Подготовка и проведение соревнований по стрелковому спорту (по стрельбе пулевой),или Как провести соревнования по стрельбе. Организация и проведение соревнований по баскетболу Подготовка к соревнованиям начинается с разработки положения

Тема: Организация и проведение соревнований по спортивным играм.

Цель: Научить составлять положение о соревнованиях, ориентироваться в системах розыгрыша.

Литература:

    «Спортивные игры». Учебное пособие для пед училищ, отделений физвоспитания. Под редакцией Н.П. Воробьёва. М., «Просвещение», 1975.

    Планирование, организация и проведение спортивных соревнований/. Сост. Антонов В.В. – Караганда: Болашақ-Баспа, 2001.-63с.

    Правила соревнований по видам спорта.

    Виды соревнований.

    Положение о соревнованиях.

    Системы розыгрыша.

Ход занятия:

Соревнования являются органической и неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, одним из методов привлечения широких масс к занятиям спортивной игрой. В соревнованиях про­веряется качество учебно-тренировочной работы, выявляются ее недостатки, подводятся итоги работы за определенный период времени, определяются сильнейшие спортсмены и лучшие команды. Кроме того, соревнования стимулируют систематическую трениро­вочную работу, повышают уровень спортивного мастерства.

I . Виды соревнований.

Соревнования по спортивным играм подразделяются на сле­дующие виды: первенства, или чемпионаты, соревнования на кубок (приз), матчевые встречи, контрольные встречи, уравнительные, классификационные, отборочные соревнования, однодневные сорев­нования (блицтурниры), показательные и товарищеские встречи.

    Первенства, или чемпионаты (школы, района, города, респуб­лики и т. п.), проводятся обычно только один раз в год. Это един­ственный вид соревнований, в котором присваивается звание чем­пиона. Как правило, первенства проводятся по круговой системе с определением мест всех участников.

    Соревнования на кубок (приз) учреждаются различными органи­зациями: комитетами по физической культуре и спорту; редакция­ми печатных органов; спортивными клубами; советами физкульту­ры школ. Они проводятся по системе с выбыванием.

    Матчевые встречи организуются специально, они предусматри­ваются календарем спортивных соревнований. Многие из таких встреч являются традиционными.

    Контрольные встречи проводятся с целью проверки готовности команд к предстоящим ответственным соревнованиям.

    Уравнительные соревнования проводятся между командами раз­личной подготовленности. Благодаря специально созданным усло­виям силы участников до некоторой степени уравниваются: более слабая команда получает еще до начала игры некоторое количество очков (фору), что уравнивает возможный исход встречи. Это за­ставляет участников вести спортивную борьбу в полную силу. Раз­меры форы зависят от разницы в классе игры команд. Фора объявляется заранее или же только после окончания соревно­ваний. Уравнительные соревнования обычно проводятся в коллек­тиве физической культуры (школы, предприятия). Часто в школе в этих соревнованиях младшим приходится играть со старшими. Количество очков, за­ранее получаемое более слабой командой, определяет учитель.

    Классификационные соревнования проводятся для определения уровня спортивной подготовки и присвоения спортивного разряда.

    Отборочные соревнования проводятся с целью выявления одной или нескольких команд для участия в более крупных соревнова­ниях.

    Однодневные соревнования (блицтурниры) проводятся в течение одного дня с участием большого количества команд. Обычно такие соревнования планируют в праздничные дни, посвящают открытию сезона, началу учебного года.

    Показательные встречи проводятся с целью популяризации спортивных игр и демонстрации спортивного мастерства.

    Товарищеские встречи - это неофициальные встречи, которые проводятся без утвержденного положения, по взаимной договорен­ности между отдельными командами, для проверки подготовлен­ности игроков к предстоящим соревнованиям.

Качество проведения соревнований зависит от тщательной их подготовки.

II . Положение о соревновании.

Подготовка к соревнованию начинается с разработки положе­ния о соревновании. До проведения соревнований по спортивным играм соответствующая организация обязана утвердить положение о соревновании. Положение следует утвердить заблаговременно с таким расчетом, чтобы участвующие организации могли заранее с ним ознакомиться и тщательно подготовиться. Отступления от утвержденного положения недопустимы.

В положении о соревнованиях указывают: цели и задачи; время и место проведения соревнований; руководство соревнования­ми; участников соревнований; порядок проведения соревнований и определения победителей; награждение команд и участников; ус­ловия приема команд; формы и сроки представления заявок; место и время жеребьевки.

Спортивные соревнования проводит судейская коллегия. В ее состав в зависимости от вида спорта могут входить: главный судья и его заместители; главный секретарь и его помощники; судьи- секундометристы; судья-информатор; врач и др. Права и обязан­ности судей определяются правилами соревнований по каждому виду спортивных игр.

III . Системы розыгрыша.

В практике проведения соревнований по спортивным играм в большинстве случаев применяется две системы розыгрыша: кру­говая и система с выбыванием (олимпийская). Кроме указанных систем, иногда применяется смешанная система.

Круговая система. При круговой системе соревнований каждая команда (участник) играет по очереди со всеми остальными. При небольшом числе участников возможно проведение встреч со всеми противниками дважды или по нескольку раз. Победительницей считается команда (участник), выигравшая наибольшее количество встреч.

Круговая система дает возможность наиболее точно определить силы команд. Элемент случайности при проведении соревнований по этой системе минимальный. Недостатком круговой системы яв­ляется то, что для проведения соревнования нужно много времени.

Для определения количества встреч при проведении соревнова­ний по круговой системе пользуются следующей формулой:

где А-число команд, Х-количество встреч. Например, количество встреч при 16 командах будет равно:

При нечётном количестве команд количество календарных дней будет равно количеству команд, при чётном – на один меньше. Очерёдность встреч при круговой системе определяется по специальной таблице, которую можно составить двумя способами: с чередованием полей и без чередования полей.

Первый способ (с чередованием полей). В этом способе команда, которая стоит в паре первой, играет на своём поле. Для составления таблицы всегда берётся нечётное количество участников и чертится соответственное количество вертикальных линий. Внизу под первой линией ставится первый номер, а остальные вписываются по порядку змейкой. В результате справа и слева от вертикальной линии будут располагаться участники одного дня соревнований.

Примерный календарь соревнований для пяти команд:

Команды, номера которых вписаны снизу и сверху вертикали, будут в этот день свободны от игры. Если количество команд будет чётным, то к команде, не играющей в этот день, подставляется очередная цифра, равная последней, и в строчку записываются пары.

В нашем примере для пяти команд календарь игр будет выглядеть так:

1-й день 1-0 5-2 4-3

2-й день 0-4 2-1 3-5

3-й день 2-0 1-3 5-4

4-й день 0-5 3-2 4-1

5-й день 3-0 2-4 1-5

Для шести команд календарь проведения встреч будет таким:

1-й день 1-6 2-5 3-4

2-й день 6-4 5-3 1-2

3-й день 2-6 3-1 4-5

4-й день 6-5 1-4 2-3

5-й день 3-6 4-2 5-1

Второй способ (без чередования полей) используется в тех случаях, когда смена полей не имеет значения или когда игры проводятся на одной площадке. Таблица составляется для чётного количества участников: если количество участников нечётное, то вместо следующего чётного номера ставят ноль.

Принцип составления таблицы следующий. Все участвующие команды делят пополам, и номера команд записывают вертикальным столбцом в два ряда. Первая половина номеров, начиная с первого, записываются сверху вниз, а последующая – снизу вверх. Номера, попавшие рядом, составляют пары первого дня соревнований. Для определения второго дня и последующих дней соревнований в таблице первый номер оставляют остальные передвигают на одно место по кругу против часовой стрелки.

Календарь встреч для семи команд:

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день

1-0 1-7 1-6 1-5 1-4 1-3 1-2

2-7 0-6 7-5 6-4 5-3 4-2 3-0

3-6 2-5 0-4 7-3 6-2 5-0 4-7

4-5 3-4 2-3 0-2 7-0 6-7 5-6

При участии большего количества команд и возникновении необходимости проведения соревнований в ограниченные сроки календарь встреч составляют с разбивкой команд на предварительные подгруппы. В этом случае часто прибегают к рассеиванию команд. В каждую подгруппу включают победителей предыдущего розыгрыша. Остальные участники определяются жребием. В каждой подгруппе встречи проводят по круговой системе и определяют место каждого участника. Занявшие первые места в подгруппах играют между собой и т.д.

Иногда применяют и другой вариант. Участники, занявшие 1 и 2 места, образуют первую финальную группу, где разыгрывают места по круговой системе; 3 и 4 места образуют вторую финальную группу и т.д.

Система розыгрыша с выбыванием заключается в том, что коман­да, потерпевшая поражение, выбывает из дальнейшего участия в соревновании. Победителем соревнования считается команда, за­кончившая соревнование без поражения. Обычно по такой системе разыгрывают соревнования на кубок (приз). Положительной сто­роной этой системы является то, что при большом количестве команд соревнования можно провести в относительно короткие сроки. От­рицательные стороны системы с выбыванием заключаются в том, что она определяет только 1-2-е места, возможны случаи выхода в финал не самых сильных команд, половина команд выбывает из соревнования сразу после первой игры, и поэтому большинство команд проведет малое количество игр.

Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядко­вый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т. д.), то на­звание команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, опре­деленным жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы. Победи­тели первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз.

Если число участвующих команд не представляет степени чис­ла 2, то часть команд, в зависимости от полученных ими по жеребьевке номеров, вступает в игру со второго тура, что определяется по формуле: - 2 n)*2 = х, где А - количество участвующих команд, п - степень 2, дающая число, максимально приближенное к числу участвующих команд. Например: в соревнованиях уча­ствуют 11 команд, приближенное число 2 в степени п будет 2 3 , т. е. 8. Раскроем формулу: (А - 2 3)*2 = (11- 2 3)*2 = (11 - 8)*2 = 6. Следовательно, в первом туре должны играть 6-команд, а 5 команд начнут соревнования со второго тура.

Если число команд четное, то сверху и снизу играет во вто­ром туре равное количество команд, а если нечетное - то снизу играет на одну команду больше, чем сверху.

Контрольные вопросы.

    Какие виды соревнований существуют?

    Какие пункты входят в положение о соревнованиях?

    Составить график игр по круговой системе.

    Составить график игр по способу с выбыванием.

Положение о соревновании ─ основной управленческий документ, определяющий цель, задачи, состав участников соревнова­ния, содержание программы и способы оп­ределения победителей соревнования. Поло­жение регламентирует все отношения меж­ду организаторами соревнования, его участ­никами и судьями. Многолетней практикой проведения соревнований в России вырабо­тана четкая типовая структура положения о соревновании. Положение о соревновании любого ранга включает, как правило, его точное название и несколько разделов, ос­новные из которых рассмотрены ниже.

Типовая модель поло­жения о соревновании характеризована на примере положе­ния о спартакиаде спортивного клуба.

0. Название соревнования, которое включает информацию: о виде соревнования, его содержа­нии, об участниках и об организации, проводя­
щей соревнование (например, «Положение о лет­ней спартакиаде спортивного клуба «Луч»).

1. Цель и задачи соревнования. В этом разделе определяется главная цель предстоящего соревнования и исходя из нее формулируются кон­кретные задачи. Например: Цель соревнования - способствовать дальнейшему развитию массово­сти физической культуры и спорта среди трудя­щихся, формированию у них здорового образа жизни. Задачи соревнования: а) пропаганда физической культуры и спорта; б) выявление сильнейших спортсменов и команд; в) подведение итогов массовой физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы среди структурных подразделений.

2. Руководство проведением соревнования: а) характеризуется общее руководство соревновани­ем; б) указываются ответственные за непосред­ственное проведение соревнований по отдельным видам спорта; в) назначаются составы главной судейской коллегии и коллегий по видам спорта, включенным в программу спартакиады.

3. Сроки и место проведения соревнования. В этом разделе четко и точно указываются: а) время проведения этапов спартакиады, сорев­нований по отдельным видам спорта и ее фина­ла; б) сооружения, на которых планируется про­ведение соревнований спартакиады.

4. Участники соревнования и условия его проведения. В этом разделе указывается, кто допускается к участию в соревновании и какие требования предъявляются к его участникам. При этом может учитываться уровень спортивной квалификации участников, состояние здоровья, возраст, принадлежность к ФСО. (Так, например, соревнования мужчин старше 35 лет и женщин старше 30 лет желательно проводить по отдельным группам.) Здесь же перечисляется количество этапов спартакиады. Указываются группы, на которые разбиваются цехи, отделы организации (предприятия) для участия в массовых соревнованиях на первом этапе спартакиады.

5. Программа спартакиады. Здесь перечис­ляются виды спорта, включенные в программу данной спартакиады. Например, в программу
спартакиады входят: мини-футбол, волейбол, настольный теннис, плавание на 50 м для женщин и на 100 м для мужчин, легкая атлетика: бег
на 100 м и эстафеты 4 × 100 м для мужчин и жен­щин, легкоатлетический кросс на 1000 м для женщин и на 3000 м для мужчин. Здесь же излагаются условия, программа соревнований по отдель­ным видам спорта, устанавливается состав ко­манд, порядок их распределения на подгруппы.

6. Порядок определения победителей спар­такиады. Указываются способы (системы) и условия проведения соревнований по отдельным видам спорта, устанавливается, что победители спартакиады определяются как по отдельным видам спорта, так и в общекомандном зачете.
Победители в общекомандном зачете определя­ются, как правило, по общей сумме очков, на­бранных участниками в индивидуальных и командных первенствах. Положение может предус­матривать начисление дополнительных очков за высокие спортивные результаты, показанные в
финальных соревнованиях.

7. Награждение. В этом разделе четко ого­варивается, какими призами награждаются победители и призеры в командных и индивидуальных видах спорта. Указывается, какие призы вручаются командам ─ победительницам в общекомандном зачете. Главные призы устанавливает, как правило, организация, проводящая соревнование, но наряду с ней призы могут установить спонсоры соревнования, меценаты и др. В физкультурных и спортивных организаци­ях сложилась практика награждения победите­лей и призеров соревнований кубками, диплома­ми, медалям и памятными жетонами. Могут быть установлены денежные призы и различные ценные подарки. Нужно иметь в виду, что чем боль­ше будет установлено призов, тем интереснее будет идти соревнование.

8. Порядок и сроки подачи заявок и про­тестов. В этом разделе положения должны быть данные о форме и сроках подачи предваритель­ных и окончательных заявок на участие в финаль­ных соревнованиях, соответствующие докумен­ты на каждого участника (паспорт, свидетельство о рождении, зачетная книжка спортсмена, про­токолы предварительных соревнований и т. п.).

Указывается порядок протеста, сроки пода­чи и рассмотрения и орган, которому подается протест.

Разработанное положение обязательно утверждается организацией, проводящей соревнование, и заблаговременно рассыла­ется всем потенциальным участникам сорев­нования и заинтересованным организациям и лицам.

Судейская коллегия. Для проведения со­ревнований спартакиады оргкомитетом заблаговременно утверждается главная судей­ская коллегия и подбирается состав судей в соответствии с правилами и положением о данных соревнованиях. Для судей целесооб­разно провести семинар или совещание, на котором рассматриваются положение о соревнованиях с определением единого тол­кования его пунктов, основные разделы пра­вил соревнований, план расстановки судей.

Главная судейская коллегия состоит из главного судьи, его заместителей (в том чис­ле по медицинскому и по хозяйственному обеспечению), главного секретаря и его по­мощников, старших судей-секундометрис­тов, старших судей на финише, на виде (гим­настика, легкая атлетика и др.), на группе (спортивные игры) и т. д., судей при участ­никах, судьи-информатора.

В период подготовки к соревнованиям судейская коллегия принимает заявки от уча­ствующих организаций только с визой (раз­решением) врача, заверенной печатью, про­тив каждой фамилии участника. Без визы врача, заверенной печатью, спортсмен не допускается к участию в спортивных сорев­нованиях. Решение судьи о допуске спортсменов к соревнованиям является окончательным и обжалованию не подлежит.

Организаторы и судьи спортивных сорев­нований должны принять все меры для пре­дотвращения несчастных случаев и телесных повреждений. Согласно правилам соревнова­ний, ответственность за принятие мер по пре­дупреждению спортивных травм возлагает­ся на главного судью и руководителя органи­зации, проводящей соревнования.

Желательно, чтобы спортивные судьи на соревнованиях были одеты в установленную форму.

Медицинское обеспечение и техника без­опасности. На всех спортивных соревнова­ниях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслужива­ния участников и оказания неотложной ме­дицинской помощи.

Маркетинг и реклама спортивного сорев­нования и ФСМ. Рекламу спортивного сорев­нования целесообразно проводить в виде рек­ламной кампании, так как такой подход наи­более соответствует сущности рекламируемо­го объекта. Рекламная кампания ─ это не­сколько рекламных мероприятий, объединен­ных одной целью (целями), охватывающих определенный период времени и распреде­ленных во времени так, чтобы одно реклам­ное мероприятие дополняло другое.

При организации рекламной кампании запланированного спортивного мероприятия следует действовать в соответствии со стра­тегией маркетинга, которая и будет опреде­лять цели этой кампании, влиять на выбор средств и вида рекламных каналов. Класси­ческая рекламная кампания предусматрива­ет использование пяти видов рекламы: вво­дящей, престижной, формирования спроса, продвижения и содействия продажам.

· освещение хода подготовки к соревно­ваниям в печати; выпуск и распространение афиш, программ, пригласительных билетов, листовок; информацию по радио и телевиде­нию; организацию фотостендов и т. п.;

· популяризацию соответствующих ви­дов спорта путем торжественного открытия (парада) и закрытия соревнований, широкой радиоинформации по ходу соревнований; своевременное заполнение итоговых таблиц; выпуск фотомонтажей; трансляцию сорев­нований по телевидению и др;

· размещение информации о предстоя­щем спортивном соревновании в Интернете;

· своевременное подведение итогов и тор­жественное закрытие соревнований; вручение победителям соревнований призов, медалей, грамот и дипломов; проведение показательных выступлений и парада победителей соревно­ваний; своевременную информацию в печати, по радио и телевидению о результатах про­веденных спортивных соревнований.

Независимо от места проведения сорев­нований (стадион, Дворец спорта, спортив­ный зал, плавательный бассейн и др.) спортивные сооружения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены. Для оформления применяются знамена физкультурно-спортивных обществ, разноцветные флаги и гирлянды, спортивные панно, афиши и плакаты по видам спорта, различные спортивные лозунги, фотовитри­ны, фотомонтажи, стенды с требованиями и нормами ЕВСК, с рекордами и др. Красоч­ное оформление мест проведения спортив­ных соревнований является одним из эффек­тивных средств рекламы не только данного спортивного мероприятия, но и физической культуры и спорта в целом, нравственного и патриотического воспитания спортсменов.

Финансово-хозяйственное обеспечение соревнования предусматривает подготовку или аренду спортивных сооружений; подготовку, ремонт и приобретение недостающего спортивного инвентаря и оборудования; обес­печение транспорта для перевозки спортсме­нов; подготовку мест проживания или оплату гостиницы для иногородних участников; орга­низацию питания спортсменов; изготовление афиш, программ, билетов участников, пригла­сительных билетов, протоколов, сводок, таб­лиц и т. п.; приобретение призов, кубков, наградных медалей, грамот, дипломов; оплату изготовления и приобретения оборудования для красочного оформления мест соревнова­ний; приобретение канцелярских товаров; почтово-телеграфные расходы; оплату судейской коллегии, медицинского и обслуживающего персонала (коменданта, гардеробщиц, убор­щиц и др.). В зависимости от масштаба и ус­ловий проведения соревнований указанные финансово-хозяйственные мероприятия могут быть сокращены или увеличены.










И так, возникла необходимость провести соревнования по пулевой стрельбе. С чего начать? На что обратить внимание? Как правильно провести соревнования?

У вас возникнет множество вопросов, и вам в помощь будет эта статья, где я по возможности опишу вам все самое необходимое для проведения соревнований по стрельбе. Все соревнования по пулевой стрельбе проводятся согласно "Правил соревнований по стрельбе", или официальных Правил Международной Федерации стрелкового спорта ISSF.


Подготовка и проведение соревнований по стрелковому спорту (по стрельбе пулевой),
или Как провести соревнования по стрельбе

Составной частью учебно-тренировочной работы со стрелками-спортсменами является проведение соревнований. Соревнования являются главным средством пропаганды стрелкового спорта. Они привлекают к занятиям стрелковым спортом широкие массы молодежи, помогают воспитывать у нее волевые качества и характер, приучают к спортивной борьбе и позволяют обеспечить педагогический контроль за ходом тренировок. В коллективах физкультуры необходимо оказывать самое серьезное внимание организации соревнований по стрелковому спорту, так как от этого во многом зависят и результаты, которые будут показаны участниками соревнований.

Организация соревнований

Все соревнования, начиная от низовых коллективов физкультуры, проводятся в строгом соответствии с календарными планами. Календарный план работы составляется на основании календарного плана вышестоящей организации, что дает возможность тренерам конкретно планировать учебно-тренировочную работу со спортсменами.

Основой проведения любых соревнований является разработанное Положение для данного соревнования. Положение о соревновании разрабатывается проводящей организацией и должно содержать следующие разделы: цели и задачи; руководство соревнованиями; время и место проведения; состав участников; программу соревнований; порядок и условия зачета; определение первенства; награждение победителей; условия приема организаций и участников; сроки подачи заявки на участие в соревнованиях.

В Положении для проведения соревнований в низовых коллективах необходимо указать, кто обеспечивает участников оружием и боеприпасами. При организации судейской коллегии по проведению данных соревнований рекомендуется указать в Положении, что каждая организация, выставляющая команду, должна выделить установленное количество судей.

При разработке Положения соревнований такие разделы, как программа соревнований и определение первенства, требуют особого внимания. Очень часто эти разделы просто копируют из положения, получаемого от вышестоящих организаций, без учета возможностей и интересов большинства спортсменов, участвующих в данных соревнованиях.

Предварительная подготовка соревнований

В низовых коллективах очень часто соревнования проводятся без предварительной подготовки. Такие соревнования в выполнении поставленных целей и задач успеха не дают. Поэтому каждая организация должна провести предварительную подготовку соревнований, которая заключается в следующем:
— оформление аренды тира;
— приобретение мишеней, канцелярских принадлежностей, призов, бланков, дипломов;
— определение мест размещения и питания, транспортировки участников и судей, порядок хранения оружия; определение количества судей; назначение главного судьи и главного секретаря;
— подготовка таблицы для информации; составление календаря соревнований, исходя из пропускной способности тира (стрельбища);
— составление сметы расходов на оформление мест соревнований, медицинское обслуживание и культурно-массовые мероприятия;
— определение места работы мандатной комиссии и секретариата.

Желательно, чтобы судьи прибыли на соревнования заблаговременно для проверки и подготовки мест соревнований. При недостаточной квалификации судей следует провести семинар по правилам проведения соревнований. Количество судей зависит от значимости проводимых соревнований, количества участников и пропускной способности тира (стрельбища).
В коллективах физкультуры программа соревнований, как правило, небольшая. В таких случаях судейская коллегия может состоять из трех человек: главного судьи, он же старший судья линии огня; старшего судьи линии мишеней, он же судья по определению результатов стрельбы; главного секретаря, он же информатор.

Стрелковые соревнования городского и областного масштаба, как правило, проводятся в 50-метровых тирах емкостью в 10 щитов. Кроме того, в некоторых коллективах имеются тиры 50-метровые с 10 щитами и 25-метровые с автоматической установкой для скоростной стрельбы.

При выполнении упражнения в тире 25 метров по мишени с черным кругом судей из КОР тиров 50 м и 25 м можно объединить, а при выполнении упражнения по силуэту судьи тира 25 м составляют бригаду из 3 человек: судья линии огня, судья линии мишени и судья КОР. Кроме вышеперечисленных судей, необходимо иметь судью-информатора - 1 человек, судью при участниках, он же судья по оружию - 1 человек. Таким образом, на городских и областных соревнованиях необходимо создать судейскую коллегию не менее чем из 15 человек. Из них в главную судейскую коллегию входят: главный судья, главный секретарь, старшие судьи линии огня и линии мишени и старший судья КОР.

Накануне соревнований главный судья с представителями команд проводит совещание главной судейской коллегии, на котором представляет главную судейскую коллегию; уточняет отдельные вопросы из положения соревнования (если это необходимо); утверждает распорядок дня и календарь соревнований.

Подготовка мишеней

Зная количество участников в каждом упражнении, необходимо заблаговременно подготовить мишени. Мишени делятся на пробные и зачетные. Количество пробных и зачетных мишеней зависит от выполняемого упражнения.

При расчете количества мишеней необходимо учесть некоторый запас. Все пробные мишени с черным кругом обозначаются черной полосой в левом верхнем углу. Полоса должна быть ясно видна с линии огня.

Сверху мишени необходимо сделать надпись: номер смены, номер щита, первая и вторая мишень (например, для 2-го щита-1-я смена, 2/1, 2/2; 2-я смена, 2/1, 2/2). В упражнениях с большим количеством зачетных мишеней для шифровки применяется нумератор. Шифр наносится сверху, с правой стороны мишени. Например, для 1-й смены 5-го щита: 010501, 010502, 010503 -и т.д. Первые две цифры - номер смены, вторые две цифры - номер щита, третьи две цифры - номер мишени.

Подготовка материалов для проведения жеребьевки

Для удобства проведения жеребьевки главный секретарь составляет график жеребьевки по упражнениям. Примерный график жеребьевки на упражнение МВ-8, тир - 50 метров на 10 щитов, команд - 5 (а, б, в, г, д), участников в упражнении от каждой команды по 4 человека.

После составления графика его данные переносят в бланк заявки на упражнения. Полученный бланк заявки на жеребьевке представитель команды заполняет и возвращает главному секретарю, который согласно заявке составляет лист учета смен на упражнение.

Лист учета смен составляется в 4 экземплярах. Один экземпляр остается в секретариате, один вывешивается для обозрения спортсменам, один - для старшего судьи линии огня и один - для судьи по оружию.

Начало соревнований

Началом соревнований считается время поднятия флага соревнований.
Все судьи должны прибыть на свои участки работы за 30-40 минут до открытия огня, с тем чтобы проверить готовность участков к началу соревнований, получить необходимую документацию, оборудование и организовать работу на порученных участках.

Судьи линии огня

Старший судья линии огня координирует работу по проведению соревнований на линии огня и линии мишеней. В день выполнения упражнения он получает в секретариате список смен, канцелярские принадлежности и всю необходимую документацию. Проводит краткий инструктаж секторных судей и контролеров.

За шесть минут до начала огня дает команду для прожога оружия. За пять минут до начала огня дает команду «Приготовиться!», объясняет участникам условия выполнения данного упражнения и по окончании пяти минут подает команду «Заряжай!», а через 2-3 с - «Огонь!» и включает секундомер.

В дальнейшем старший судья, секторные судьи и судьи-контролеры линии огня выполняют свои обязанности по поддержанию порядка и соблюдению спортсменами правил стрельбы.

Судьи линии мишеней

Судьи линии мишеней полностью подчиняются старшему судье линии огня. Накануне выполнения упражнения проверяют шифровку мишеней для выполнения предстоящего упражнения, проводят краткий инструктаж с секторными судьями по правилам выполнения упражнения. Раздает мишени по секторам.

Во время работы судьям на линии мишеней необходимо обращать внимание на следующие возможные случаи: при наличии в зачетной мишени сдвоенной пробоины секторный судья должен отметить, что пробоина сдвоенная, и поставить свою подпись: в мишени оказалась пробоина другого стрелка. Старший судья линии мишеней немедленно докладывает об этом старшему судье линии огня. По выяснении, кому принадлежит чужая пробоина, сделать соответствующую отметку на мишенях и заверить их двумя подписями судей. Зачетные мишени старший судья направляет в комиссию по определению результатов стрельбы.

Судьи по определению результатов стрельбы

Достоинство каждой пробоины и общий результат стрельбы определяется комиссией определения результатов (КОР).

Работу судей КОР рекомендуем организовать следующим образом: один судья определяет достоинство пробоины и количество очков в серии и передает подсчитанную серию выстрелов другому судье, который контролирует правильность определения достоинства пробоин, сумму очков и производит запись результатов в карточки.

При осмотре мишеней следует обратить внимание на записи, сделанные судьями линии мишеней, относящиеся к нарушениям правил соревнования, и при подсчете суммы очков серии вычитать штрафные очки, сделав соответствующую запись в карточку учета выстрелов, за что и на сколько очков оштрафован данный стрелок. После внесения в карточку результатов стрельбы подсчитывается общий результат суммы очков стрелка и заверяется подписью судьи, а карточка передается старшему судье КОР.

Старший судья КОР проверяет подсчет суммы очков, подписывает карточку результатов стрельбы. Раскладывает карточки по занятым личным местам стрелков. Лично проверяет правильность подсчета очков стрелков, занявших первые шесть мест. В процессе работы рассматривает спорные вопросы по определению достоинства пробоин. Спорная пробоина должна быть заверена двумя судьями. При спорном вопросе по определению достоинства пробоины решающее значение принадлежит старшему судье КОР.

Судья-информатор

К началу соревнований готовит на большом листе календарь соревнований, таблицу результатов на каждое упражнение, таблицу общекомандных результатов на каждое упражнение и таблицу общекомандных результатов.

Судья-информатор вносит в таблицу данные спортсменов, в ходе соревнований он должен обеспечить своевременную информацию о результатах стрельбы. После окончания стрельбы в каждом упражнении он сверяет таблицу информации со старшим судьей КОР - личные результаты и занятые стрелками места; а с секретариатом командные результаты и места команд. По окончании стрельбы подводит общий итог и вносит результаты в таблицу общекомандной борьбы. Результаты, объявленные судьей-информатором, являются предварительными. Окончательными будут результаты, утвержденные судейской коллегией.

Судья при участниках

Судья при участниках на основании календаря соревнований составляет расписание тренировочных стрельб, где дается подробное расписание времени тренировки с распределением щитов для каждой команды. После согласования с главным секретарем расписание тренировочных стрельб вывешивается в тире.

Для обеспечения мер безопасности и поддержания соответствующего порядка во время тренировки обязательно назначать дежурного судью. Судья при участниках организует проверку одежды, обуви и совместно с судьей по оружию - проверку оружия стрелков. На судью при участниках возлагается обязанность организации торжественных церемоний при открытии, закрытии соревнований и награждении победителей.

Оформление протоколов

На основании поступивших в секретариат результатов стрельбы составляется протокол результатов стрельбы в данном упражнении. Для этого необходимо: проверить правильность определения личных мест; согласно списку смен на данное упражнение расшифровать карточки учета выстрелов; внести результаты стрелков в командные заявки по упражнению, подсчитать итоги и определить командные места.

Личные и командные места определяются согласно правилам соревнований по стрелковому спорту. После этого составляется протокол соревнований.

Для определения общего места команды по всей программе соревнований составляется сводный протокол.

Закрытие соревнований по стрельбе

Закрываются соревнования опусканием Флага. На закрытии происходит награждение чемпионов и призеров этих соревнований.

Успех проведения соревнования любого масштаба в значитель­ной степени зависит от проделанной подготовительной работы, ко­торую целесообразно подразделить на три этапа:

На первом этапе необходимо определить даты и место соревно­вания, разработать, утвердить и довести до сведения участников и организаций, занятых в соревновании, положение о соревновании, выделить и утвердить оргкомитет или ответственное лицо, а" также главную судейскую коллегию или главного судью, составить и утвердить смету соревнования.

На первом этапе подготовка к соревнованию в основном ведется организацией, проводящей соревнование. Главный судья может вы­ступать здесь в роли консультанта.

На втором этапе необходимо ознакомиться с местом и условия­ми проведения соревнования (в том числе с положением и предва­рительными заявками), составить график соревнования, подгото­вить место соревнования, укомплектовать секретариат и судейскую коллегию, подготовить информацию о предстоящем соревновании. Эта работа должна выполняться главным судьей соревнования совместно с ответственным лицом и комендантом (выделены орга­низацией, проводящей соревнование), а также главным секретарем. На крупных соревнованиях главному судье помогает весь состав главной судейской коллегии и оргкомитет организации, проводящей

соревнования.

Приступая к подготовке соревнования (на втором этапе), глав­ный судья руководствуется: положением о соревновании, Единой классификационной программой (действующей или специально разработанной организацией, проводящей соревнование) и прави­лами соревнований.

Прежде всего необходимо внимательно познакомиться с поло­жением, в котором указаны: сроки проведения соревнований, место, контингент участников, программа и условия зачета. Затем сов­местно с главным секретарем соревнования, ответственным лицом от организации, проводящей соревнование, и комендантом следует внимательно изучить условия проведения соревнования и пригод­ность мест для предстоящей работы.

Следует осмотреть подсобные помещения (гардероб, раздевал­ки с душевыми, комнаты для судей и секретариата), места для


предварительной разминки перед выступлением и основную пло­щадку соревнования (место для вольных упражнений, наличие и качество основных снарядов и способ их расстановки), наличие за­пасных снарядов, деталей к ним и частей, наличие вспомогатель­ного инвентаря, рабочие места для судей и секретариата на самой площадке соревнования, места для представителей, для зрителей (на крупных соревнованиях надо выделить места для официаль­ных лиц и представителей прессы).

Одновременно следует проверить качество радиофикации и освещения, а также всего, что необходимо для торжественных це­ремоний.

Все недостатки, обнаруженные при осмотре, фиксируются и устраняются с помощью ответственных лиц от организации, прово­дящей соревнование.

Главный секретарь, ознакомившись с условиями работы на предстоящем соревновании (с его положением, программой, предва­рительными заявками), под руководством главного судьи присту­пает к разработке графика соревнования.

При разработке графика соревнования учитывается помимо всего указанного выше еще и способ комплектования смен. Есть два варианта составления графика.

Первый вариант: все команды располагаются в порядке мест, занятых на предыдущем соревновании, и смены комплектуют­ся так, чтобы в последней команде были самые сильные участ­ники, занявшие у мужчин первые б мест, а у женщин первые 4 места, то есть начинать соревнования с менее сильных гимнастов и заканчивать более сильными.

Второй вариант: проводится жеребьевка среди команд-участников. Каждая смена комплектуется по тому же принципу, что и в первом варианте.

Вид, с которого каждая команда начинает соревнование в сво­ей смене, определяется либо жеребьевкой, либо порядковым номе­ром команды в смене. Общепринятая последовательность прохож­дения видов: у мужчин - вольные упражнения, конь-махи, кольца, прыжок, брусья, перекладина, у женщин - прыжок, бревно, брусья, вольные упражнения.

Жеребьевку необходимо проводить заблаговременно, чтобы каждая смена перед вступлением в соревнование на специальной разминке могла подготовиться к тому виду, с которого она начина­ет соревнование.

Важно тщательно подготовить место для соревнования. Снаряды надо расположить так, чтобы выступающие участники хорошо были видны судьям и зрителям.

Площадку соревнования следует отделить от зрителей. Она должна иметь специальные проходы для входа и выхода команд и должностных лиц соревнования.

Независимо от масштаба соревнования обязательна радиофика­ция. Вблизи площадки соревнования надо оборудовать место для оперативной группы секретариата, для главной судейской коллегии,


Работающей непосредственно на месте соревнования, и для инфор­матора (диктора).

На втором этапе подготовки комплектуются судейские бригады по видам многоборья и назначаются старшие судьи в видах много­борья. Секретариат подготавливает всю необходимую документа­цию для проведения соревнования: протоколы на видах, сводные протоколы по командам, таблицы для информации о результатах соревнования и знаки различия (жетоны) для всех должностных

лиц соревнования.

На третьем этапе подготовки устанавливаются контакты между главной судейской коллегией и участниками по всем организацион­ным вопросам, проводится совещание с представителями и разда­ются им документы, уточняются именные заявки и окончательно комплектуются команды, смены, составляется график, заполняются протоколы по видам и сменам, а также сводные протоколы по орга­низациям-участникам, проводится опробование снарядов участни­ками, совещание с судьями и окончательно укомплектовываются судейские бригады по видам, проводится семинар по подготовке к практическому судейству и пробное судейство, окончательно про­веряется вся организационная и материально-техническая подго­товленность к началу соревнования.

На третьем этапе в работу судейской коллегии включается про­смотровая комиссия (на крупных и ответственных соревнованиях), которая проверяет работу судейских бригад, выделяет наблюдате­лей по видам, проверяет качество организации соревнования. Пред­седатель просмотровой комиссии является помощником главного судьи соревнования.

Аннотация:

В разделе приводится обзор процесса подготовки команды к робототехническим соревнованиям, а также некоторые простые подсказки.

Введение:

Процесс создания робота - финального продукта - это только половина решения задачи. Выступление команды на соревнованиях является определяющим фактором успеха. Путем применения эффективной стратегии и изучения стратегий других команд, команда может продумать собственные контрдействия на действия противника и получить преимущество в игре. Команды могут учиться у своих противников и за счет этого усовершенствовать собственных роботов в перерывах между матчами. С этой точки зрения робототехнические матчи являются своего рода высокоскоростной механизированной версией шахматных матчей, или миниатюрной версией робототехнического баскетбола.

Стратегия матча:

Способности роботов могут быть выражены в различной степени. Роботы некоторых команд легко преодолевают поле, подбирая по дороге игровые объекты и манипулируя ими всеми способами, тогда как другие роботы сталкиваются с трудностями в выполнении первого шага. Уровень способностей, как правило, обусловлен решениями, принятыми в процессе проектирования. Тем не менее, ошибки слабых роботов могут быть минимизированы. Эти роботы могут превзойти более сильных оппонентов с помощью удачной стратегии. Команды, уверенные в легкой победе, быстро понимают, что чрезмерная уверенность в себе является огромным недостатком.

Первым шагом к успеху на соревнованиях является разработка стратегии ведения матча. Стратегия должна состоять из перечня действий и моделей поведения робота в ходе матча. Стратегия может быть простой (поднять игровой объект, забросить игровой объект в ворота), либо более сложной, определяющей тактику захвата, инструменты захвата и процедуру дальнейшей обработки каждого из футбольных мячей. Повышенная сложность предполагает наличие нескольких стратегий, определяемых текущими условиями матча (счет, остаток времени, поведение оппонента и пр.). Команды должны внимательно относиться к планированию матча.

Возможна разработка различных стратегий для каждого из сценариев. Для создания успешной стратегии, команды должны представить свои предполагаемые действия в матчах против потенциальных оппонентов. Например:

  • Как наша команда будет играть против команды, зарабатывающей очки гораздо быстрее нас?
  • Как наша команда будет играть, если до этого мы много проигрывали?

Чем больше стратегий разработано командой, тем лучше она подготовлена к быстрым переменам ситуации. В качестве упражнения, попросите учащихся разработать схему стратегий до начала соревнований. Данная схема будет служить руководством в ходе матчей на соревнованиях. Схема стратегий должна постоянно находиться в работе. Чем больше матчей сыграла команда, тем больше новых стратегий она может проработать. Помимо этого, робототехнические матчи характеризуются высокой интенсивностью.

Разведка:

Наилучшим способом получения преимущества перед роботом-оппонентом является изучение его сильных и слабых сторон, а также умение прогнозировать его действия. Как команда может получить эти сведения? Применив метод разведки. Разведка включает наблюдение за роботами-оппонентами в ходе матчей и регистрацию ключевых данных об особенностях их проектов и сценариев поведения. В том числе:

  • Функциональные возможности робота
    • Насколько хорошо движется робот?
    • Способен ли он подбирать объекты различных типов?
    • Как робот зарабатывает очки с помощью разных объектов?
  • Сценарии поведения робота
    • Сколько очков заработал робот с каждом из матчей? (точное количество)
    • Сколько очков заработал робот за каждый тип объектов?
    • Как ведет себя робот на старте матча? Как ведет себя робот в конце матча?
    • Какова основная стратегия робота?
    • В какие моменты в ходе матча робот стремится заработать очки?
    • Каков его основной способ ведения матча?

Изучив стандартные сценарии поведения робота-оппонента в матчах, команда может выбрать соответствующую стратегию на основе ожидаемых действий оппонента в предстоящем матче, используя свою схему стратегий. За счет этого команда может максимально использовать потенциал собственного робота.

В ходе проведения соревнований, команды должны следить за всеми матчами, включая собственные. Перед соревнованиями каждая команда должна выполнить упражнение под названием «ведомость разведки». Ведомость представляет собой форму, которую учащиеся заполняют для каждого матча и куда включают наиболее важные на их взгляд данные. В ходе соревнований учащиеся одной команды должны заполнить ведомости для каждой команды и каждого матча. Эти ведомости могут затем использоваться при подготовке к предстоящим матчам.

Чтобы перевести работу на новый уровень, команды могут сравнить собранные данные и произвести статистические расчеты, чтобы определить «лучшего» робота. Например, робот команды Х лучше всех забрасывает футбольные мячи, зарабатывая за это 4,3 очков в каждом матче.

Распределение ролей в команде

В ходе проведения соревнований, учащиеся распределяют между собой четыре основные роли:

  • Операторы : учащиеся, отвечающие за управление роботом в ходе матча. В ходе ведения матча они обеспечивают следование стратегии, представленной тренером. В составе команды могут быть один или два оператора, в зависимости от проекта робота.
  • Тренер/главный стратег : ученик, отвечающий за принятие окончательного решения относительно стратегии, используемой в матче. При принятии решения он/она использует данные, предоставляемые разведчиками. В ходе матча, тренер стоит вместе с операторами и руководит ведением матча. Он/она указывает операторам направление действий и контролирует выбранной стратегии.
  • Группа механиков : учащиеся, отвечающие за ремонт, текущее обслуживание и усовершенствование робота между матчами. В круг их обязанностей входит обеспечение готовности робота к участию в матче. Эти учащиеся также отвечают за текущее обслуживание всех запасных частей и батарей. В зависимости от размера команда, группа механиков может состоять из одного или двух человек. При необходимости, в команду могут входить операторы.
  • Разведчики : учащиеся, отвечающие за просмотр каждого матча и регистрацию наиболее важной информации обо всех роботах, участвующих в соревнованиях. Они будут разрабатывать стратегию для каждого предстоящего матча вместе с тренером. Эта роль должна быть распределена между двумя учащимися, каждый из которых будет наблюдать за одним из двух роботов в каждом матче.

Существует множество способов распределения ролей между учащимися. В некоторых командах учащиеся сами выбирают для себя роль. В других командах роли распределяются путем консенсуса. Например, в некоторых случаях несколько учащихся хотят быть операторами. Чтобы правильно распределить роли в этой ситуации, необходимо помнить о том, что все роли обладают исключительной значимостью в достижении успеха, поэтому более важных ролей не существует. Команда должна научиться пользоваться своей силой, распределяя роли в соответствии с возможностями и способностями участников. Одним из методов определения операторов является организация мини-соревнований между кандидатами. Каждый оператор должен сможет управлять роботом на поле в течение двух минут. Ученик, набравший максимальное количество очков, становится победителем.

В некоторых командах роль оператора передается между учащимися, чтобы каждый желающий мог попробовать свои силы. Данный подход может сработать, но наличие одного единственного назначенного командой оператора расширяет объем его практики и опыт, что, в свою очередь, увеличивает шансы команды на победу в соревнованиях.

Максимальное использование потенциала робота на соревнованиях

Существует множество подходов к максимальному использованию потенциала робота. О некоторых из них речь уже велась ранее. После участия в соревнованиях команда всегда проводит оценку проделанной работы. Далее приводится перечень вопросов к обсуждению:

  • Могла ли команда показать лучшие результаты?
    • Необходимо ли разработать дополнительные стратегии? ... другие стратегии?
    • Насколько эффективно были использованы данные разведки?
    • Выступление робота соответствует ожиданиям?
    • Робот действует слишком медленно? Робот не надежен?
    • Используют ли другие команды наши стратегии? Как мы адаптируемся?
  • Оппоненты выступают лучше нас? Почему? Что делают они и не делаем мы?

Усовершенствование робота в ходе соревнований

В процессе работы над блоками в рамках данного учебного курса учащиеся узнали, что проектирование является итерационным процессом. Итерационный процесс не завершается с началом соревнований. Соревнования являются лишь очередным испытанием, в ходе которого команды собирают данные и определяют области, требующие доработки. Команда, возможно, не способна вносить значительные изменения в разгар состязаний, но все же возможность доработок существует. Если в части механики робот не функционирует в соответствии с ожиданиями команды, необходимо выявить причину и определить возможности решения проблемы. Залогом успешной работы является качественный обмен данными между всеми членами команды. После того, как один из членов команды выявил наличие проблемы, он или она должны немедленно сообщить об этом остальной группе с целью совместного поиска ее решения.

  1. 1. Надежность - лучшая характеристика робота. Вы не сможете победить, если ваш робот не работает.
    2. День, выделенный под испытания, имеет гораздо более важное значение, чем день, потраченный на втискивание одной последней дополнительной функции в проект робота.
    3. Перед каждым матчем необходимо удостовериться, что батарея полностью заряжена, надежно закреплена, подключена и, что наиболее важно, что робот включен!
    4. На турнире нет места панике!
    5. Будьте готовы к тому, что каждый элемент робота выйдет из строя хотя бы раз! Будьте готовы произвести ремонт!
    6. Если что-либо пошло не так с роботом, не волнуйтесь. Попросите о помощи и попробуйте решить проблему.
    7. Ели вы хотите хорошо выступить на турнире, заранее выберите операторов и предоставьте им большой объем времени для практики до начала турнира.
    8. Не теряйте надежду. Даже если команда переживает трудности, всегда есть шанс на победу. Продолжайте работать и постарайтесь максимально реализовать все возможности команды.
    9. Будьте готовы к возникновению не контролируемых ситуаций. Не паникуйте, сконцентрируйтесь на том, что вы можете контролировать.
    10. Обеспечьте обмен данными между командами механиков и операторов.
    11. Тщательно изучите руководство пользователя VEXnet и значение каждого мигающего индикатора контроллера. Перед каждым матчем выполняйте проверку всех индикаторов.
    12. Перед каждым матчем выполняйте проверку всех систем. Используйте контрольные листы для обеспечения полного объема контроля.
    13. Убедитесь, что ШИМ-кабели присоединены в нужные порты и надежно зафиксированы в них.
    14. Начинайте каждый матч с готовой стратегией. Что вы будете делать?
    15. Не бойтесь смотреть вокруг и перенимать опыт других команд. Иногда обучение и вдохновение бывает спровоцировано достижениями других.
    16. Добейтесь участия всех членов команды. Даже новичок может высказать одну, но гениальную, идею.
    17. Тяжелая работа и энтузиазм - наиболее выигрышная комбинация.
    18. Получайте удовольствие!