлениях (Kootenay Carriage, кольца). Так же нужно определиться, сколько точек подвеса и сколько тяговых веревок будет использоваться: (одна или две независимые). Основные варианты показаны ниже (Рис. 3 ).

Рис. 3. Прикрепление груза к грузовой веревке.

4. Необходимо подстраховывать груз на случай обрыва грузовой веревки. Для этого необходимо подстраховать тяговые веревки при помощи тандем-прусика, закрепленного на станции. Тяговые веревки должны прикрепляться к устройству, предусматривающему приложение сил в разных направлениях (Kootenay Carriage, например), на котором подвешен груз, но не непосредственно к грузу. Также для амортизации рывка рекомендуется продублировать крепление тяговой веревки к грузу репшнуром, завязанным узлом прусика на веревке (Рис. 3 , обратите внимание на узлы “пруссик”).

5. Коэффициент запаса прочности (соотношение прочности самого слабого звена системы к предполагаемой нагрузке) навесной переправы должен быть как минимум 10:1.
Если из-за особенностей рельефа требуется натянуть переправу с минимальным провисом, то можно увеличить количество грузовых веревок для достижения требуемого запаса прочности.

6. Все ролики, используемые для натяжения переправы, должны быть достаточно большого диаметра. Это необходимо для снижения нагрузки на грузовую веревку.

7. Грузовая и тяговые веревки должны прикрепляться к независимым станциям. Прочность станций должна быть равна или выше прочности веревок. Например, 11.1 мм веревка имеет прочность на разрыв 30 kN, следовательно, и станция должна выдерживать нагрузки не менее 30 kN. Если используется двойная веревка (две 11.1 мм веревки), тогда прочность станции должна быть не менее 60 kN.

8. При натяжении переправ длиной более 30 м следует использовать подвес для тяговой веревки, чтобы уменьшить ее провис. Такой подвес можно сделать из нескольких петель репшнура, привязав их схватывающими узлами к тяговой веревке и закрепив концы на грузовой веревке при помощи немуфтованных карабинов на одинаковом расстоянии друг от друга (Рис. 4 ).

Рис. 4. Подвес для тяговой веревки.

Основные правила натяжения переправы.

Все правила, о которых мы будем говорить ниже (расчеты даны для 11 мм веревки c прочностью на разрыв 30 kN), направлены на то, чтобы соблюсти одно самое важное условие – всегда должен быть 10-кратный запас прочности.

1. Если основная веревка не нагружена, то для ее натяжения используется полиспаст 2:1, который тянется ОДНИМ человеком.

2. Если к середине основной веревки прикреплен груз, то для ее натяжения должна использоваться такая комбинация полиспаст-количество человек , которая даст выигрыш в силе не более 12 (т.е. произведение количества человек на выигрыш в силе полиспаста не превышает 12). Так, например, полиспастом 2:1 может тянуть 6 человек, полиспастом 4:1 – 3 человека, а полиспастом 6:1 – только 2 человека. То же самое относится и к двойной и к четверной веревке. Если используется 12.5 мм веревка, то система натяжения не должна давать выигрыш в силе более 18, т.е. 6 человек могут натягивать основную веревку полиспастом 3:1. Следует помнить, что реальный выигрыш в силе может отличаться от идеального.

3. Если для наведения навесной переправы используется двойная или четверная веревка (обычно большое количество веревок применяется для уменьшения провиса или при транспортировке большого веса), то в этом случае необходимо убедиться в том, что все веревки натянуты одинаково.

На рис. 5 показано натяжение двойной веревки полиспастом 6:1. Если используются 11 мм веревки, натягивать переправу должно не более двух человек.

Рис. 5. Натяжение двойной веревки полиспастом 6:1.

Обратите внимание на то, что ролики, к которым прикреплены тандем-пруссики, соединены между собой стропой. Это необходимо для сохранения системы полиспаста в случае обрыва одной из веревок.

Дополнительная подстраховка грузовых веревок системой тандем-пруссик необязательна и обычно используется для натяжения наклонных переправ или в случае, если при натяжении требуется перезаряжать полиспаст.

4. Когда груз проходит больше половины переправы и приближается к целевой станции, для вытягивания тяговой веревки может потребоваться полиспаст. В этом случае можно использовать простой полиспаст 3:1, собранный из конца тяговой веревки (Рис. 6). При этом так же необходимо использовать систему тандем-пруссик для страховки на случай обрыва грузовой веревки.

Рис. 6. Полиспаст 3:1 и тандем-пруссик.

5. При спуске груза по наклонной переправе необходимо дополнительно контролировать его скорость. Для этого может быть использовано страховочное устройство (Рис. 7).
Для обеспечения страховки на случай обрыва грузовой веревки на тяговой веревке перед страховочным устройством вяжется система тандем-пруссик, которая прикрепляется к станции при помощи узла LRH (прим. пер. Load Release Hitch – узел, который может быть развязан под нагрузкой, обычно имеется в виду заблокированный узел UIAA или узел радиум).


Рис. 7. Постраховка тяговой веревки.

6. Прим.пер. На схемах не показано (Рис. 4), что концы всех!!! веревок (будь то грузовая веревка, выходящая из полиспаста, будь то тяговая веревка, так же, выходящая из полиспаста) должны быть закреплены на своих станциях.

7. Прим.пер. Иногда нужно не просто переправить груз, пострадавшего и т.д. на другой берег, а необходимо, например, переправить на середину каньона, а затем спустить. Или, наоборот, необходимо спустить спасателя на дно каньона, чтобы добраться до пострадавшего. Для этого используется т.н. система “ English reeve


Рис. 8. English reeve.

Как видно из рисунка – ослабляя красную веревку с обоих концов одновременно, можно опустить груз. Точно так же, организовав полиспаст на концах красной веревки, можно поднять груз.
Обратите внимание так же на заглавную картинку поста, там видно как организована система
English reeve ” при двух блоках на грузовой линии.

Однако очень часто не удобно работать одновременно с двух сторон, поэтому можно несколько упростить схему (Рис. 9 ).

Рис. 9. Упрощенная схема English Reeve.

На фото видно, что с помощью синей веревки можно осуществлять вертикальные манипуляции с грузом.
Следует помнить, что при этом тяговые веревки должны быть натянуты и закреплены.
Конечно, в обоих случаях, веревка, с помощью которой осуществляется подъем или спуск, должна быть оборудована полиспастом или страховочным устройством, соответственно.

Использование линий-оттяжек.
Используя технику навесной переправы для спуске груза по крутому, сложному рельефу целесообразно применять оттяжки для того, чтобы уберечь груз от повреждений.
Оттяжки бывают нескольких типов:

Рис. 10. Оттяжка из вспомогательной веревки.

Этот способ (Рис. 10) подразумевает оттягивание носилок/груза, грузовой и страховочной веревок от рельефа при помощи веревки, закрепленной на нижней части носилок/груза.
Так как оттяжка при этом почти не нагружена, она может удерживаться всего одним спасателем, стоящим внизу. С другой стороны, значительно изменить направление движения груза таким способом довольно трудно.
Организовать такую оттяжку можно в любой момент, по мере необходимости.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен, т.к. оттяжка почти не нагружена.
2. Хорошо подходит для незначительного изменения траектории движения груза.
3. Человек (несколько человек), удерживающий оттяжку, может при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление движения груза.
4. Необходимо выдавать веревку, если груз поднимают, и, наоборот, выбирать веревку, если его спускают.

Рис. 11. Оттяжка из направляющей веревки.

При использовании этого способа (Рис. 11 ) груз при помощи привязи и ролика крепится к направляющей веревке, которая закреплена на верхней станции. Привязь, при помощи которой носилки/груз крепятся к ролику, должна быть достаточно короткой, чтобы практически вертикальная направляющая веревка не мешала транспортировке.

Направляющая веревка нагружается не сильно, поэтому внизу ее могут удерживать несколько человек. При этом сильно изменить траекторию движения груза также не получится. Основное отличие от предыдущего способа в том, что веревка в этом случае закреплена наверху, а не на грузе.

Особенности:
1.
Способ достаточно прост и безопасен, т.к. веревка нагружена слабо.
2. Хорошо подходит для небольшого изменения траектории движения груза.
3. Люди, удерживающие оттяжку, могут при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление груза.

3. Оттяжка из грузовой веревки .

Рис. 12. Оттяжка из грузовой веревки.

В этом способе носилки/груз крепится к грузовой веревке напрямую (без привязи) при помощи ролика. Грузовая веревка (не путать с грузовой веревкой на переправе) нагружена сильнее, чем в предыдущих случаях, поэтому она не может просто удерживаться людьми, ее необходимо закрепить на станции.

Грузовая веревка должна иметь достаточно крутой угол наклона, чтобы принимать на себя только часть веса груза и при этом отводить его от стены. Сильно натянутая грузовая веревка превращается в крутонаклонную переправу, рассмотрение которой выходить за рамки этой статьи.

Грузовую веревку можно натягивать как снизу, так и сверху, выбирайте наиболее удобный способ.

Так как веревка нагружается не сильно, для закрепления ее конца можно использовать любой подходящий узел (возможность развязать под нагрузкой – не требуется) . Для крепления ролика к веревке и к грузу подойдет любой удобный в данном случае способ. Ролик будет перемещаться по веревке вместе с грузом.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен.
2. Используется в тех случаях, когда нужно избежать контакта груза с рельефом.
3. Из соображений безопасности не стоит отводить груз далеко от стены.
4. Грузовая веревка НЕ ДОЛЖНА быть натянута так же сильно, как крутонаклонная переправа!


Ну вот и все!
Удачных Вам переправ!

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П - Ш категорий сложности. Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

  • основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;
  • основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;
  • основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;
  • не менее восьми карабинов;
  • блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;
  • две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);
  • каска, спасжилет;
  • спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.

Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой. Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

  • наименьшая ширина реки;
  • надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;
  • небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;
  • достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);
  • возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА

Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы. При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

  • каска;
  • личная страховочная система;
  • спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.

Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.

Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.

Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел "восьмерка". Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки. Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа "праща" (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу. Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: "удавка", "простой штык" со "шлагом", "рыбацкий штык". При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется "простой штык" (рис. 6).

При вязке узлов типа "штык" необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел "булинь", предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла "удавка":

  • применяется только для вязки вокруг дерева;
  • диаметр дерева но менее 20 см;
  • количество перехлестов не менее трех;
  • все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.

Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом "карабинная удавка" вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.

Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь. Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный "восьмеркой" с клиновидной деревянной закладкой.

Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю - один.

Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.


Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.

Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

НАВЕДЕНИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.

При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.

После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел "восьмерка" с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.

Вместо "восьмерки" можно использовать узел "карабинный полубулинь" (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.

Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабин е грузовой веревки узлом "восьмерка".

Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.

При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКОВ И РЮКЗАКОВ

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел "проводник", петля которого вставляется в этот карабин. Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой" веревке к противоположному берегу (рис. 9).


Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах. Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.

Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.

Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки. Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.

Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега. При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество. Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег. Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.

В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

СНЯТИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.

После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.

Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника. Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

Всем доброго времени суток!
В этом посте хочу рассказать о способе наведения переправы через реку при помощи полиспаста. Надеюсь, информация окажется полезной))
Немного теории из Википедии
Полиспаст - (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы.
У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку.
Полиспасты по большому счету можно мастерить по разному (в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом


Полиспаст можно тянуть из сдвоенной верёвки, для этого есть специальное оборудование и «мудрёные» способы вязки.
Если нет роликов, желательно использовать титановые или стальные карабины поскольку они создают наименьшее трение (титановые лучше), Они должны иметь овальную или грушевидную форму.
Желательно когда между верёвками полиспаста маленький угол, так удобнее тянуть и больше выигрыш в силе.
Удобство наведения переправы при помощи полиспаста состоит в том, что при натяжении можно использовать схватывающие узлы которые будут за вас держать веревку в натяжении и не дадут ей ослабнуть. Для нормального прусика надо чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14мм, а репшнур 6-7мм.


Прусик можно заменить узлами Бахмана (нужен карабин), Гарда (два карабина), австрийским схватывающим.



Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с «агрессивными» кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему.
Я снял подробное видео по созданию системы полиспаст при переправе через реку, отдельно отснял все основные узлы и моменты. Надеюсь, материал будет полезен!

В натяжении веревки учувствовало 3ое парней по 12-14 лет, их силы хватило, чтобы натянуть 60ти метровую веревку до состояния струны. Тянули и вязали примерно час.Выигрыш в силе на видео примерно 2,5 раза (плохие ролики и карабин), в идеале-3,4 раза.
СОБСТВЕННО САМА ПЕРЕПРАВА
1. Один человек из группы вяжет основную вревку на противоположном берегу. Желательно использовать узлы типа «штык» (проще будет развязать)


2. На берегу отправления команда натягивает переправу полиспастом, и концы веревок крепит вокруг дерева узлом «удавка» или же как показано на видео.


3. Вся команда переправляется на другой берег. Человек прикрепляется с помощью обвязки карабина и ролика (можно ролик не использовать), а можно обойтись и без всяких систем (если позволяет физическое состояние)
4. Последний должен не забыть пристегнуть конец реп шнура к карабину удавки - это делается для того чтобы переправу можно было снять. (сдернуть)

Геннадий Александрович Соловьев
Конспект занятия для школьников «Техника навесной переправы через реку. Меры обеспечения безопасности. Основные узлы»

Пояснительная записка

Горные и таежные реки представляют едва ли не самую большую опасность туристического похода. Жизнь учит, что все правила переправ необходимо выполнять абсолютно точно. Переправа серьезное мероприятие, поэтому подготовительные работы к ней нельзя ограничивать временем. На переправу вместе с подготовкой может уйти 2-3 часа, а иногда день, и два, и три. В подготовке участвует вся группа, при этом используется все снаряжение, обеспечивающее безопасность .

Тема : Техника навесной переправы через реку .

Меры обеспечения . Основные узлы .

Цель : Приобщить школьников к регулярным занятиям туризмом .

Задачи :

Обучить основным навыкам организации навесной переправы через реку ;

Изучить основные узлы ;

Отработать и совершенствовать технические и тактические приемы при преодолении реальных водных препятствий, характерных для спортивных походов;

Научить соблюдать правила безопасности ;

Воспитывать волевые качества.

Оборудование : основная , вспомогательная веревка, грудные обвязки, карабины, беседки, репшнуры, рукавицы, штормовки, каски.

Ход занятий.

1. Организационный момент

Закрепление знаний форме вопросов :

1. Особенности таежных и горных рек : глубина, зависимость уровня

воды от времени суток, погоды, скорость течения, характер дна, береговые отходы

2. Способы переправы : по бревну, камням, вброд

3. Разведка и выбор места переправы .

4. Одежда и обувь туриста переправляющегося через реку .

5. Правила страховки при переправах .

6. Недоступность применения схватывающего узла.

7. Крепкие опоры на берегу? Что можно использовать в качестве опоры? 2. Основная часть : объяснение нового материала.

Лекция «Навесная переправа » :

При переправе вброд с помощью альпенштока на противоположный берег переправляется с мерами безопасности (страховки) наиболее опытный и умеющий хорошо плавать турист. Он берет прочный шест (альпеншток) длиной 2-2,5 метра и начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При следующем шаге шест переставляют сверху по течению . Обязательно сверху – напором воды он будет прижиматься ко дну. (Преподаватель обращает внимание на положение альпенштока) .

Если пренебречь условием и поставить шест вниз по течению его может сбросить течением, что приведёт к потере равновесия и падения туриста. Кроме альпенштока для прохождения участка реки вброд, используются две верёвки, основная и вспомогательная , привязываются к грудной обвязке на спине, каждую из которых удерживают два человека. Затем страхующим нужно разойтись так, чтобы основная верёвка была выше по течению, а вспомогательная – ниже, если переходящий реку турист соскользнёт , основная верёвка удержит его от ската вниз по течению, а посредством вспомогательной его можно будет подтянуть к берегу. (Преподаватель обращает внимание на положение основной и вспомогательной верёвок при страховки первого участника переправы ) Крепление на противоположном берегу к опоре вяжется узлами удавка, рифовый, штык….

Через базу полиспастом , основная веревка натягивается схватывающим узлом, так чтобы во время переправы могла выдержать участника группы. Закрепив конец веревки на берегу, где находится группа. Туристы обвязывают себя страховочной системой состоящей из грудной обвязки и беседки и присоединяются к основной веревке карабином . Также туда в карабин закрепляется вспомогательная веревка (челнок) . В случае срыва основной веревки , сорвавшегося подтаскивают вспомогательной веревкой. Когда вся группа переправилась по натянутой основной веревке на другой берег, развязывается узел, с помощью вспомогательной веревки вытаскивается основная веревка .

Практическая часть занятия : отработка технических приемов :

Взяв основную и вспомогательную веревку, каски, обвязки беседки, карабины, репы выходим в парк :

1) Изучение узлов в ходе занятия ;

2) Отработать основные навыки , технику навесной переправы ;

3) В ходе занятия рассматривать допущенные ошибки, объяснить учащимся к каким последствиям они могут привести;

4) Более опытные воспитанники помогают другим ребятам в приобретении опыта.

5) Соблюдение мер предосторожности.

Надо запомнить : для снижения риска травматизма при переправах через реку применять следующие правила :

1. Перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор, отобрать материалы и снаряжение для организации переправы .

2. Прежде чем начать переправу , следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок

3. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.

4. Переходите реку только в том месте , разведку которого ваша группа произвела.

5. Осуществляйте переход только в одежде и обуви.

6. Не забывайте выставлять перехватчиков ниже по течению реки.

7. При групповой переправе - строжайшая дисциплина и порядок.

8. Наиболее типичная ошибка - отсутствие (прекращение) страховки и самостраховки.

3. Заключительная часть : подведение итогов : Анализируем допущенные ошибки. Закрепление теоретического материала : отмечаем активность обучающихся тех, кто правильно выполнял задание. Закрепление теоретического материала. Вывод : горные реки серьезное техническое препятствие и от грамотности действий, сплоченности группы зависит успешное прохождение водных преград. Сбор туристского снаряжения.

Для закрепления темы «Навесная переправа » необходимо организовать отработку технических приемов в естественных условиях на учебно- тренировочном походе. На тренировках необходимо сначала отрабатывать отдельные детали переправы при различных условиях прохождения. Например, натягивание веревки вначале нужно отрабатывать на ровной местности между двумя деревьями, постепенно усложняя и варьируя условия натяжения. Действия в рабочей зоне нужно довести до полного автоматизма, добиваясь ликвидации ошибок, особенно в страховке и самостраховке, ибо они мгновенно сводят на нет усилия команды. Затем следует отрабатывать детали переправы , фиксируя время их выполнения и введя физическую нагрузку (преодоление препятствий, кросс и т. д.)

"Спутник туриста" Москва 1964 г.

"Физкультура и спорт" А. Е. Берман. 2006

Подготовка туристических общественных кадров ЦРНБ «Турист» 2012

Константинова Ю . С. - М ВЛАДОС 2009

"Юный турист" Москва 2012

Первая помощь при экстремальных ситуациях, МВД России, М. 2011

Туристская игротека, под ред. Константинова Ю . С. – М. ВЛАДОС 2009

Публикации по теме:

Http://www.сайт/users/ismagilovrustam Проект Тема проекта: «Без меры лаптя не сплетёшь!» (Математическая секция) Выполнил: ученик 3.

Подготовила воспитатель 1 категории Ромашина Е. Т. (Звучит песня «Дети войны») Воспитатель: Я недавно смотрела старый фильм о войне. И.

Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов «Как люди реку обидели» для старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и всего живого. 2. Закрепить знания детей о культуре поведения в.

Воспитательные задачи: - воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных.

Техника Пешеходного туризма (ТПТ)

Необходимые узлы

Очень крепкий узел, никогда не развяжется сам, не нужны контрольные узлы. В полученную петлю защёлкивается карабин.

Узел, очень надёжный, не затягивается как петля. Используется для вытягивания людей, обвязывая вокруг груди. Сначала делается петля, в неё просовывают 2-ой конец, и затем петлю вытягивают вместе со вторым концом верёвки. Узел напоминает треугольник. Для закрепления вяжется контрольный узел.

Используется для страховки: кольцо обматывают вокруг верёвки 2 раза, в петлю защёлкивается карабин.

Навесная переправа

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

· не менее восьми карабинов;

· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

· наименьшая ширина реки;

· надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

· небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

· достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

· возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

Главное условие прохождения этапа: переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево. Наиболее типичная ошибка – отсутствие и прекращение страховки и самостраховки.

Скаутские патенты

Тренога 2 этажа

Умывальник

Стол

Кухня

Знаки на дороге

Следы животных

Испытания

"Три орлиных пера"

Проверить свою волю, выдержку, свой дух и тело.
Соблюдать:
-"обет одиночества" - провести сутки в лесу одному,
-"обет молчания" - сутки не разговаривать ни с кем,
-"обет голодания" - сутки не принимать приготовленной пищи, только на "подножном корме" - ягоды, травы, съедобные дикие плоды.
СРОК: не более 3 суток подряд в одном лагере /стоянке/.