Артур гачинский роман с известной фигуристкой. Артур Гачинский: "Надеюсь, Пиноккио навсегда ушел в свой шкафчик"

Артур Гачинский - известный российский фигурист. Выступал с одиночными программами. Завоевывал медали разного достоинства на чемпионатах мира и Европы. Имеет звание мастера спорта международного класса.

Биография спортсмена

Артур Гачинский родился в Москве в 1993 году. В детстве активно катался на роликах, в шесть лет начал заниматься фигурным катанием. Из столицы в город на Неве его семья переехала в 2002 году.

Здесь у него впервые появился свой личный тренер. Им стал Алексей Мишин, выступавший ранее в парном катании с Тамарой Москвиной. В свое время он выигрывал чемпионат СССР, завоевывал серебряные медали на чемпионате мира в американском Колорадо-Спрингс и чемпионате Европе в шведском Вестеросе.

Гачинский добивался серьезных успехов на детских соревнованиях. Причем тогда на них выступал под фамилией своей матери - Хиль.

Дебют на взрослых турнирах

Первых успехов Артур Гачинский добился в 2006 году, когда стал третьим на российском первенстве среди юниоров. В следующем году Федерация фигурного катания приняла решение разрешить ему участвовать во взрослом первенстве страны. На тот момент ему было всего 13 лет.

Это было уникальное решение. Никогда раньше такой молодой спортсмен не участвовал в российском первенстве. Всего на лед выходили 18 участников. Гачинский набрал 161 балл и занял 14 место. Победителем того турнира стал Андрей Грязев, набравший более 222 баллов.

Начиная с 2008 года, выступал на международной арене. Отобрался в финал Гран-при среди юниоров. Это ежегодные соревнования, в которых выступают лучшие спортсмены сезона. Артур Гачинский занял восьмое, последнее, место. В том же году еще раз выступил на чемпионате России. На этот раз стал девятым. Победу же одержал Сергей Воронов.

Первые награды

В следующем сезоне Гачинский снова отобрался на юниорский Гран-при и снова занял там последнее место. Он попал в состав сборной России на юниорский чемпионат мира, но снялся за несколько дней до старта из-за серьезной простуды. Следующий чемпионат мира среди юниоров для него сложился более удачно. Он стал третьим, уступив только китайцу Сун Наню и японцу Юдзуру Ханю.

На российском первенстве выступил на прошлогоднем уровне, заняв 10 место. В 2010 году стал 13-м на российском первенстве, тогда наступила эпоха Евгения Плющенко. Именно он завоевал золотую медаль.

2011 год стал ключевым в карьере спортсмена. На российском чемпионате он выступил как никогда успешно, завоевав серебряную медаль. Константину Меньшову, занявшему первое место, он уступил около 14 баллов.

На следующий сезон он повторил свое достижение. На этот раз победа досталась Евгению Плющенко, который получил на 5 баллов больше за каждое выступление, чем Артур Гачинский. Фигурист, фото которого стали появляться в спортивных изданиях, не сдавался. Однако на следующий год и вовсе не попал на пьедестал, оставшись четвертым. Победа вновь у Плющенко. Основные соперники Артура - Воронов и Меньшов, второй и третий соответственно.

В 2014 году меняет тренера Артура Гачинский. Фигурист готовит свежие номера, однако на чемпионате России вновь не завоевал медалей. Занял шестое место. Триумфатором первенства на этот раз стал Максим Ковтун.

И в 2015 году Гачинский - шестой. В декабре он объявил о завершении карьеры.

Программы

В мир фигурного катания Гачинский пришел с короткой программой "Фламенко" - ярким, экспрессивным испанским танцем. В произвольной программе он покорял судей танцем по мотивам произведения "Ромео и Джульетта" на музыку итальянского композитора Нино Рота. А в показательных выступлениях катался под Элвиса Пресли.

За свою карьеру он подготовил несколько десятков номеров в короткой и произвольной программах. Выступал под саундтреки к фильмам "Мистер и миссис Смит" на музыку британского композитора Джона Пауэлла, "Анна Каренина" итальянца Дарио Марианелли, "Интервью с вампиром" американца Эллиота Голденталя, "451 градус по Фаренгейту" поляка Войцеха Киляра. И спользовал композиции Дмитрия Шостаковича, Томазо Альбиони, Кэйко Мацуи и Майкла Джексона.

Личная жизнь

По собственному признанию, решение о завершении карьеры далось Гачинскому достаточно легко.

Главными причинами стали многочисленные травмы, которые преследовали фигуриста практически каждый сезон. Из большого спорта он ушел в 22 года. К тому же спортсмен отметил, что остановился на месте в своем развитии, перестал совершенствоваться. Своим коллегам он пожелал удачи и сил превзойти японца Юдзуру Ханю, который в последнее время стал доминировать на международной арене.

Артур Гачинский, фигурист, и его жена намерены уделять больше времени себе и путешествовать. Об избраннице спортсмена известно немногое. В СМИ подробно освещалась история предыдущей избранницы Артура - фигуристки Катарины Гербольдт. Она также тренировалась у Мишина.

Они вместе ездили отдыхать на морские курорты и даже сняли квартиру, в которой стали жить вдвоем. Именно в этот период Гачинский добился основных успехов на российской и международной арене. Однако вскоре они расстались, причем инициатором была Катарина, которая заявила, что изначально не рассматривала эти отношения как долговременные.

Уже в 17 лет ученик Алексея Николаевича Мишина выиграл медаль чемпионата мира, а вскоре он стал вторым на чемпионате Европы… Казалось, петербуржец Артур Гачинский войдет в число великих, но не судьба. После смены тренера, безуспешной попытки начать все с нуля в Москве под руководством Татьяны Тарасовой, череды травм и разочарований Артур вновь вернулся на ледовую арену «Юбилейного», в группу Мишина, но уже в качестве молодого, начинающего тренера.

Тарасова меня перевоспитала

Решил вернуться, потому что у меня здесь мама, дом и семья, - объяснил Артур свое решение корреспонденту «Спорта День за Днем».

- Как на это отреагировал Алексей Николаевич?

Я приехал в Питер и буквально через пару дней в квартире моей мамы раздался звонок Мишина. Она перезвонила мне: «Алексей Николаевич просит, чтобы ты его набрал. Он не знает твой новый номер». Я позвонил. Алексей Николаевич предложил поработать его помощником. Мы встретились в «Юбилейном», пообщались, и буквально на следующий день я вышел на работу.

- Как бывшие товарищи по команде восприняли вас в новом качестве тренера?

- Они вас слушаются?

Куда им деваться? (Улыбается. ) Теперь я по статусу выше их. Шучу, конечно. Для меня работа тренером - это не власть над фигуристами, а ответственность за людей, которых ты тренируешь. Когда ты спортсмен, это тяжелый физический труд. Когда становишься тренером, то уже выкладываешься эмоционально и интеллектуально. Постоянно думаешь, строишь какие-то планы, голова постоянно занята.

- Есть амбиции как тренеру выйти на топ уровень?

Я ради этого и начал этим заниматься. Раньше моя амбиции носили чисто спортивный характер и касались только меня самого. Сейчас преследуется совсем иная цель. Хочу реализовать себя как тренер. Меня не беспокоит то, что я не смог завоевать те или иные медали. Не горю желанием еще раз постоять на пьедестале почета. Я начал все с нуля. Хочу теперь пройти этот путь как тренер.

- Чему вы научились у Татьяны Анатольевны Тарасовой?

Она дала мне закалку, характер. Она изменила полностью подход к тренировкам. Перевоспитала, можно так сказать.

- Чья тренерская модель станет для вас ориентиром - Татьяны Анатольевны или Алексея Николаевича?

Я бы их соединил.

Все разрушилось как карточный домик

- Что вы как тренер никогда не будете делать со своими спортсменами?

Я точно никогда не брошу своего спортсмена. Никогда не уйду в сторону. Между тренером и спортсменом должны быть абсолютно доверительные отношения.

- Дружеские отношения не помешают в работе? Все-таки многие ваши ученики - практически ваши ровесники.

Все наши великие тренеры, и Алексей Николаевич, и Татьяна Анатольевна, начинали свою карьеру в довольно молодом возрасте. Все зависит от спортсмена. Если он готов воспринимать информацию, которую ты даешь, все будет в порядке. Я научился в Москве тому, чего здесь нет, и теперь передаю фигуристам что-то новенькое. Вот вам конкретный пример. Сейчас я работаю с Алисой Лозко. Она съездила на свой первый этап юниорского Гран-при, получила четвертый уровень за «дорожку». Так что уже от моей работы уже есть какой-то результат. Посмотрим, что будет дальше.

- Вы завершили спортивную карьеру из-за травм?

Да, они посыпались одна за другой. Пролежав в очередной раз в больнице, я понял, что не хочу больше кататься. Жизнь длинная. Здоровье дороже. Чтобы быть впереди, надо было на каждой тренировке переступать через себя. Этого мое здоровье уже не позволяло.

- Как отреагировали семья, Татьяна Анатольевна?

Когда я привел им свои доводы, у них просто не было возможности мне возразить. Когда тренировочный процесс занимает две недели, а потом у тебя отваливается спина и в следующий выход на лед фактически начинаешь все заново, то, конечно, задумываешься: как в таком режиме можно двигаться вперед?

- Согласна.

Я уже и эмоционально был полностью убит. Сезон на носу. Работаешь так, что теряешь сознание. Но тут у тебя вылетает спина… Ты просто не можешь встать с кровати, и все рушится как карточный домик…

Раньше, чем окончилась она у первого. О том, как резко рубануть с плеча и ни о чем не пожалеть, фигурист рассказал корреспонденту агентства "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову.

Снял лангетку, подумал и решил: хватит с меня фигурного катания. Я хочу другого

- Артур, вы в отличной форме! Аксель точно докрутите.

Чтобы недокрутить аксель, мне надо здорово поправиться.

- Говорят, 50 граммов лишней массы - и нет акселя.

У меня аксель есть всегда. Даже с перевесом я его сделаю. И с выездом хорошим, как надо.

- А чего закончили-то? Озвученные причины были как-то неубедительны.

Целая серия обстоятельств поменяла отношение к тому, что я делаю как профессионал. Было-то всё прекрасно! Произвольную программу сделали, короткую, тулуп четверной отлично прыгал, сальхов чуть хуже, но тоже имелся в арсенале. А потом щелчок в спине мгновенно увел в "ноль" все труды Татьяны Анатольевны (Тарасовой), Саши (Успенского), мои.

В середине лета, в августе, спину защемило, да так, что я почти не двигался. Мне провели несколько курсов блокад. Три штуки - три недели я знал только две позы: стоячую и лежачую. Тело не сгибалось совершенно. Ни проехать по льду, ни прыгнуть, ни толком пройтись пешком. Так я пролетел мимо контрольных прокатов фигуристов сборной России в Сочи. Думал, поправим спину, и поеду на первый турнир в Оберстдорф… Только-только начало отпускать, как возникло еще одно воспаление, о котором не хочу говорить. Неделька насмарку, потом проблему запустили, и вывалилась неделька еще. И тогда стали понимать, что, похоже, теряем Cup of Russia (московский этап серии Гран-при, на котором Гачинского в итоге заменил Михаил Коляда). Форма была потеряна. И всё потеряно.

Потом дома разбиваются стеклянные двери, я начинаю убирать осколки с пола и остаток, застрявший в дверном каркасе, падает мне на руку, под кожей застревает кусок стекла. Разрезаны три сухожилия на пальцах - указательном, среднем и безымянном, - мышцы руки, отвечающие за сгибательные функции. Проще говоря, три пальца у меня просто висели, как декорации, висела и сама кисть. Операция, неделя в больнице, двадцать один день в гипсе, а потом я потихоньку стал разрабатывать руку и пытаться ею что-то сделать. Прошло четыре месяца, у меня до сих пор боль при поднятии тяжести, и часть руки как будто заморожена. Ни часы, ни браслеты носить не могу. Но движение кисти почти восстановлено. На остальное уйдут годы, пока связки растянутся заново. А потом я снял лангетку, подумал-подумал и решил: наверное, хватит с меня фигурного катания. Я хочу другого.

- В двадцать два года.

В двадцать два.

- Талант.

И есть проблема, которая другого масштаба. Пока я лечился, смотрел за всеми спортсменами мира, а они делают сейчас то, что не делал никто до них. Тупо сидеть в спорте, ездить по соревнованиям, на чемпионаты Европы и мира, оставаться там без медалей - глупость.

Это я от вас слышал. Но через год-другой будет корректировка правил, будут новые пути к конкуренции с гениями.

Будут, но у меня здоровье не железное, я не могу выдерживать долгий тренировочный цикл в хорошем напряге. Две недели - боль - пауза. Так нельзя в современном фигурном катании. А пока ты корячишься, (китаец) Цзинь Боян делает четверной лутц в каскаде с тройным тулупом и четверной тулуп во второй части короткой программы. Чтобы его переплюнуть, нужно делать что-то невероятное.

- Всё равно на одном четверном лутце чемпионат мира не выиграешь, можно же компенсировать его каскадами? Даже (олимпийский чемпион японец) Юдзуру Ханю проиграл (канадцу) Патрику Чану на этапе серии Гран-при в Канаде. Через год-другой расклад может поменяться.

Не знаю, может, я просто не хочу кататься. У меня просто нет желания продолжать спортивную карьеру. Мне больше нравятся шоу, нравится тренировать...

- Вы, наверное, просто устали.

Не спорю, да. Может, накатаюсь по шоу и захочу вернуться. Но пока я не вижу, откуда может появиться во мне такое желание.

- Психологическая передышка у вас.

Возможно. Отдохнуть нужно головой и нервами от всей этой напряженки. Может, через годик и вернусь. А, может, меня засосет трясина тренерская, постановочная. Я буду не против, сейчас мне это импонирует куда больше.

Петр Чернышёв, с которым вы работаете в шоу, наверное, смело претендует на звание "хореограф года" в мировом фигурном катании. Не говорил он вам, получает ли он от своей успешной деятельности то, что получал или, наоборот, не получил во время карьеры фигуриста?

В шоу другие эмоции. В соревнованиях идет сумасшедшая отдача, но она - для себя. Постановщик ставит хорошую программу и видит, что она выигрывает. Я сейчас в шоу, и оно мне компенсирует всё. Выхожу я в "Джингликах", и от меня идет отдача. Мы катали "Парфюмера", где у меня серьезная роль, и эта отдача была гораздо больше, чем в соревнованиях.

Да. Турнир - это турнир. А в спектакле - история. Там ты должен раскрывать себя эмоционально, а не как спортсмен - прыгнул, прокатился, прыгнул. В шоу я актер, который ведет диалог. Я играл Джузеппе Бальдини, (швейцарец) Стефан Ламбьель - Жана-Батиста Гренуя. Жестами мы должны были донести всю эмоцию и весь смысл произведения, и это реально удовольствие. Переживать все картины представления приятнее, чем быть участником соревнований.

Все время я должен себя щадить

Мне всегда казалось, что те, кто попадает в стихию спортсмена, идут до логического максимума. В семнадцать же вроде лет вы выиграли медаль чемпионата мира?

Кажется, да. Точно, в семнадцать - бронза чемпионата мира в Москве.

Вас в тринадцать лет заявили на взрослый чемпионат России, перекроив ради вас регламент. По-моему, после такого приходит самолюбие, которое охраняет от выходок, подобных завершению карьеры в двадцать с небольшим. Нужно же дожать.

Иногда понимаешь, что дожимать до конца не надо.

Но вы же не среднестатистический трудяга, который, закончит он или останется, ничего серьезного для себя не изменит. Материал-то не раскрыт. И это интересно. Говорите, Цзинь Боян прыгнул четверной лутц. И что, его теперь не обыграть?

Я не говорю, что его не обыграть. Обыграть можно всех. Четверной лутц - не гарантия победы. Гарантия - катание и возможность выдерживать нагрузку, которая обеспечит результат. Катаясь с листа, результат в соревнованиях ты не дашь. Периодически тренировки должны быть убойными, когда вместо четырех четверных тулупов ты делаешь семь, чтобы планка выносливости, которая есть в организме, увеличивалась. Чтобы загнать себя и через не могу сделать большее. И тогда через четыре минуты ты можешь больше, чем до этой тренировки. Если я это сделаю, то сорву спину.

- А подкачать?

Подкачивался, занимался ОФП, и я не могу сказать, что у меня слабое тело или слабые мышцы. Просто есть травма спины, которая не дает мне работать на пределах организма. Если я буду заниматься не на 100% возможностей, а на восемьдесят, то работа будет сделана плохо. Щадить себя на тренировке - это стоять на месте. Дурацкая боль в спине у меня появляется даже на фоне не таких напряженных, но длительных тренировок в шоу. Раз - болит, два - опять болит. Все время я должен себя щадить.

Татьяна Тарасова обычно на эти боли реагирует по-спортивному: терпи и всё. По крайней мере, это описывается в ее книге. Она с пониманием отнеслась к вашей идее?

Да, с пониманием, ведь через каждые две рабочие недели мы пропускали по три дня. Какие-то боли можно терпеть, но организм не выдерживал.

При вашем таланте и готовности, скажем, процентов на 65 в декабрьском чемпионате России какое бы место заняли?

65 - это мало, это ничего. Чуть больше половины возможного. Процентов 80 - разговор был бы другой. Но я был не до конца в курсах, что было на чемпионате России, и не могу представить, какое место я бы на нем занял.

- Не смотрели?

Не смотрел, так как был на рабочем месте. В шоу.

Не главный каскад жизни

- Самое приятное ощущение в карьере?

Бронза чемпионата мира. 2011 год, Москва, "Мегаспорт". В раздевалке я орал как резаный.

- И что же кричали?

Лучше сейчас помолчать об этом, многое кричал...

- "Патрик, я тебя еще достану!"?

Ха-ха-ха! Патрика? Да, достану... Как же. Он тогда сам был счастлив, взял первое золото чемпионатов мира после двух лет подряд с серебром. А я серебру был очень рад - на чемпионате Европы в 2012 году. И еще я был на седьмом небе в свой тринадцатый день рождения. Тогда я впервые прыгнул тройной аксель. Цепляли мы его с Алексеем Николаевичем, цепляли, гонялся я за ним, а потом раз - и получился! Волшебный момент. Ты докручиваешь, выезжаешь, и даже проверять не надо. Ты сразу понимаешь - ты его сделал. Но всё это так мимолетно, потом эти прыжки становятся рутиной, день за днем идут тренировки.

- Бронза, серебро и тройной аксель - главный каскад жизни?

Нет, всё же. В жизненном каскаде гораздо больше побед, у меня их было достаточно и много.

Первая половина января была у Артура напряженной - до четырех ледовых концертов в день. Новогодняя суматоха сошла, и наш разговор состоялся в первый же его выходной. Вскоре диктофон был отключен, Артур сделал последний глоток "старбаксовского" кофе, пожал мне руку и почему-то направился в сторону катка на Площади Революции. "Ухожу к своим", - бросил на прощание Гачинский.

Бронзовый призер чемпионата мира играет с олимпийским чемпионом Турина в одной команде

Бронзовый призер чемпионата мира играет с олимпийским чемпионом Турина в одной команде

Совсем скоро, когда начнется новый сезон фигурного катания, поймать для разговора питерца Артура Гачинского будет столь же сложно, что и Евгения Плющенко. В свои 17 лет ученик Алексея Мишина успел добиться многого: на дебютном для себя чемпионате мира в Москве завоевать бронзовую медаль, стать новым кумиром поклонниц. Но так ли уютно все время нежиться в лучах славы?

— В Петербург я переехал в 8 лет. Занимался фигурным катанием в Москве, но однажды родители привезли меня сюда на пару тренировок. Но, видимо, тогда Алексей Мишин разглядел во мне какие-то задатки большого спортсмена, какую-то искру, потому что через некоторое время меня пригласили к нему в группу. И я стал питерцем — теперь уже по ощущениям.

— Певец Эдуард Хиль очень жалел, что вы стали Гачинским — дескать, прикольно было: Артур Хиль на шоу выступает под живое песенное исполнение Эдуарда Хиля… Если не секрет, почему поменяли фамилию?

— Уж не потому, что фамилия Хиль труднее произносится на международных турнирах. Гачинский я по отцу. А папа мой решил, чтобы я жил и катался под его фамилией.

— В Москве после исполнения короткой программы вы пообещали, что медали у вас будут, и слово сдержали. Откуда такая уверенность?

— Я был готов конкурировать с лидерами мирового мужского одиночного катания. Но когда говорил, что медали придут, то имел в виду будущие сезоны. Даже не думал, что это случится так скоро. И не следил за чужими оценками… Это мой тренер не отходил от телевизора и наблюдал за прокатами всех фигуристов. А я отдыхал в раздевалке и ждал. Потом подошел к кулеру для спортсменов, чтобы попить водички, а рядом на стене уже висели результаты. Так и узнал о своей бронзе.

— Алексей Мишин в ожиданиях был осторожен: говорил, мол, рано пташечка запела, как бы кошечка не съела…

— Зато Татьяна Тарасова, которая ратует за конкуренцию в мужском одиночном катании, назвала ваш бронзовый прокат в Москве настоящим прорывом и заявила, что мечтает о возвращении на лед Евгения Плющенко. Вы готовы к борьбе с Плющенко на сочинской Олимпиаде?

— Я пока не думал ни о конкуренции с Плющенко, ни об Олимпийских играх. Еще рано.

— А не тяготило то, что вас с раннего детства объявили наследником славы питерского одиночного катания? Ведь даже сам Алексей Мишин несколько лет назад во всеуслышание заявил: у меня в группе, дескать, тренируется новый Евгений Плющенко…

— Меня готовили к такому статусу, но я этой шумихи не замечал. Поэтому к ажиотажу относился спокойно.

— Но вы не только внешне похожи на молодого Евгения Плющенко…

— Ну это вряд ли. Если и есть доля сходства, то маленькая.

— …Но и, как считают многие, столь же техничны, зато вашим программам не хватает содержательности в компонентах…

— Я не кокетничаю с публикой. Эмоции иногда захлестывают, но лучше их держать в себе. Я не слежу за тем, как зрители реагируют на мое катание. Это в прошлом году в ноябре, когда выступал на московском этапе «Гран-при», болельщики вдруг принялись мне аплодировать аж при заходе на прыжок и сбили меня с толку — я упал. Теперь стараюсь уходить в себя и концентрироваться на заученных движениях. Нас с Женей учит один тренер. Да, Алексей Мишин делает акцент на технику и на прыжки, потому что именно прыжки — самое «вкусное» в мужском одиночном катании. Когда-то и чемпион мира Патрик Чан заявлял, что обойдется без четверных, однако с нового сезона собирается включить в программу сразу два таких прыжка.

— Фигурное катание выматывает: нагрузки возрастают, организм устает, накапливаются травмы. Удается ли вам прежде всего получать удовольствие от тренировок?

— Именно так. Я от участия в соревнованиях в первую очередь получаю огромное удовольствие. Потому что только в них могу ощутить особую, ни с чем не сравнимую атмосферу.

— Как вы совмещаете активные тренировки с многочисленными хобби — рыбалкой, сноубордингом, компьютерными играми, походами в театр?

— Ну, сноуборд — это только мечта: кататься на нем времени у фигуристов нет. Вот за компьютером действительно сижу. И в театр прихожу регулярно — Алексей Мишин собирает группы фигуристов для совместных походов на классические постановки. Мне нравится балет. Но совмещать все эти хобби с тренировками практически не получается. Я, можно сказать, сутками нахожусь в «Юбилейном» — иногда по 20 часов в день.

— Где вы собираетесь хранить бронзовую медаль с московского чемпионата мира?

— Повешу у себя в квартире на стене, чтобы любоваться ею время от времени.

— А как вы поступаете с подарками, которые бросают вам на лед?

— Плюшевые игрушки, которые понравились мне больше остальных, лежат у меня дома. Аккуратно сложенные.

— Евгений Плющенко, которому на пике популярности игрушки бросали на лед целыми мешками, мог бы из подарков частное собрание составить. Но он предпочитает отдавать их в детские дома.

— Мне пока рано. В моей «коллекции» после московского чемпионата мира всего штук 15. Они не занимают много места. Есть, впрочем, специальный сайт поклонников Артура Гачинского, очень красивый, на корейском языке — домен зарегистрирован в Южной Корее. А персонального фан-клуба нет.

— Зато Евгений Плющенко коллекционирует машины и холодное оружие…

— Ну да? Я слишком юн. У меня есть мопед. Но экстремально ездить не люблю. Да и не исполнилось еще 18 лет, чтобы разъезжать на мотоциклах.

— А на машину денег уже заработали — призовыми, премиальными, рекламой?

— Я собираюсь приобрести машину. Думаю либо купить, либо ездить на маминой. Права я получить могу. Но на автомобиль еще не заработал.

Беседовал Владислав ПАНФИЛОВ фото Бориса ОСЬКИНА

Артур Гачинский стал одним из главных ньюсмейкеров чемпионата мира по фигурному катанию в Москве. Никто не предполагал, что 17-летний ученик Алексея Мишина станет бронзовым призером мирового первенства, да еще в компании с сильнейшими титулованными соперниками. Спустя день после мужского финала Артур Гачинский ответил на вопросы корреспондента «МН».

- Третье место - это тот уровень, ниже которого уже не хочется опускаться. Что для этого надо делать?

Работать. Много. Долго. Без отдыха. Если взял первую высоту, то падать совсем не хочется. Надо забираться выше. Пока мое катание идеальным не назовешь. Надо поработать над скольжением, вращениями. В следующем сезоне в обеих программах хочу исполнять по два четверных прыжка. Поэтому за лето необходимо хорошо подготовиться, чтобы накопить форму.

- Где планируешь проводить сборы?

В Испании, Италии и Эстонии. Но перед этим весь май я буду отдыхать. Сначала с тренером по ОФП поедем в Адлер. Потом переберусь в Сочи, где Алексей Николаевич Мишин пробил мне путевку.

- Один поедешь?

Да, мне не скучно. Даже нравится иногда побыть в одиночестве. Для меня это самый лучший отдых, чтобы забыть о фигурном катании, отодвинуть его на второй план.

- Разве это возможно?

Я умею отключаться, потому что по характеру очень спокойный. Многие говорят, что у меня вообще нет нервов. Даже перед выходом на лед никогда не дергаюсь, могу абстрагироваться от всего. В этот момент для меня существуют только тренер, лед и я. Все другие вещи не волнуют.

- Первое впечатление от встречи с Мишиным?

Мы приехали с мамой в Питер, потому что жили в Москве, где я уже год серьезно занимался фигурным катанием на Стадионе юных пионеров. Не знаю, кто и почему решил, что нам надо показаться Алексею Николаевичу. Но он посмотрел меня, а потом позвонил и сказал, что берет.
Я уже знал, что Мишин - известный тренер. И когда увидел его так близко впервые, то испытал восторг. В Москве я ходил на соревнования, в которых участвовал Женя Плющенко, а Мишин стоял у бортика, но это было как бы издалека. Сама же идея тренироваться у Мишина, рядом с Плющенко, для меня казалась невероятной.

- А почему родители выбрали для тебя именно фигурное катание?

Моя мама - художница, и, возможно, ее привлекали те виды спорта, в которых было что-то близкое к искусству. Скорее всего, меня отдали в спорт потому, что в детстве я был одним из тех, про кого говорят: не ребенок, а шило. Спорт полностью изменил мой характер. Я приходил с тренировок и засыпал. Но при этом мне очень понравилось кататься. Я сразу понял, что стану фигуристом и начал бредить мечтой. Но в то же время я понимал, что это не просто так. Что фигурное катание - труд, работа, которая приносит удовлетворение, и что этим можно зарабатывать деньги.

- Глупый вопрос: для чего? Тебе ведь было 8 лет.

Когда мы с мамой переехали в Питер, то возникли проблемы с деньгами. Но мы держались. Основная нагрузка лежала на маминых плечах, потому что папа приезжал редко. Поэтому сейчас я стараюсь помогать маме, быть для нее стеной и опорой.

- После первых выступлений тебя стали называть вторым Плющенко. Это радовало или раздражало?

Поначалу я не обращал внимания. Сейчас раздражает, потому что мы катаемся у одного тренера, и хотя исполнение элементов похожее, но оно все же разное. Я никогда специально не копировал движения Жени. Но мы тренируемся вместе, я смотрю видеозаписи его выступлений, и, возможно, некоторые жесты повторяю автоматически. Когда меня называют не Гачинским, а клоном Плющенко - это неправильно. Я всегда стараюсь быть самим собой.

- А какой ты по характеру?

Добрый и очень уравновешенный.

- Правда, что ты поменял фамилию Хиль на Гачинский ради сценического образа?

Вовсе нет. Раньше я выступал под фамилией мамы - Хиль. А когда она вышла замуж, то отец захотел, чтобы я взял его фамилию Гачинский.

- Был даже показательный номер «два Хиля», где ты катался под музыку певца Эдуарда Хиля?

Однажды мы выступали вместе, и ведущий сказал, что на сцене Эдуард Хиль, а на льду - Артур Хиль. Наверное, вот тогда и пошли разговоры, что я его дальний родственник.

- Мама приходит на твои соревнования?

Нет, потому что когда она в зале, я начинаю волноваться. Лучше потом, дома, она мне расскажет, что было не так. Конечно, в технические моменты она не вмешивается, а по поводу хореографии, как художник, может подсказать, где я выглядел корявенько.

- С вашей группой работали наши и иностранные хореографы. Можешь рассказать об отличиях?

Наши хореографы - это бывшие балетные люди. Они не могут стоять на коньках, только придумывают что-то, и ты сам делаешь, воплощаешь их идеи на льду. А канадец Том Диксон, который два года назад ставил мне короткую программу - танго на музыку «Мистер и миссис Смит», не просто придумывал, но и показывал, как надо делать. Диксон был и постановщиком, и пояснял, в какой такт надо делать перебежку, насколько плавно или быстро. Работать с ним было очень интересно и очень тяжело. Не знаю, возможно, мы продолжим сотрудничество.

- В сегодняшнем фигурном катании есть спортсмен, который потрясает тебя своими программами, движениями?
- Нет, у меня нет кумира.

- А Патрик Чан?

Канадец - хороший фигурист. Его программы изобилуют «транзишн» - связующими элементами, и он очень плавно скользит по льду. Но я не согласен, к примеру, что небольшие подпрыжки, которые он делает на разбегах, можно назвать «транзишн». Для меня это понятие подразумевает «пьяный», обманный шаг, перестановку ног, владение коньком так, что фигурист набирает ход с помощью других элементов, а не то, что исполнил подпрыжку и поехал дальше.

И вместе с тем, у Чана прекрасный заход на четверной прыжок. Там, где он делает «пьяный» шаг, «тройку» и четверной - вот это классно, на самом деле круто. Или потрясающие дорожки шагов. Когда я видел его дорожку в короткой программе, он проскользил первую половину на одной ноге так легко и естественно, словно дышал. Вот это было потрясающе. Я думаю, что он очень много работает. Над каждым элементом. Чан поставил себе цель кататься как бог. И у него это получается.

- А ты хочешь кататься как бог?

Конечно, это главная цель для меня.