Ski - горные лыжи: техника катания: карвинг от "а" до "я". Экспертам карвинга Лыжи карвинговые

Горнолыжный вид отдыха набирает все больше поклонников. Многие предпочитают провести отпуск не на лазурных берегах, а на горнолыжных курортах. Чтобы разобраться во всем разнообразии лыжного производства, стоит внимательно изучить характеристики и .

  • ALAN. Компания из Словении, одна из самых известных в мире. Для изготовления используются новейшие технологии: RST Sidewalls — передает энергию на канты для лучшего вхождения в повороты, а углеводородное волокно придает дополнительную прочность, что высоко ценят настоящие профессионалы.

Дизайнеры компании не забывают о красоте форм и верхнего покрытия полозьев. Самые лучшие лыжи этого бренда включают в себя технологию Amphibio, для отдельного изготовления правых и левых полозьев, сочетающих сразу два профиля Rocker b Camber.

  • . Горные лыжи австрийского производителя Head являются самыми технологичными. Модели данного бренда состоят из полых нитей, обеспечивая одновременную легкость и прочность лыж. Еще производитель запустил системы: электронное управление, Intelligence Chip.

Система электронного управления позволяет лыжам быстро реагировать на происходящие перемены, например, снижение или увеличение скорости, а также изменения в плотности снежного покрова, что обеспечивает хорошую стабильность. Вторая система предотвращает потерю управления лыжами в случае бесконтактности со снегом.

  • . Это французский бренд, который изготавливает высокотехнологичные лыжи, не изменяя классическим традициям. Большинство продукции производится в категории унисекс. В сериях для женщин и детей выбор невелик.

Продукция фирмы Salomon внедрила уникальные технологии: Monocoque, V-shape, Powerline, 3D Race Carbon, Rocker. Все они направлены на улучшение маневренности, контроля управления, обеспечение достаточной прочности без утяжеления конструкции.

  1. . Американские лыжи К2 характеризуются особой популярностью и систематической модернизацией используемых технологий, что позволяет бренду оставаться на лидирующих позициях. Отличительной особенностью продукции считается система гашения вибраций MOD-monic, а крепление производится без сверления отверстий. Однако есть значительный недостаток — это самые дорогие лыжи.
  2. . Продукция австрийской фирмы примечательна разнообразием. Здесь присутствуют как дорогие модели, так и бюджетные. Конструкция характеризуется легкостью, повышенной торсионной жесткостью. Ввиду своей повышенной устойчивости, легкой управляемости хорошо подходят для начинающих лыжников.
  3. . Австрийская компания занимается выпуском лыж уже более 30 лет. Спросом пользуется линия для детей и подростков, благодаря технологиям, обеспечивающим легкость конструкции. Для этого используются: Ultra High Densolite и 3D Touring. Лыжи мгновенно реагируют на поворотах и скользят.
  4. . Лыжи этой фирмы в основном рассчитаны на профессиональных горнолыжников. Они выполнены из легкого ламината с деревянным сердечником, оснащены двухслойными боковыми стенками. Это позволяет сделать продукцию высокопрочной, стабильной, легкой, маневренной.
  5. . Итальянская компания, выпускающая спортивный инвентарь с 1935 года. Заслуженно входит в десятку лучших производителей горных лыж. Имеет собственные технологии и конструкторские идеи.
  6. . Немецкий производитель запустил линию лыжного инвентаря, устойчивого к резкому перепаду температур и износу. Однако цена слишком высока для рядового потребителя.
  7. SCOTT. Американская фирма, выпускающая недорогой лыжный инвентарь. Однако качество остается на высоте.

Как устроены горные лыжи

Отличительной особенностью считается их конструкция. Она отличается от других видов носком, пяткой, талией. Соотношение этих величин называется радиусом, чем он меньше, тем маневреннее лыжи, а повороты более резкие и крутые. У радиус будет меньше, чем у классических.

Важно! Лыжи, имеющие маленький вес, менее устойчивы, но ими легче управлять.

Благодаря особой конструкции горнолыжные модели под весом тела прогибаются по всей длине, а в носке и пятке скручиваются. Поэтому выбирать лыжи необходимо не только с учетом роста и веса, но и стиля катания. От последнего параметра будет зависеть необходимый радиус бокового выреза лыж.

Имеет значение вариант раскладки слоев. Выделяют 3 основных типа:

  • сэндвич;
  • короб.

В первом варианте пластины наложены друг на друга, во втором — на прочный пласт-основу укладываются остальные слои, а в третьем случае используется сердцевина, вокруг которой расположены другие материалы. Короб еще называют монококком.

Какие лыжи выбрать новичку

Для начинающих горнолыжников идеально подойдут карвинговые модели. Они имеют необходимую мягкость и конструкцию, благодаря которым новичкам легче справляться с крутыми поворотами, а также выравнивать положение при ошибках в движении.

Лыжи для карвинга обладают узкой талией, широким носком и такой же пяткой, что способствует быстрому освоению маневров, однако, прочность полозьев становится слабее, что компенсируется малой стоимостью.

Какими лыжами лучше управлять: Фишер или Соломон? Вопрос, который требует тщательного изучения характеристик. Разобраться с особенностями технологий поможет краткий обзор.

Трендовые горные лыжи для карвинга класса люкс 2018 г.

Rossignol Pursuit 14-15

Моделью легко управлять на высоких скоростях. Благодаря отличному сцеплению кантов со снегом, рекомендуются при катании на коротких дугах. Имеют свои конструкционные особенности:

  • Central Dualtec;
  • IPS Diamond;
  • H Technology;
  • VAS Complex Aramide/Basalt.

Стоимость — 19 000 рублей.

Rossignol Pursuit 400 Carbon 16-17

Pursuit 400 Carbon подходит для прогрессирующих горнолыжников. Отличается повышенной износостойкостью. Нос и пятка полозьев перфорированы, что уменьшает вибрацию и улучшает сцепление с поверхностью. Конструкция оснащена:

  • Prop Tech;
  • Carbon;
  • Oversized sidecut;
  • Power turn rocker;
  • Sidewall.

Стоимость — 26 200 рублей.

ATOMIC Vantage X 77 C 16-17

Считаются лучшими горными лыжами для прогрессирующих лыжников. Модель универсальна. Уверенность чувствуется как на склонах, так и вне трассы. Лыжи отличаются одновременно мощностью и легкостью конструкции. Внедренные технологии:

  • Power Woodcore;
  • Firewall;
  • Exo Profile;
  • Carbon Tank Mesh.

Стоимость — 25 700 рублей.

Важно! Атомик — это качественная сборка и материалы, поэтому цену они оправдывают.

Nordica NRGY 80 14-15

Лучших универсальных горных лыж не найти, отлично катятся и на коротких дугах, и при максимальных скоростях. Здесь бренд Нордика впервые внедрил технологии, используемые во фрирайде. Самый оптимальный вариант по характеристике «цена-качество». Начинать горнолыжные тренировки лучше именно с этой модели. Особенности технологии:

  • I-Core Torsion Brige TI;
  • AM CamROCK.

Стоимость — 25 000 рублей

Salomon W-KART 14-15

W-Kart отличаются быстрым откликом и маневренностью, даже хрупкая женщина справится со столь легким управлением. Лучше всего ведут себя на подготовленных трассах при высокой скорости катания короткими дугами. Конструкция позволяет плавно поворачивать, не теряя стабильности. Используемые технологии:

  • 3D Sport Monocoque;
  • Powrline;
  • Ti Laminate.

Стоимость — 25 000 рублей.

Трендовые горные лыжи для карвинга среднего сегмента 2018 г.

Fischer XTR Cruzar 16-17

XTR подходит как для начинающих, так и для продвинутых лыжников. Имеют малый вес, что хорошо отражается на сглаживании ошибок при движении. Однако предназначены только для использования на очищенных трассах. Особенности технологий:

  • Air Power;
  • Fiber Tec;
  • Ceradur;
  • Rocker On-Piste.

Стоимость — 13 000 рублей.

Salomon Kiana W 15-16

Хороший вариант для начинающих и прогрессирующих лыжниц. Конструкция в виде короба позволяет женщине чувствовать себя при движении уверенно, а rocker смягчает повороты. Однако не стоит использовать модель на прямых склонах, так как устойчивость для этого не рассчитана.

Стоимость — 17 000 рублей.

Elan Explore 4 Plate 15-16

Подойдут только для начальных этапов тренировок, так как прочность конструкции не предусматривает резких и крутых маневров. Изготовитель внедрил технологии:

  • Express;
  • Fiberglass;
  • Full Power Cap;
  • Complex Woodcore.

Стоимость — 12 000 рублей.

HEAD Big Easy Classic 07-08

Модель «унисекс», предназначенная для прямых трасс, так как являются ненаправленными. Совершать маневры на них небезопасно — ошибки как на ладони. Подходят для обучения хода коньком.

Стоимость — 15 000 рублей.

HEAD Shape RX PR 14-15

Подходят для езды на подготовленных склонах в любую погоду, поэтому это отличный выбор для новичков. Жесткость конструкции, малый радиус бокового выреза в сочетании с качественной сборкой и креплением будут на протяжении долгих лет радовать владельца маневренностью и сцеплением.

Стоимость — 16 000 рублей.

HEAD Primal Instinct PP9 15-16

Мужчинам-новичкам приглянется дизайн в черном цвете, который просто вселяет уверенность в собственных силах. Конструкция предполагает езду по расчищенным трассам без сугробов. По склону они идут мягко, амортизируют ошибки неопытного лыжника. Однако цена завышена.

Стоимость — 13 500 рублей.

Fischer XTR RC4 Speed 16-17

Хорошо подходят для бездорожья, заснеженных склонов. Маленький изгиб носовой части хорошо направляет лыжника при крутых маневрах. А специфичность конструкции избегает вихляния.

Стоимость — 14 000 рублей.

Трендовые горные лыжи для карвинга эконом-класса 2018 г.

Rossignol Pursuit 11 Ca 13-14

Для начинающих — отличный выбор. Модель с коротким кантом и маленьким радиусом, что позволяет с легкостью совершать маневры. Однако для прогрессирующих спортсменов этот вариант не подходит, так как не расчитаны для скоростных трасс, ввиду отсутствия возможности контролировать скорость.

Стоимость — 9 500 рублей.

HEAD Rev 70 PR 14-15

Качество соответствует цене — жесткость слабоватая, скользят только на хорошо расчищенных трассах. Однако отличаются легкой управляемостью. Для обычных прогулок за компанию неплохой вариант.

Стоимость — 8 800 рублей.

Карвинговые лыжи для детей

Дети любят подражать взрослым во всем. И занятия лыжным спортом не исключение. Поэтому детские лыжи не отстают в своей популярности от взрослых. Востребованными на рынке считаются следующие модели.

Elan LiL’ Magic QT 13-14

Отличный вариант для девочек с широким диапазоном ростовок от 70 до 150. В конструкции учтены все параметры для езды маленького горнолыжника: облегченные версии креплений, небольшие габариты, красивые яркие расцветки.

Стоимость — 9 000 рублей.

Elan Starr 16-17

Самая популярная модель для мальчиков с ярким голубым окрасом. Ребенок почувствует себя настоящим альпийским горнолыжником, благодаря отличной маневренности и высокой прочности конструкции, которая позволит мгновенно освоить быструю езду даже по внедорожью. Широкий диапазон ростовок от 70 до 150.

Стоимость — 9 000 рублей.

Женские модели

Женские модели отличаются от мужских уменьшенной ростовкой, дизайном, весом для комфортной езды. Модель выбирается индивидуально с учетом параметров. Какими же лыжами лучше пользоваться: Фишер или Россиньоль?

Лучшие марки лыж для женщин:

  1. Fischer Aspire (SMU) будут радовать как начинающих, так и прогрессирующих лыжниц. Благодаря сердечнику Air power и сдвигу крепления к носку обеспечивается экономия энергии при езде. Предназначены для карвинга.
  2. Rossignol famous 4 предназначены только для начинающих пользователей по трассе. Сердечник из павловния снижает вес конструкции, а Rocker облегчает вход в поворот. Полозья скользят даже по сугробам.

Подобрать лыжи в салоне сложно, поэтому сначала рекомендуется брать напрокат. А уже опробовав в деле, решать — подходят или нет. Если такой возможности нет, возьмите лыжи, соответствующие цели. Для обычных прогулок можно приобрести простые модели для начинающих. В случае дальнейшего совершенствования навыков, лучше сразу взять вариант, подходящий для прогрессирующих.

С каждым годом людей всё больше привлекает . В отличие от ленивого отдыха он даёт возможность получить порцию экстрима в условиях чистого горного воздуха и великолепных видов. А современное оборудование для лыжников даёт толчок в развитии новых стилей катания. Одним из распространённых способов катания на лыжах является техника карвинг.

Что же это?

Карвинг является стилем , который характеризуется отсутствием бокового проскальзывания лыж в повороте. Этот стиль появился благодаря особой форме лыж с широким носком, широкой пяткой и узкой талией, а также благодаря появлению новых материалов, которые устойчивы к силам, скручивающих лыжу вдоль ее оси под нагрузкой. Также появлению этого стиля способствовало повышение уровня качества подготовки склонов на курортах: наличие идеально ровного «вельвета» после обработки снега специальными машинами стало стандартом.

Само слово карвинг (carving) значит «резать». Это название возникло потому, что лыжи, наклоненные в повороте, как бы режут кантами склон, оставляя ровные глубокие борозды, в отличие от обычного катания, когда лыжи в повороте немного проскальзывают поперек движения, снижая скорость и оставляя более широкие и не такие глубокие следы.

Чтобы выполнять такие манёвры, понадобится использовать «приталенные» модели лыж, о которых мы упоминали выше. Такая техника раньше была возможна только на высоких скоростях, на которых катались лишь профессиональные спортсмены. А с появлением новых приталенных лыж она стала доступна обычным любителям, причем любого возраста. Все просто: поставленная на кант лыжа, на которую давит вес лыжника в ее середине, прогибается, впиваясь носком и пяткой в плотный ровный снег, и приобретает форму дуги. Эта дуга сама ведет лыжника в повороте, не требуя от него никаких дополнительных движений.

Степень приталенности лыжи влияет на оптимальный радиус поворота лыжника: чем сильнее приталена лыжа, тем меньше радиус поворота. На всех современных моделях лыж указаны все характеристики: ширина носка, талии, пятки и оптимальный радиус поворота.

Особенности стиля

На практике в таком стиле можно выполнять как быстрые и короткие повороты, так и длинные. В случае первого вида лучше использовать небольшие лыжи уменьшенной ростовки. Их радиус поворота обычно 11-16 метров, за счёт чего они будут манёвренней, хотя на большой скорости устойчивость будет хуже. В случае же больших дуг лучше использовать более длинные лыжи с повышенной жёсткостью и радиусом поворота 17-20 м.

Чтобы использовать такой вид езды, понадобятся:

  • современные лыжи. Многие модели предназначены конкретно для карвинга. На таких лыжах ширина талии не превышает 68 мм. В них заметна большая разница по ширине между передней, средней и задней частью изделий. Такая конструкция обеспечивает лёгкость движения по плотному укатанному снегу.
  • подходящая техника. Кому-то проще управлять по классическим методикам, другим - по современным.
  • соответствующий склон для карвинга. Он должен быть правильно подготовлен и ухожен: обычно это довольно пологий склон, идеально заглаженный ратраком (снегоуплотнительной машиной).

Лучше всего для карвинга подходит обучение на специальных участках. Как мы уже упоминали, их особенность - в небольшом уклоне и отсутствии резких спадов. Лучше всего учиться по утрам, потому что ратраки укатывают снег по ночам, и именно утром состояние снежной поверхности идеально. Для обучения карвингу существуют специальные курсы, которые предлагают инструкторы на курортах.

Тонкости процесса

Прелесть карвинга заключается в том, что он легок для освоения. В отличие от традиционной техники, когда лыжнику приходится разгружать лыжи за счет сгибания коленей и делать вращательный импульс при входе в поворот, карвинг этого не требует. Достаточно просто поставить лыжу на кант (наклонить), она прогнется и сама поведет вас по дуге. Это возможно на самой маленькой скорости, поэтому страх не мешает обучению.

Если старая методика обучения использовала упор и плуг, беря на вооружение многолетний опыт, то в современной трактовке выработаны свои методы. Они отрекаются от классического способа и ориентируются на использование более простых и интуитивно понятных движений.

Поставьте лыжи на канты, и они сами поедут по дуге, впиваясь в снег, а ваша задача - только соблюдать баланс, наклоняя корпус внутрь поворота. Поскольку лыжи не проскальзывают, скорость будет нарастать довольно быстро, и вам придется наклоняться внутрь поворота сильнее. Лыжи лучше вести в широкой стойке, чтобы одна нога не мешала другой. Как и в классической технике, вес лыжника больше сосредоточен на внешней лыже.

При этом, если скорость возрастет, лыжи будут сильнее и надежнее впиваться в снег, потому что сила давления на лыжу возрастет. Лыжи будут резать снег, оставляя узкие и глубокие следы кантов. Внутренняя в повороте нога будет согнута заметно сильнее, чем внешняя, потому что лыжник почти ложится бедрами на снег.

Имейте в виду, что карвинг на высокой скорости может быть опасен, если вокруг много катающихся. Лыжник меняет направление движения более чем на 90 градусов и заканчивает повороты, двигаясь на высокой скорости практически поперек склона, поэтому его траекторию бывает трудно предсказать. Это еще один довод в пользу утреннего катания, когда на склонах еще немного людей.

Не забывайте о шлеме и правильной регулировке креплений, которые спасут ваши ноги от травмы, отстегнув лыжи в случае вашего падения.

Успехов вам в освоении карвинга!

Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова , которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.

Карвинговые горные лыжи

Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.

Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.

Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.

Что такое карвинг

Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.

Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:

  1. Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
  2. Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
  3. Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).

Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).

Для чего нужны карвинговые лыжи

Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.

Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.

Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.

Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:

  1. Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.

Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.

  1. Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.

Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.

  1. Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.

К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.

Универсальные горные лыжи (All mountain)

Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.

All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.

Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую:)

Ширина универсальных лыж

Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.

Универсальность по технике и боковой вырез

Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.

Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.

Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.

В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.

Радиус поворота

Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.

Рокер на универсальных лыжах

В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.

В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).

Для чего нужны универсальные лыжи

По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).

Лыжи для фрирайда

Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.

Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.

Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.

Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.

В последнее время очень многие люди предпочитают активные виды отдыха. Зимой это в первую очередь . Придя за спортивным инвентарём, большинство лыжников теряются при виде разнообразия представленных там моделей. Atomic, Fischer, Volkl, Scott - самые распространённые и именитые бренды, поставляющие на рынок товары для этого вида спорта. Необходимо разобраться в этом многообразии, поэтому составим рейтинг горных лыж.

Бренды

В числе самых именитых брендов стоят Atomic, Fischer, Volkl, Scott, которые показали себя лучше всех в ходе самых разнообразных тестов.

Atomic

Эта компания начинала с производства деревянных лыж в 1955 году. На данный момент она выпускает не только , но и другую горнолыжную, а также сноубордическую экипировку. На счету у этого бренда олимпийское золото и несколько кубков мира.

Fischer

Изначально производились только тележки и сани. Но начиная с 1936 года выпускаются лыжи, а в 1958 году компания захватила мировой рынок. 2010 год приносит этой компании более половины всех олимпийских медалей в Ванкувере.

Volkl

Появилась в Баварии в двадцатых годах прошлого столетия и сейчас она монополист по изготовлению горных лыж в Германии. В настоящее время этот бренд выпускает сноуборды, крепления, экипировку, а также ракетки для тенниса. Изготовление лыж при температурах ниже стандартных является визитной карточкой этой компании. Возможно, именно поэтому их продукция такая надёжная и качественная.

Scott

Компанию Scott основал в 1958 году американский лыжник с созвучной фамилией. Правда, начала она не с выпуска лыж, а с производства палок из алюминия, взамен стальным и бамбуковым. В 1971-м начато изготовление ботинок, а в 1998 году налажено производство .

Универсальные

Этот тип инвентаря подойдёт новичкам, делающим первые шаги в этом спорте и не определившимся с направлением (спокойная езда, слалом или карвинг) и видом трасс. Такие лыжи подойдут для каждого, независимо от предпочтений, будь то спокойная езда или более агрессивная. Что касается трасс, то они хороши на любых. Многие считают, что универсальность проигрывает специализации. Но это точно не про . Кроме того, не стоит забывать, что спорттовары в настоящее время недешёвы, поэтому покупать несколько пар новичку не только нецелесообразно, но и накладно.

Atomic M:10 Puls Ti

Хорошо подойдут для тех, кто любит комфортную, расслабленную езду, без высоких скоростей на укатанных трассах, не подойдут райдерам весом более 85 кг.

Atomic M:9 Puls

Юркие, поворотливые, послушны даже на плохом покрытии, тоже не для тяжеловесов.

Порадуют новичков своей послушностью и хорошей управляемостью, весьма неплохо показывают себя на вираже.

Не любят короткие дуги и высокую динамику, зато уверенно себя чувствуют на любых склонах.

Универсальные для экспертов

Этот вид создан для людей с опытом катания, которые катаются в разных направлениях (карвинг, слалом и т. д.), но не готовы расстаться с большой суммой денег за широкий ассортимент спортинвентаря.

Atomic Metron B5

Хорошо режут дуги разного радиуса и непритязательны к снежному покрытию.

Отлично показывают себя в разных стилях катания, но предъявляют жёсткие требования к навыкам райдера, выдержат не только лёгких лыжников, но и тяжеловесов.

Fischer AMC 76 RF2 V2

Рассчитаны на райдеров, уже имеющих определённый опыт, хорошо идут по свежему снегу, на склонах с другим покрытием управляемость и отзывчивость ниже.

Непритязательны к снежному покрытию, не любят повороты с малым радиусом, рассчитаны на небольшой вес райдера.

Хорошо подойдут для тех, кто любит и большие дуги и имеет атлетическое телосложение. Лучше ведут себя на свежем снеге, могут стерпеть небольшие неровности.

Для карвинга

Atomic SX:9 Puls

Не подойдут для динамичной езды с поворотами с малым радиусом, не рассчитаны на тяжеловесов.

Стабильны и легки в управлении при средней динамике катания.

Хорошо управляемы, не преподнесут сюрпризов, если не гонять на них слишком быстро, повороты можно закладывать любые.

Scott Crossfire XT

Любят динамичную езду с короткими дугами, непритязательны к качеству снега.

Рассчитаны на небольшую динамику, стабильны в поворотах.

Слалом-гигант

Лучше показали себя в тестах на длинных трассах с большим перепадом высот, отличаются стабильностью и устойчивостью.

Fischer RC4 Worldcup RC

Предсказуемы, обладают хорошим разгоном и динамикой.

Volkl Racetiger GS Racing

Предназначены для людей с хорошими физическими данными, так как предъявляют достаточно жёсткие требования и не прощают ошибок.

Женские модели

Такие модели гораздо легче остальных, более мягкие и отличаются расположением креплений.

Atomic Balanze B 7:4

Предназначены для катания со средней динамикой и поворотов с малым радиусом.

Atomic Balanze B 9:7

Достаточно требовательны к навыкам катания, но зато устойчивы на любом снеге.

Хороши при динамичном катании, любят повороты с большим и средним радиусом.

Рассчитаны на лыжниц, предпочитающих расслабленное катание, без динамичных разгонов и крутых поворотов.