Периоды и методы подготовки. Тренировочный этап (Т) Значение тренировочного этапа

Основные направления тренировки.

Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей прежде считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать соответствующую подготовку. В отдельных случаях такая специализация давала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной, разносторонней подготовке юных спортсменов.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку, именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще не окрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение именно для рукопашного боя.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в рукопашном бою. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в рукопашном бою и проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Основная цель тренировки:

Утверждение в выборе спортивной специализации - рукопашный бой и овладение основами техники.

Основные задачи:

· укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

· постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;

· обучение технике рукопашного боя;

· повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки;

· отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий рукопашным боем.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

· недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

· возрастные особенности физического развития;

· недостаточный общий объем двигательных навыков и умений.

Основные средства:

· подвижные игры и игровые упражнения;

· общеразвивающие упражнения;

· элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты);

· всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

· метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей);

· скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);

· гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

· школа техники рукопашного боя и изучение обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);

· комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

Основные методы выполнения упражнений:

· игровой;

· повторный;

· равномерный;

· круговой;

· контрольный;

· соревновательный.

Особенности обучения:

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом). Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

Методика контроля:

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения. Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

Контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.

Упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость.

В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Врачебный контроль:

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

· углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

· медицинское обследование перед соревнованиями;

· врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

· санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

· контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях:

Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество на данном этапе обучения отдается игровым соревновательным методам.

Учебно-тренировочный этап

Основные задачи:

· повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;

· развитие специальных физических качеств;

· овладение основами техники и ее совершенствование;

· освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

· приобретение и накопление соревновательного опыта.

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает подготовительный и соревновательный периоды. Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности. В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а также задачи выполнения контрольных нормативов. На этом этапе многолетней подготовки годовой макроцикл может строиться по схеме с двумя основными соревнованиями.

Основная цель тренировки: углубленное овладение технико-тактическим арсеналом фехтования.

Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; улучшение скоростно-силовой подготовки с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта; создание интереса к избранному виду спорта; воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы; обучение и совершенствование техники; постепенное подведение к более высокому уровню тренировочных нагрузок; постепенное подведение к соревновательной борьбе путем применения средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

    функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;

    диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;

    неравномерность в росте и развитии силы.

Основные средства тренировки: общеразвивающие упражнения, комплексы специально подготовленных упражнений, всевозможные прыжки и прыжковые упражнения, комплексы специальных упражнений из арсенала фехтования, подвижные и спортивные игры, уп­ражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах), изометрические упражнения.

Методы выполнения упражнений: повторный, переменный, повторно- переменный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.

Основные направления тренировки.

Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной. Перед специалистами встает задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учетом избранного вида спорта. Тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном виде спорта. В этом случае средства тренировки имеют сходство по форме и характеру выполнения с основными упражнениям. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.

К специальной подготовке целесообразно приступать с 12-13 лет. Специальная подготовка в избранном виде должна проводиться постепенно. В этом возрасте нужно чаще выступать в контрольных прикидках и соревнованиях.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.

Специальные тренировочные устройства и тренажеры имеют следующие преимущества перед традиционными средствами (штанга, гири, гантели):

    позволяют учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих спортивную подготовку;

    по сравнению с упражнениями со штангой исключают отрицательные воздействия на опорно-двигательный аппарат;

    локально воздействуют на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе тренировки имеют меньшие возможности для совершенствования;

    способствуют четкому программированию структуры движений, а также характера и величины специфической нагрузки;

    позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;

    помогают проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.

Применяя тренажерные устройства, следует учитывать величину отягощения, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений в каждом подходе, интервалы отдыха между упражнениями.

Изучение и совершенствование техники фехтования.

При планировании тренировочных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны.

При изучении техники следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в практике и как их исправлять.

Методика контроля.

Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система контроля на тренировочном этапе должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки. Она включает основные виды контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований.

В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль лиц, проходящих спортивную подготовку за частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие. Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов и обязательных программ.

Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности лица, проходящего спортивную подготовку, календаря соревнований, выполнения разрядных требований и т.д. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства. Начиная с третьего года подготовки необходимо ставить четкие задачи и достигать соревновательных результатов на уровне области и России.


Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки

Таблица №3


Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Начальный этап

Учебно-тренировочный этап

1 год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка(%)

60-65

50-55

30-35

30-35

Специальная физическая подготовка(%)

20-25

30-35

45-50

48-53

Теоретическая подготовка(%)

10-15

5-10

4-9

2-7

Тактическая техническая, психологическая подготовка(%)

7-12

8-13

15-20

10-15

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика(%)

0,5-1

3-5

4-6

7-8

    1. Минимальные показатели соревновательной нагрузки

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом – иных. В данной программе сохранена соразмерность развития основных физических качеств юных спортсменов, со степенью развития физических качеств. За основу взяты знания возрастной физиологии - особенности развития детского организма, а так же модельные характеристики гребцов высокого уровня подготовленности. Индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

Необходимым условием соревновательной деятельности юных гребцов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволяет вести совершенствование приёмов и действий с первых шагов обучения, в режиме, близком к соревновательному.

Планируемые показатели соревновательной деятельности по гребле на байдарках и каноэ.

Таблица №4


Виды
соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные


1-2

2-4

2-6

4-8

Отборочные


-

1-2

2-4

2-4

Основные


-

-

2-3

2-4

Способы определения результативности :


  • выступление на соревнованиях;

  • тестирование по общей и специальной физической подготовке;

  • выполнение разрядных требований.
Ожидаемые результаты : воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к гребле на байдарках и каноэ. Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одаренных детей. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушения среди них.

По общей физической подготовке: развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики гребли на байдарках и каноэ, воспитание умений соревноваться индивидуально и в командных лодках. В течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

На этапе начальной подготовки : формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта гребля на байдарках и каноэ; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов.

На учебно-тренировочном этапе : повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменов.


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В данном разделе отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных гребцов. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 52 недели: 46 недель в условиях непосредственно спортивной школы, 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объема часов увеличивается удельный вес (доля) нагрузок на технико-тактическую, специальную физическую подготовку.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе гребцов высокого класса для региональных команд и экипажей высших разрядов.

Этап начальной подготовки (НП) – этап предварительной спортивной подготовки. На этом этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься греблей на байдарках и каноэ и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники гребли, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся.

Задачи программы на начальном этапе подготовки :


  • укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание быстроты, ловкости и гибкости;

  • обучение основам техники гребли как в каноэ, так и в байдарке, начальное обучение тактическим действиям;

  • обучение обращению со спортивным инвентарем и оборудованием;

  • обучение схемы гребка в целом;

  • обучение сохранению и управлению лодкой в сложных условиях;

  • подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ) – этап спортивной специализации. Этап формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся и учащихся с ослабленным здоровьем (допущенных к занятиям врачом-педиатром , прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной подготовке.

Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся с элементами специализации гребного спорта.

Задачи программы на учебно-тренировочном этапе подготовки:


  • укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей необходимых при совершенствовании техники и тактики;

  • формирование эффективной техники гребли с оптимальной скоростью и прочное ее овладение, с использованием массы тела;

  • овладение оптимальной структурой движений при гребке в умеренном темпе, формирование специфических ощущений гребца;

  • овладение техникой гребли в многоместных лодках на разных номерах;

  • обучение элементам соревновательной деятельности (старта, поворотов, лидирования и гребли за лидером, финиширования);

  • расширение диапазона специальных двигательных навыков;

  • обучение навыкам ведения дневника, системам записи тренировок и анализу полученных данных

  • приобретение навыков в организации и проведении соревнований по гребле, судейства, учебно-тренировочных занятий, выполнение  юношеского и  взрослого разрядов (3-й и 4-й год.

    1. Методические рекомендации по проведению тренировочных занятий

Основными формами тренировочного процесса являются групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, медико-восстановительные мероприятия, учебно-тренировочные сборы, инструкторская и судейская практика.

По направленности выделяют следующие формы урочных занятий:


  • учебные занятия: обучение технике гребли, обучение теории гребли на байдарках и каноэ;

  • тренировочные занятия: развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, совершенствование общефизической и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства;

  • контрольные тренировочные занятия: контроль эффективности процесса подготовки гребцов на байдарке и каноэ. Приём контрольных нормативов.

Кроме тренировочных занятий спортсмены проводят самостоятельные занятия по заданию тренера. Режим учебно-тренировочной работы определяется количеством учебных часов (академических) в неделю.

Перевод на следующий этап спортивной подготовки обуславливается уровнем спортивного мастерства, выполнением предусмотренного программой объема тренировочных нагрузок, выполнением контрольных нормативов и состоянием здоровья спортсменов.

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора методов, оптимальной дозировки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.

В силу специфики гребли на байдарках и каноэ организация тренировочных сборов является обязательной и играет большую роль в подготовке гребцов.

Физическая подготовка . Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у гребцов байдарочников и каноистов, к которым относятся: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скоростные способности и др. Физическая подготовка разделяется на: общую физическую подготовку, направленную на разностороннее развитие физических качеств и специальную физическую подготовку, направленную на развитие физических способностей, отвечающих специфике гребли на байдарках и каноэ. Занятия по общей физической подготовке ведутся в обычных спортивных и тренажерных залах. В теплое время года – на открытом воздухе и водных акваториях.

Техническая подготовка . Техническая подготовка гребцов на байдарках и каноэ направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков специфических для этого вида спорта, отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Техническая подготовка проводится на теплой воде, ее объем зависит от квалификации спортсмена.

Тактическая подготовка . Основу тактического мастерства составляют тактические знания, умения и навыки. Совершенствование тактического мастерства у спортсмена осуществляется через развитие его тактического мышления: анализ и разбор тренировочных занятий и соревновательной деятельности.


    1. Методические особенности организации многолетней подготовки спортсменов-гребцов

Процесс подготовки спортсменов, прежде всего, направлен на совершенствование самого человека. Тренеры, как подлинные педагоги и организаторы спорта, руководствуются в своей деятельности общими и специфическими принципами воспитания и обучения, творчески конкретизируя их применительно к контингенту юных спортсменов, к гребному сорту и к складывающейся в ходе подготовки соревновательной или тренировочной ситуации. Какими бы не были особенности подготовки детей, они всегда подчиняются фундаментальным дидактическим принципам: воспитание требовательности и уважения к личности, воспитание в коллективе и в труде, учет возрастных и индивидуальных различий спортсменов, научность, активность и осознанность, наглядность, прочность, систематичность, последовательность.

Задачи общих социально-педагогических принципов системы физического воспитания заключаются в содействии всестороннему гармоническому развитию личности, в непрерывной связи физического воспитания с практикой в жизни, в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья детей. Проявление данных принципов в процессе тренировочной деятельности предполагает определение тренером цели процесса физического воспитания, методов и средств для достижения положительного результата.

Отличительными признаками спортивной подготовки от любой другой педагогической деятельности является следование тренера специфическим принципам системы физического воспитания:


  • принцип направленности на высшие достижения реализируется в использовании наиболее эффективных средств и методов подготовки, постоянном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации режима жизни, применения специальной системы питания, отдыха и восстановления. Принцип предопределяет постоянное совершенствование спортивного инвентаря, оборудования, условий мест проведения соревнований, совершенствование правил соревнований и т. д.;

  • принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. На основе общей базовой подготовки, заложенной на начальных этапах многолетнего цикла в детском и юношеском возрасте, происходит увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств. Особенно наглядно это выражено в гребном спорте, как и в других циклических видах;

  • принцип непрерывности процесса подготовки характеризуется следующими положениями: спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов; воздействие каждого тренировочного занятия, периода, этапа как бы наслаивается на результат предыдущих, закрепляя и развивая их; рациональная организация нагрузок, отдыха, питания и других факторов обеспечивают оптимальное развитие качеств и способностей;

  • принцип цикличности тренировочного процесса заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса – отдельных занятий, периодов, этапов;

  • принцип волнообразности и вариативности помогает выявить зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления.
Тенденция развития гребли на байдарках и каноэ, изменение правил соревнований, модернизация инвентаря и оборудования обеспечивают необходимую динамичность системы подготовки: гибкое планирование, оперативную коррекцию программы подготовки, своевременный перенос акцента на развитие тех качеств, которые в полной мере обеспечат надежность достижения поставленной цели в новых условиях.

Основная цель тренировки: углубленное овладение технико-тактическим арсеналом бокса и выявление индивидуальных способностей спортсмена.

Основные задачами является: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта; создание интереса к избранному виду спорта; воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы; обучение и совершенствование техники; постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок; постепенное подведение к соревновательной борьбе путем применения средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

Функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;

Диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;

Неравномерность в росте и развитии силы.

Рекомендуемые основные средства тренировки на тренировочном этапе: общеразвивающие упражнения; комплексы специально подготовленных упражнений; всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; комплексы специальных упражнений из арсенала бокса; упражнения со штангой (вес штанги 30-70% от собственного веса); подвижные и спортивные игры; упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах); изометрические упражнения.

Методы выполнения упражнений: повторный; переменный; повторно-переменный; круговой; игровой; контрольный; соревновательный.

Основные направления тренировки. Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной. Перед специалистами встает задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учетом избранного вида спорта. Тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном виде спорта. В этом случае средства тренировки имеют сходство по форме и характеру выполнения с


основными упражнениям. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.

К специальной подготовке целесообразно приступать с 13-15 лет. Специальная подготовка в избранном виде должна проводиться постепенно. В этом возрасте спортсмену нужно чаще выступать в контрольных спаррингах и соревнованиях.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.

Специальные тренировочные устройства и тренажеры имеют следующие преимущества перед традиционными средствами (штанга, гири, гантели):

Позволяют учитывать индивидуальные особенности спортсмена;

По сравнению с упражнениями со штангой исключают отрицательные воздействия на опорно-двигательный аппарат;

Локально воздействуют на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе тренировки имеют меньшие возможности для совершенствования;

Способствуют четкому программированию структуры движений, а также характера и величины специфической нагрузки;

Позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;

Помогают проводить занятия на высоком эмоциональном уровне. Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину отягощения; интенсивность выполнения упражнений; количество повторений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями.

При планировании тренировочных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны.

При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправлять.


Контроль на тренировочном этапе должен быть комплексным. Система контроля должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки занимающихся (спортсменов). Она включает основные виды контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований.

В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль спортсменов за частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие. Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности боксеров. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов.

Медицинский контроль применяется для профилактики заболеваний и лечения спортсменов.

Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности занимающихся (спортсменов), календаря соревнований, выполнения разрядных требований и т.д. В соревновательных поединках необходимо вырабатывать у боксеров оптимизм к трудностям соревновательных условий и способность не преувеличивать эти трудности. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства.

Основной задачей тренировочного этапа 1-го года является усвоение раздела базовой технико-тактической деятельности на дальней дистанции:

Изучение атаки и контратаки в планируемом маневре по рингу;

Изучение маневренной защиты в планируемой динамике. Далее задача усложняется включением:

Ситуативно возникающей обстановки для осуществления атаки;

Ситуативно возникающей атаки противника, требующей использования труднопрогнозируемой защиты.

Основное направление - технико-тактические действия на дальней дистанции. Повторяются удары, осваивается техника ударов с шагом вперед, назад, в

сторону, скачком, изучается защита с ответными ударами.

Все направлено на демонстрацию умения действовать в боях на дальней дистанции.

На данном подэтапе (и на последующих) предполагается, что каждый боец изучает и отрабатывает технические действия, используя свою индивидуальную стойку и проекцию на горизонтальную плоскость при обязательных встречах с противником, стоящим в одноименной и разноименной стойке (таблица №17).


Таблица №17 Примерная тематика для изучения атакующих и ответных контратакующих

действий на дальней дистанции на 1-м году базовой технико-тактической подготовки (Т-1)*.

Тема Удары Стойка
повторный прямой левой в голову1 Одноименная,
разноименная
Повторные удары сдальнейдистанции повторный прямой левой в голову, в туловище
повторный прямой левой в туловище, в голову
повторный прямой, боковой левой в голову
повторный прямой, снизу левой в туловище
повторный прямой правой в голову
повторный прямой правой в голову, в туловище
повторный прямой правой в туловище, в голову
повторный прямой, боковой правой в голову
повторный прямой, снизу правой в туловище

* Все упражнений выполняются с шагами вперед, назад и в сторону, в атаке и ответной контратаке после защит при помощи ног, туловища, рук и комбинированных защитных действий.

Тема Удары Стойка
дистанции прямой левой - правой в голову, боковой левой в голову* Одноименная,
ударов на прямой левой - правой в голову, снизу левой в голову (туловище) разноименная
прямой левой в голову - правой в туловище - боковой левой в голову
прямой левой в туловище - правой в голову - боковой левой в голову
прямой правой - левой - правой в голову
Серии дальней
прямой правой - левой - правой боковой в голову (туловище)
прямой правой - боковой левой - прямой правой в голову (туловище)
прямой правой - снизу левой - прямой правой в голову
прямой правой - снизу левой - боковой правой в голову

* Все упражнений выполняются с шагами вперед, назад и в сторону, в атаке и ответной контратаке после защит при помощи ног, туловища, рук и комбинированных защитных действий.

Основной задачей 2-го года тренировочного этапа является усвоение раздела базовой технико-тактической деятельности на средней дистанции. Практически вся


изученная в процессе базовой технической подготовки техника с ее срединными координационными структурами, характерными для средней дистанции, осваивается в меняющихся ситуациях условного противоборства.

Если на предшествующем этапе изучаются атакующие (ударные) технико-тактические действия, связанные с шагами и подскоками, в условии которых время на распознавание угрозы увеличено, то на средней дистанции времени на распознавание угрозы и организацию адекватного реагирования значительно меньше, что и предопределяет усложнение ситуативности и необходимость повышения основных функций боксера: скорость адекватного защитного реагирования, скорость ответной атаки (таблица №18).

Таблица №18 Примерная тематика для изучения защитных, атакующих и ответных

контратакующих действий на средней дистанции на 2-м году базовой технико-тактической подготовки (Т-2)

Тема Технические действия Взаимостойка
на средней сочетание повторных прямых - боковых - снизу ударов левой в Одноименная,
голову и туловище в атаке разноименная
левой в голову и туловище после защиты маневром
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
удары в маневре левой в голову и живот после защиты туловищем (уклоны, нырки,
дистанции отклоны)
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
левой в голову и живот после контактной защиты (при помощи рук)
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ударов правой в
голову и туловище в атаке
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
Повторные
правой в голову и туловище после защиты маневром
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
правой в голову и живот после защиты туловищем
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
правой в голову и живот после контактной защиты (при помощи рук)
Двойные удары на средней дистанции двухударные комбинации, состоящие из различных сочетаний Одноименная,
прямых, боковых и ударов снизу в атаке с левой и правой руки разноименная
ответные контратаки двойными ударами после защиты маневром
ответные контратаки двойными ударами после защиты туловищем
ответные контратаки двойными ударами после контактной защиты
Серии ударов на средней дистанции трех - четырех ударные атакующие комбинации, состоящие из Одноименная,
различных сочетаний прямых - боковых - снизу ударов в голову и разноименная
туловище с левой и правой руки
ответные контратаки сериями ударов после защиты маневром
ответные контратаки сериями ударов после защиты туловищем
ответные контратаки сериями ударов после контактной защиты

1 Предполагается, что на усвоение одной темы отводится две недели.


К ранее освоенным, но требующим регулярного повторения темам на данном этапе добавляется тематика, непосредственно относящаяся к технико-тактической подготовке ведения боя на средние дистанции в усложненном варианте, связанном с повышенными требованиями к прогнозированию ситуативных действий противника.

Основной задачей тренировочного этапа 3-го года является усвоение раздела базовой технико-тактической деятельности на ближней дистанции.

На этом этапе требования к сенсомоторным функциям еще более увеличиваются, поскольку уменьшается дистанция и значительно уменьшается время от начала удара до его нанесения. Дистанция ближнего боя значительно снижает эффективность зрительного анализатора, поскольку ракурс зрения даже на дальней дистанции весьма ограничен.

На этом подэтапе ко всему тренировочному материалу, связанному с ударами и защитой на ближней дистанции, прибавляются темы серийных ударов и комбинационной атаки в виде ударов перемежающихся с защитными действиями (таблица №19).

Таблица 19 Примерная тематика для изучения атакующих и ответных контратакующих

действий на ближней дистанции в ситуатитвных условиях на 3-м году базовой технико-тактической подготовки (Т-3)

Тема Технические действия Взаимостойка
Одиночные иповторныеудары наближнейдистанции одиночные прямые, боковые, снизу удары правой и
левой рукой в голову и туловище в атаке и ответной
контратаке после защит туловищем и контактной
защитой
различные сочетания атакующих повторных ударов
левой и правой рукой в голову и туловище Одноименная,
разноименная (не
повторных ударов левой и правой рукой после
контактной защиты и защиты туловищем принципиально,
ввиду
Двухударныекомбинациинаближнейдистанции различные сочетания атакующих двухударных
преимущественно
комбинаций с левой и правой руки в голову и
фронтального
туловище
расположения
различные сочетания ответных контратакующих
соперников
действий с левой и правой руки после контактной
относительно друг
защиты и защиты туловищем друга)
Серии ударовнаближнейдистанции атаки сериями ударов на ближней дистанции из
различных сочетаний прямых, боковых и ударов снизу
с левой и правой руки, с головы и туловища
ответные контратаки сериями ударов на ближней
дистанции после контактной защиты и защиты
туловищем

На этом подэтапе увеличивается значимость ударов сбоку и снизу, а поскольку поле зрения боксера сужается, требуется компенсация за счет навыка прогнозирования предстоящих действий противника на основе типового расположения конечностей обоих бойцов и информативности начала движения от ног, туловища, плечевой оси противника.

Овладение комплексом атакующих и защитных действий на ближней дистанции требует затраты значительного времени на условно контактные бои с целью выработать навык прогнозирования на уровне интуиции, основанной на феномене антиципации.